Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка»

«20 » июля 2023 года                                                 № КСП-01-17-39

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, по результатам экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается пункт 1 решения Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка» (далее – решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ) изложить в следующей редакции:

«1. Установить дополнительную меру социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений гражданам, зарегистрированным и проживавшим в городе Сургуте в жилых помещениях, пострадавших в результате пожара или паводка, и не имеющим иного жилого помещения в собственности, в размере 100 % оплаты стоимости найма (поднайма) жилого помещения, но не более 20 000 рублей в месяц для граждан составом семьи до 4 человек (включительно) и не более 30 000 рублей в месяц для граждан составом семьи 5 и более человек. Оказание дополнительной меры социальной поддержки в виде возмещения расходов осуществляется не более 12 месяцев с начала ее предоставления».

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ[1] органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Установление за счёт средств бюджета города дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города (подпункт 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[2]).

С 1 января 2023 года решением Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ для отдельных категорий граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка, установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений. Согласно материалам к проекту решения в 2023 году отдельные категории граждан не воспользовались дополнительной мерой социальной поддержки по причине низкого размера выплаты, что и обусловило подготовку проекта решения.

В таблице представлена информация о предлагаемых изменениях дополнительной меры поддержки отдельным категориям граждан, в которой курсивом выделены основные изменения.

Критерий

Решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ

Проект решения

Категория граждан граждане, зарегистрированные и проживавшие в городе Сургуте в жилых помещениях, ставших непригодными для проживания вследствие пожара или паводка, и не имеющие иного жилого помещения в собственности граждане, зарегистрированные и проживавшие в городе Сургуте в жилых помещениях, пострадавших в результате пожара или паводка, и не имеющие иного жилого помещения в собственности
Размер поддержки 100% оплаты стоимости найма (поднайма) жилого помещения, но не более 15 000 рублей в месяц на срок не более 12 месяцев с начала ее предоставления. 100 % оплаты стоимости найма (поднайма) жилого помещения, но не более 20 000 рублей в месяц для граждан составом семьи до 4 человек (включительно) и не более 30 000 рублей в месяц для граждан составом семьи 5 и более человек на срок не более 12 месяцев с начала ее предоставления

По данным таблицы видно, что изменение наименования категории граждан путем замены характеристики жилых помещений с «ставших непригодными для проживания вследствие пожара или паводка» на слова «пострадавших в результате пожара или паводка» расширяет круг возможных заявителей, включая в него лиц, жилье которых пострадало в результате пожара или паводка, но пригодно для проживания и требует капитального или текущего ремонта.

Указанное может повлечь дополнительные бюджетные ассигнования для исполнения расходного и бюджетного обязательства, которое возникнет в силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данный вывод основан на следующем. Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию на момент разработки проекта решения 11 семей претендуют на указанную выплату на общую сумму 1 440 000 рублей, которая ежегодно предусмотрена решением о бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов[3]. Вместе с тем, по данным официального портала Администрации города[4] по состоянию на 23 апреля 2023 года на территории городского округа Сургут было зарегистрировано 106 пожаров, из них 61 – в жилом секторе, то есть потенциально 61 семья может претендовать на получение дополнительной меры поддержки на общую сумму не менее 6 млн. рублей (61 семья – 11 семей) * 6 месяцев * 20 тыс. рублей ежемесячно).

Кроме того, в листе согласования проекта решения в составе согласовывающих лиц отсутствует директор департамента финансов Администрации города (как руководитель финансового органа), что, полагаем, не соответствует пункту 6 статьи 39 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, пункту 4 статьи 14 Регламента Администрации города, утвержденного распоряжением Администрации города от 30.12.2005 № 3686, согласно которым проект решения Думы города в обязательном порядке согласуется с департаментом финансов Администрации города (по вопросам, связанным с формированием, исполнением местного бюджета), поскольку установление (изменение) расходных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством напрямую связано с формирование и исполнением бюджета города.

При этом согласно абзацу 6 подпункта 2.2.2 пункта 2.2 части 2 раздела II соглашения от 03.02.2023 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района (городского округа) ХМАО-Югры, заключённого муниципальным образованием городской округ Сургут ХМАО-Югры в лице Главы города с Департаментом финансов ХМАО-Югры, муниципальное образование обязуется осуществлять меры по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе неустановление новых расходных обязательств без учета оценки финансовых возможностей местного бюджета, оценки ожидаемого экономического эффекта от их принятия.

Обращаем внимание, что в пункте 2 Постановления от 31.05.2022 № 22-П[5] Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе самостоятельно определять виды и условия предоставления за счет собственных средств мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Однако при введении и изменении соответствующего правового регулирования он обязан соблюдать принципы справедливости и равенства, гарантирующие защиту от любых форм дискриминации, что означает, помимо прочего, запрет таких различий в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Различия же в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права во всяком случае не должны быть произвольными и допустимы лишь при условии, что они обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ[6] внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

В Единой государственной информационной системе социального обеспечения[7] сформирован классификатор мер социальной поддержки, в котором под кодом 14.04.00.00 указана категория граждан «Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций (в т.ч. террористического акта)».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2022 № 22-П, в целях  соблюдения принципа справедливости и равенства, гарантирующего защиту от любых форм дискриминации, считаем возможным предложить рассмотреть вопрос об установлении дополнительной меры поддержки для граждан, зарегистрированных и проживавших в городе Сургуте в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих иного жилого помещения в собственности.

Дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные обязательства, возникшие в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объеме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки. В связи с чем, полагаем, что пункт 2 части 2 решения Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ изложен некорректно, так как обязывает Администрацию города обеспечить финансирование предоставления дополнительной меры социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете городского округа Сургут. При этом в случае недостатка бюджетных ассигнований существуют риски предоставления дополнительной меры социальной поддержки не всем гражданам, заявившимся за ее получением, что не соответствует принципу безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами. Кроме того, пунктом 4 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2022  № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» предписано главным распорядителям бюджетных средств обеспечить своевременное и в полном объеме исполнение публичных нормативных обязательств.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам мер социальной поддержки должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Учитывая изложенное, предлагаем уточнить пункт 2 части 2 решения Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ, изложив, например, в следующей редакции: «Администрации города обеспечить финансирование дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим решением».

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Отметим, что ни решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ, ни проект решения не содержат источник исполнения обязательств. С целью соблюдения норм бюджетного законодательства предлагаем указать уровень бюджета, за счет которого будет осуществлять выплата дополнительной меры социальной поддержки, например, путем добавления в пункт 1 решения Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ после слов «1. Установить дополнительную меру социальной поддержки» словами «за счет средств местного бюджета».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                       В.И. Жуков

Иваницына Ольга Раисовна
52-82-03

Бережная Лариса Александровна
52-83-63


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[3] Решение Думы города Сургута от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов».

[4] https://admsurgut.ru/article/884/174558/Svedeniya-o-pozharnoy-obstanovke-v-Surgute-za-2023-god-po-sostoyaniyu-na-24-aprelya.

[5] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2022 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» в связи с жалобой гражданки Т.В. Мельниковой».

[6] Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

[7] https://egisso.ru/#/documents-categories/2