Годовой отчет Контрольно-счётной палаты города за 2013 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
ДУМА ГОРОДА СУРГУТА
РЕШЕНИЕ
Принято на заседании Думы 22 мая 2014 года
№ 506-V ДГ

 

Об отчёте Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2013 год

 

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции от 04.03.2014), рассмотрев представленный Контрольно-счётной палатой города отчёт за 2013 год, Дума города РЕШИЛА:
Принять к сведению отчёт Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2013 год согласно приложению.

Председатель Думы города С.А. Бондаренко
«23» мая 2014 г.

 

Приложение
к решению Думы города
от 23.05.2014 № 506-V ДГ

 

ОТЧЁТ
Контрольно-счётной палаты города Сургута за 2013 год

 

Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Сургута (далее – Контрольно-счётная палата) за 2013 год подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Положением о Контрольно-счётной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (далее – Положение о Контрольно-счётной палате).

Глава 1. Задачи и функции Контрольно-счётной палаты

Контрольно-счётная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Основные задачи Контрольно-счётной палаты в отчётном периоде заключались в контроле за исполнением бюджета городского округа город Сургут (далее – местный бюджет, бюджет города), а также за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, в проверке законности и результативности использования средств местного бюджета и муниципальной собственности. Деятельность Контрольно-счётной палаты направлена на предотвращение и предупреждение выявляемых нарушений в финансовой и имущественной сферах.

 

Глава 2. Основные направления деятельности

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона № 6-ФЗ, статьёй 10 Положения о Контрольно-счётной палате внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В числе основных задач, на решении которых были сконцентрированы внимание и усилия Контрольно-счётной палаты в 2013 году, – обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города, контроль в сферах жилищно-коммунального хозяйства и размещения муниципального заказа.
В отчётном периоде контрольные мероприятия осуществлялись в Администрации города и её структурных подразделениях, а также
3
в учреждениях и организациях, получивших средства бюджета города или использующих имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Глава 3. Основные итоги работы Контрольно-счётной палаты в 2013 году

Контрольно-счётной палатой в 2013 году проведено:
1) 10 контрольных мероприятий в соответствии с утверждённым планом работы на 2013 год (с учётом внесённых изменений), в том числе 3 – совместно с прокуратурой города Сургута (далее – прокуратурой города);
2) 4 контрольных мероприятия, утверждённых в плане работы на 2012 год (в том числе 1 – совместно с прокуратурой города), начатых в 2012 году и перешедших на 2013 год в связи с большим объёмом информации, документов и материалов, требующих детального изучения в ходе проведения проверок. Переходящие 4 проверки вошли в количество контрольных мероприятий 2012 года (см. таблицу 1), но их результаты не учтены в отчёте Контрольно-счётной палаты за 2012 год, в связи с чем подлежат отражению в настоящем отчёте;
3) 236 экспертно-аналитических мероприятий;
4) 2 проверки, проведённые по заданию прокуратуры города.
Основные показатели, характеризующие деятельность Контрольно-счётной палаты за 2011 – 2013 годы, приведены в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Показатели

В том числе по годам

2011

2012

2013

1.

Штатная численность, утверждённая/факт

20/18

24/22

24/22

2.

Количество структурных подразделений

5

4

4

3.

Количество сотрудников, участвующих  в проведении контрольных и экспертноаналитических мероприятий

16

20

20

4.

Проведено      экспертно-аналитических мероприятий

103

138

236

5.

Проведено контрольных мероприятий без учёта проверок, проведённых по заданию

прокуратуры города

32

29

10

6.

Объём средств, охваченных проверками (тыс.

рублей), в том числе:

20 622 083,6

23 463 936,9

35 770 816,7

объём средств, проверенных в рамках контрольных мероприятий, без учёта внешних проверок годовых отчётов об исполнении бюджета (тыс. рублей)

4 296 049,6

4 599 509,9

16 149 277,9

7.

Количество    направленных             представлений  и предписаний

24

27

12

Объём средств, охваченных проверками в 2013 году, составил 35 770 816,7 тыс. рублей, в том числе:

в рамках проверки отчёта об исполнении бюджета за 2012 год – 19 621 538,8 тыс. рублей (расходная часть бюджета города за 2012 год);
бюджетных средств, охваченных контрольными мероприятиями в 2013 году, – 1 987 764,9 тыс. рублей;
внебюджетных средств (фонд обязательного медицинского страхования), охваченных в рамках контрольных мероприятий по соблюдению Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), – 56 303,7 тыс. рублей;
иных, охваченных контрольными мероприятиями средств, – 14 105 209,3 тыс. рублей, в том числе доходов от предпринимательской деятельности бюджетных и автономных учреждений, охваченных в рамках контрольных мероприятий по соблюдению Федерального закона № 94-ФЗ, а также собственных средств муниципальных унитарных предприятий в рамках проверок реализации муниципальных программ в сфере коммунального хозяйства, финансирование которых осуществляется из нескольких источников, и другое.
Объём охваченных контрольными мероприятиями средств не учитывает балансовую стоимость объектов основных средств, бухгалтерский учёт которых проверен, так как формирование их стоимости не входило в вопросы контрольных мероприятий. Балансовая стоимость такого имущества составила 9 929 755,7 тыс. рублей.
Кроме того, в объём средств, охваченных контрольными мероприятиями, не включены средства, проверенные в рамках проверок прокуратуры города с привлечением инспекторов Контрольно-счётной палаты, в сумме 59 260,8 тыс. рублей.
Объём выявленных в 2013 году нарушений и недостатков различного вида, в том числе связанных с неправомерным (нормативно необоснованным) использованием бюджетных средств, нарушением порядка управления и распоряжения имуществом, порядков предоставления субсидий, упущенной возможностью пополнения бюджета, неэффективным использованием бюджетных средств и другое, составил в сумме 677 715,4 тыс. рублей.
Из них выявлено:
по результатам внешней проверки годового отчёта «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2012 год» – 291 681,2 тыс. рублей;
по результатам проверок использования средств местного бюджета и использования муниципального имущества за различные проверяемые периоды – 386 034,2 тыс. рублей.
В общем объёме выявленных в 2013 году нарушений и недостатков основная доля (36,3 %) приходится на неправомерное (нормативно необоснованное) использование бюджетных средств – 246 072,6 тыс. рублей. Из них наибольшая сумма 229 018,7 тыс. рублей – предоставление Сургутскому городскому муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Северное» (далее – СГМУСП «Северное») субсидий на возмещение затрат по производству и реализации сельскохозяйственной продукции с нарушением условий, предусмотренных утверждёнными на региональном и муниципальном уровнях порядками по субсидиям.
Данные нарушения по предприятию возникли вследствие следующих причин:
сельхозпроизводителем (СГМУСП «Северное») предоставлялась недостоверная информация об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды с января 2011 года по апрель 2013 года, а также об объёмах реализованной сельхозпродукции, изготовленной из собственного сырья;
отсутствовали оформленные в соответствии с требованиями законодательства документы, подтверждающие качество отдельных видов производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции;
в конце 2010 года не был осуществлён возврат субсидии, неиспользованной в течение календарного года;
в отсутствие нормативного закрепления на муниципальном уровне возможности предоставления сельхозпроизводителям субсидии в форме авансовых платежей в 2013 году департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города произведена предоплата.
Из общей суммы нарушений и недостатков в 2013 году:
1) на сумму 644 078,1 тыс. рублей выявлены нарушения, устранение которых впоследствии не предполагает возмещение в бюджет города;
2) на сумму 33 637,3 тыс. рублей выявлены нарушения, по которым условно возможно восстановление в бюджет города, из них возмещено в 2013 году – 19 448,4 тыс. рублей или почти 58 %, в том числе:
19 395,8 тыс. рублей – возврат в бюджет города возмещённого налога на добавленную стоимость, предоставленного в составе субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры и содержанию линий уличного освещения (Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» – 12 180,7 тыс. рублей, Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Тепловик» (далее – СГМУП «Тепловик») – 1 715,1 тыс. рублей, Сургутское городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие «Горсвет» – 5 500,0 тыс. рублей);
52,6 тыс. рублей – муниципальным казённым учреждением «Дирекция эксплуатации административных зданий и инженерных систем» восстановлены субвенции из федерального бюджета в местный бюджет в целях устранения нарушений статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее – БК РФ) в связи с неправильным учётом долей площадей, занимаемых муниципальным бюджетным учреждением «Дворец торжеств» и управлением записи актов гражданского состояния Администрации города.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий, проведённых в предшествующих периодах, возмещено в бюджет в 2013 году – 7 333,0 тыс. рублей, из них:
4 000,0 тыс. рублей – необоснованно предъявленные ООО «Автоэкспресс» к возмещению расходы в рамках субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам;
3 333,0 тыс. рублей – необоснованно (в нарушение целей предоставления субсидии) полученные СГМУП «Тепловик» бюджетные средства за расчётные (плановые), а не фактические объёмы услуг по подвозу воды.
Всего по результатам контрольной деятельности возвращено в бюджет города в 2013 году – 26 781,4 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий проверяемыми объектами устранено нарушений на сумму 52 572,49 тыс. рублей.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес Главы города, в Думу города и в прокуратуру города направлены 250 заключений и отчётов с приложенными актами.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой направлено 10 представлений и 2 предписания, одно из которых снято с контроля в связи с его исполнением.
В соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ по результатам контрольных мероприятий направлены информация и материалы, указывающие на наличие признаков административных правонарушений по 32 случаям, в том числе:
по 6 нарушениям – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, – Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
по 26 нарушениям – в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, – Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Согласно представленной данными органами информации, по результатам рассмотрения предложений Контрольно-счётной палаты привлечено к дисциплинарной ответственности 4 человека. По 16 случаям к административной ответственности привлечено 9 человек, в отношении 7 лиц применены меры материального наказания, выразившиеся в уменьшении размера ежемесячного денежного поощрения.
Одним из важных аспектов деятельности Контрольно-счётной палаты в 2013 году является конструктивная работа с Администрацией города по оптимизации размеров субсидий на возмещение затрат, предоставляемых в рамках статьи 78 БК РФ. В результате объём бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в проекте бюджета на 2014 год уже не учитывал сумму НДС в размере 17 848,6 тыс. рублей. Высвободившиеся средства были направлены на увеличение объёмов работ.
Информация об объёмах субсидий, из состава которых на 2014 год исключен НДС, представлена в таблице 2.

Таблица 2

        (руб.)

п/п

Наименование субсидии

Объём бюджетных ассигнований  на предоставление субсидий в соответствии с решением

Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ

Размер НДС, исключённый из состава субсидий  на 2014 год

1.

Субсидия на возмещение затрат  по содержанию сетей газоснабжения

и газового оборудования

3 632 719,0

653 889,0

2.

Субсидия на возмещение затрат по отлову и содержанию безнадзорных животных

8 962 414,0

1 613 235,0

3.

Субсидия на возмещение затрат по сносу домов и строений

12 138 487,0

2 184 928,0

4.

Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов

5 743 222,0

1 033 780,0

5.

Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по содержанию линий уличного освещения

129 304 804,7

12 362 780,0

Итого

159 781 646,7

17 848 612,0

Глава 4. Контроль формирования и исполнения бюджета городского округа город Сургут

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённым решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (далее – Положение о бюджетном процессе), Контрольно-счётная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями.
Контрольно-счётная палата проводит экспертизу проекта бюджета города и проектов решений Думы города о внесении изменений в бюджет города, осуществляет внешнюю проверку бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств и внешнюю проверку годового отчёта об исполнении бюджета города, по результатам которых подготавливает заключения.
Контрольно-счётная палата как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджета города.
В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2014
8
год и плановый период 2015 – 2016 годов» (далее – проект бюджета). В ходе экспертизы проанализирована реалистичность бюджетных назначений по доходным источникам и по основным разделам классификации расходов, а также по главным распорядителям бюджетных средств, проверено наличие и состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета, проанализированы предварительные итоги социально-экономического развития города за 9 месяцев 2013 года и ожидаемое исполнение бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в 2013 году. В период подготовки заключения на проект бюджета выполнены экспертизы проектов 32 муниципальных программ.
В рамках текущего контроля подготовлено 4 заключения на проекты решений Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 25. 12.2012 № 273-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов» (далее – проекты решений). При проведении экспертизы проектов решений и представленных материалов на соответствие БК РФ, Положению о бюджетном процессе дополнительно рассмотрены экономические обоснования, подтверждающие целесообразность внесения изменений в бюджет города.
В рамках внешней проверки отчёта об исполнении бюджета города за 2012 год, обязательность осуществления которой закреплена нормами статьи 264.4 БК РФ, проведена в том числе проверка бюджетной отчётности 9 главных распорядителей бюджетных средств, утверждённых решением о бюджете города.

Глава 5. Характерные нарушения, выявленные Контрольно-счётной палатой при проведении проверок в 2013 году

В 2013 году Контрольно-счётной палатой при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля выявлены следующие виды основных нарушений и недостатков:
1) неэффективное использование бюджетных средств вследствие увеличения размера субсидий на возмещение затрат на сумму НДС;
2) упущенная возможность пополнения местного бюджета:
отсутствие или несвоевременное проведение претензионной работы в рамках исполнения муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров;
отсутствие надлежащего контроля со стороны собственника за использованием земельных участков, при отсутствии у предприятий правоустанавливающих документов земельные участки передаются в аренду третьим лицам, не заключаются новые договоры субаренды на фактически используемые участки по истечении срока действия предыдущих договоров;
бездействие заказчика в части взыскания в бюджет денежных средств, являющихся обеспечением исполнения обязательств по муниципальным контрактам, гражданско-правовым договорам, в случае их неисполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

3) несоблюдение порядка (условий) предоставления и использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидий;
4) отсутствие в муниципальных правовых актах, регламентирующих порядок предоставления и использования субсидий (в редакциях, действующих в проверяемом периоде), требований о возврате бюджетных средств в случае несоблюдения условий их предоставления или предоставления получателями субсидии недостоверной информации. Например, в Порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по производству и реализации продукции животноводства и растениеводства, утверждённом постановлением Администрации города от 16.02.2010 № 587 (период действия с 01.01.2010 по 31.12.2012);
5) нарушение бухгалтерского учёта и отчётности:
несвоевременное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учёте;
отсутствие первичных документов либо их некорректное заполнение (отсутствие реквизитов);
6) нарушение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности:
несвоевременное закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение;
несвоевременное и ненадлежащее оформление государственной регистрации на право собственности;
несоответствие данных о стоимости и количестве имущества:
а) отражённого в реестре муниципального имущества;
б) закреплённого за предприятиями на праве хозяйственного ведения;
в) фактически используемого предприятиями в хозяйственной деятельности и подлежащего закреплению;
отсутствие согласования собственника на передачу имущества (в том числе земельных участков) в аренду, в субаренду;
неэффективное использование муниципального имущества.
7) нарушения в сфере размещения муниципального заказа:
утверждение документации о торгах и запросов котировок, не соответствующих требованиям Федерального закона № 94-ФЗ;
заключение муниципальных контрактов по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме с изменением объявленных условий торгов (предоставление ненадлежащего обеспечения контракта, установление дополнительных требований и ограничений, например, о наличии лицензии на выполнение работ);
несоблюдение порядка заключения контракта (заполнение ведомостей на выполнение работ не в полном объёме (без указания стоимости за единицу услуги и объёмов в количественном выражении), отсутствие лицензии у исполнителя или субподрядчика);

несоблюдение срока направления сведений о заключении, об исполнении (о прекращении действия) контракта либо непредставление сведений о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в Федеральное казначейство для размещения в реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте Российской Федерации;
принятие заказчиком решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов, в том числе при размещении заказов у единственного поставщика в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ.

Глава 6. Судебные разбирательства

В течение 2013 года представители Контрольно-счётной палаты принимали участие в судебных заседаниях Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Арбитражный суд) по 8 исковым заявлениям СГМУП «Тепловик» к Администрации города, в том числе по 6 судебным делам – в качестве третьего лица, по 2 – в качестве ответчика.
Причиной возникновения судебных дел явился вопрос о правомерности включения амортизационных отчислений по объектам газоснабжения в расчёт субсидий на возмещение затрат из средств местного бюджета.
По 6 судебным делам Арбитражным судом вынесены определения о прекращении производства по делу либо об оставлении исковых заявлений без рассмотрений по процессуальным основаниям в связи с отказом от иска или несоблюдением СГМУП «Тепловик» досудебного порядка урегулирования спора.
В качестве ответчика представители Контрольно-счётной палаты города принимали участие в следующих судебных делах: 1) в 4-м квартале 2013 года состоялось рассмотрение дела № А75-7893/2013 об оспаривании заключения от 22.04.2011 № 37 по результатам совместной проверки контрольно-ревизионным управлением Администрации города и прокуратурой города. Судом указано, что заключение от 22.04.2011 № 37 носит информационно-рекомендательный характер, не является ненормативным правовым актом и не может быть обжаловано в Арбитражном суде. Заключение не нарушает законные права и обязанности предприятия (СГМУП «Тепловик»). Определением Арбитражного суда от 27.11.2013 производство по указанному делу прекращено по процессуальным основаниям. Данный судебный акт в апелляционной инстанции не обжаловался.
2) СГМУП «Тепловик» к Контрольно-счётной палате по делу № А75-9422/2013 о признании незаконными действия Контрольно-счётной палаты, на основании которых было вынесено заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 29.12.2011 № 127-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов» от 16.10.2012 № 03-10-102. По данному делу представители Контрольно-счётной палаты города трижды участвовали в судебных разбирательствах с предоставлением дополнительных доказательств и документов.

Решением Арбитражного суда от 11.02.2014 в удовлетворении исковых требований СГМУП «Тепловик» отказано в полном объёме. Арбитражный суд указал, что подготовленное по результатам проведения экспертизы заключение Контрольно-счётной палаты города не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает права и законные интересы СГМУП «Тепловик». Заключение не содержит каких-либо требований, возлагающих на предприятие не предусмотренные законом обязанности.
Судом действия Контрольно-счётной палаты признаны законными и обоснованными. Данный судебный акт в апелляционной инстанции не обжаловался.

Глава 7. Экспертно-аналитическая деятельность

Важным направлением в работе Контрольно-счётной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, в рамках которой проводятся экспертизы (в том числе финансовые) поступивших проектов решений Думы города, проектов распоряжений и постановлений Главы города и Администрации города, а также отдельные экспертно-аналитические мероприятия.
В 2013 году Контрольно-счётной палатой проведено 236 экспертно-аналитических мероприятий, из них:
1) 229 экспертиз муниципальных правовых актов, в том числе:
1 проекта решения Думы города о бюджете города;
4 проектов решений Думы города о внесении изменений в утверждённый бюджет города;
14 проектов решений Думы города по вопросам бюджетного процесса в городе Сургуте;
48 проектов решений Думы города, затрагивающих вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
18 проектов решений Думы города по вопросам, предусматривающим расходы, покрываемые за счёт средств местного бюджета;
33 проектов постановлений Администрации города по долгосрочным целевым программам;
79 проектов постановлений Администрации города по ведомственным целевым программам;

32 проектов постановлений Администрации города по муниципальным программам.
2) 4 мониторинга реализации приоритетных национальных проектов в сферах: образование, современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, развитие агропромышленного комплекса. Результаты мониторингов рассмотрены на заседаниях рабочей группы по контролю за ходом реализации на территории города приоритетных национальных проектов;
3) 3 тематических экспертно-аналитических мероприятия:
«Анализ отдельных статей расходов органов местного самоуправления за 2012 год»;
«Проверка и анализ эффективности использования средств местного бюджета на капитальное строительство объектов города Сургута, за период с 01.01.2008 по 31.12.2012»;
«Анализ расходов по отдельным направлениям деятельности департамента образования и подведомственных ему муниципальных учреждений в 2012 году и 9 месяцах 2013 года».
В порядке реализации экспертно-аналитических мероприятий были подготовлены соответствующие заключения (отчёты), которые направлены в адрес Главы города, Думы города, прокуратуры города.
По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 583 предложения, из которых принято 296 или 51 % от общего количества направленных предложений. В том числе по проведённым экспертизам проектов муниципальных правовых актов подготовлено 556 предложений, из которых Администрацией города при принятии муниципальных правовых актов учтено 289 или 52 %.
Кроме того, проведены экспертизы и согласования 26 проектов постановлений и распоряжений Главы города, по результатам которых подготовлено 18 предложений, из них Администрацией города принято 12 предложений.
Согласно распоряжению Председателя Контрольно-счётной палаты от 26.09.2012 № 03-06-48/1 утверждён Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов Контрольно-счётной палаты города. В отчётном периоде проведены антикоррупционные экспертизы в отношении 4 проектов нормативных правовых актов – коррупциогенные факторы не выявлены.

Глава 8. Обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты

§1. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, правоохранительными и надзорными органами

В отчётном периоде продолжалось взаимодействие Контрольно-счётной палаты с федеральными органами исполнительной власти,правоохранительными и другими органами. Взаимодействие Контрольно-счётной палаты с указанными органами строится на основе взаимных соглашений.

В соответствии со статьёй 21 Положения о Контрольно-счётной палате в 2013 году заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту, Межрайонным отделом № 2 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
На основании заключённых соглашений Контрольно-счётной палатой проводятся совместные контрольные мероприятия с правоохранительными и иными государственными органами, что повышает эффективность контрольных мероприятий.
В 2013 году на основании соглашения о взаимодействии Контрольно-счётной палатой совместно с прокуратурой города было проведено 6 контрольных мероприятий, в том числе 2 проверки по заданию прокуратуры города. В соответствии с соглашением о взаимодействии в адрес прокуратуры города направлено 250 материалов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Председатель, иные должностные лица Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях Думы города, её комитетов, иных координационных, консультационных заседаниях комиссий и иных совещательных органов при Главе города и в Администрации города.

§2. Взаимодействие с контрольно-счётными органами Российской Федерации

В целях укрепления и развития единой системы внешнего финансового контроля, в соответствии со статьёй 18 Федерального закона № 6-ФЗ и статьёй 21 Положения о Контрольно-счётной палате осуществляется взаимодействие Контрольно-счётной палаты с контрольно-счётными органами других муниципальных образований, Счётной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Счётной палатой Российской Федерации в виде двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Двустороннее взаимодействие осуществляется в соответствии с подписанным соглашением о сотрудничестве между Контрольно-счётной палатой и Счётной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что способствует организации и проведению совместных или аналогичных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, совершенствованию методического обеспечения деятельности Контрольно-счётной палаты и повышению квалификации сотрудников.

Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках деятельности Союза муниципальных контрольно-счётных органов Российской Федерации (далее – Союз МКСО). На основании решения Президиума Союза МКСО от 27.09.2010, Контрольно-счётная палата является членом Союза МКСО (свидетельство от 27.09.2010 № 285). Работа в рамках Союза МКСО позволяет Контрольно-счётной палате и контрольно-счётным органам Российской Федерации обобщать накопленный опыт и координировать совместные усилия по развитию и совершенствованию внешнего муниципального финансового контроля.
В отчётном периоде Союзом МКСО основное внимание было уделено анализу правоприменительной практики Федерального закона № 6-ФЗ, организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, совершенствованию методологического обеспечения деятельности контрольно-счётных органов Российской Федерации, оказанию практической помощи по повышению квалификации их руководителей и сотрудников.
Отдельные вопросы организации взаимодействия между муниципальными контрольно-счётными органами рассматривались на Общем собрании Союза МКСО, проходившем в мае 2013 года в г. Санкт-Петербурге, на заседаниях Совета органов внешнего финансового контроля, проходивших в городах Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Тюмени, в которых принимала участие Председатель Контрольно-счётной палаты.

§3. Информирование общественности

Обеспечение доступа к информации о своей деятельности – одно из направлений работы Контрольно-счётной палаты. На официальном сайте Администрации города в разделе Контрольно-счётная палата размещены планы работы и отчёты о деятельности по годам, информация о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, информация об антикоррупционной деятельности.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона № 6-ФЗ в качестве средства массовой информации разработан и зарегистрирован 26 декабря 2013 года официальный интернет-сайт Контрольно-счётной палаты.
С 2014 года информирование общественности о деятельности Контрольно-счётной палаты осуществляется путём размещения соответствующей информации на сайте http://kspsurgut.ru.

§4. Организационное обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты и работа с обращениями граждан

В рамках организационного обеспечения деятельности Контрольно-счётной палаты были приняты решения Думы города о внесении изменений в Положение о Контрольно-счётной палате от 31.05.2013 № 343-V ДГ, от 20.06.2013 № 352-V ДГ, от 27.12.2013 № 457-V ДГ, о внесении изменений в Положение о Коллегии Контрольно-счётной палаты от 20.06.2013 № 353-V ДГ.

В 2013 году разработан и утверждён Регламент Контрольно-счётной палаты, который определяет:
1) порядок направления запросов о предоставлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, органами, организациями и их должностными лицами, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль;
2) процедуру размещения в сети Интернет информации о деятельности Контрольно-счётной палаты.
В 2013 году проводилась работа по установке и внедрению прикладных программных комплексов средств автоматизации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счётных органов (далее – ГИАС КСО). Указанное оборудование получено от Счётной палаты Российской Федерации, проведены мероприятия по его вводу в эксплуатацию, а также обучению сотрудника Контрольно-счётной палаты для работы с прикладными программными комплексами ГИАС КСО.
В 2013 году на официальном сайте Администрации города в разделе «Контрольно-счётная палата» содержался раздел «Обращения граждан», где был размещён порядок рассмотрения обращений граждан, дни и часы их приёма. С 2014 года размещение соответствующей информации осуществляется на сайте http://kspsurgut.ru.
В 2013 году в Контрольно-счётную палату от Думы города, Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило для рассмотрения 2 обращения от граждан. Обращения рассмотрены, в установленном порядке подготовлены и направлены ответы заявителям. Обращения граждан касались инициирования проведения проверок по вопросам, относящимся к деятельности Контрольно-счётной палаты.

§5. Деятельность Коллегии Контрольно-счётной палаты

В соответствии с Положением о Коллегии Контрольно-счётной палаты города Сургута, утверждённым решением Думы города от 29.11.2012 № 270-V ДГ (в редакции от 20.06.2013 № 353-V ДГ), на заседаниях Коллегии Контрольно-счётной палаты в 2013 году рассматривались следующие вопросы:
1) проекты планов работы Контрольно-счётной палаты, вносимых в них изменений;

2) проекты стандартов внешнего муниципального финансового контроля;
3) проект годового отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты;
4) проекты отчётов о проведении контрольных мероприятий;
5) проекты представлений и предписаний Контрольно-счётной палаты;
6) проекты программ проведения контрольных мероприятий в соответствии с планом работы и другое.
В 2013 году состоялось 13 заседаний Коллегии. Информация о повестке заседаний направлялась в Думу города и Главе города. При рассмотрении отдельных вопросов в заседаниях Коллегии принимали участие представители Думы города, Администрации города.

 

§6. Кадровое обеспечение Контрольно-счётной палаты и её деятельность по противодействию коррупции

В 2013 году в рамках утверждённой структуры происходило движение кадров, необходимое для замещения должностей муниципальной службы Контрольно-счётной палаты. Принято 2 человека, уволено 3 человека, из них по собственному желанию – 1, в связи с переводом на другую работу – 1, в связи с сокращением штата – 1.
Штатная численность составляет 24 единицы, замещено – 22.
К претендентам на замещение вакантных должностей предъявляются высокие квалификационные требования к уровню образования, опыту работы и профессиональным навыкам. Все муниципальные служащие Контрольно-счётной палаты имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике и направлениям деятельности.
Сформирован кадровый резерв на замещение 3 должностей главной группы из числа специалистов Контрольно-счётной палаты. Проводится работа с лицами, включёнными в кадровый резерв.
Большое внимание уделяется повышению квалификации работников. В 2013 году сотрудники Контрольно-счётной палаты 10 раз направлялись на обучение по программам повышения квалификации, в том числе 3 раза – по квоте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за счёт средств окружного бюджета, 7 раз – за счёт средств местного бюджета. Обучение проходило в учебно-образовательных центрах в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Сургуте. Программы повышения квалификации сотрудников подбирались с учётом полномочий и специфики деятельности Контрольно-счётной палаты как органа внешнего финансового контроля. В рамках реализации плана по противодействию коррупции в 2013 году проведены мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе:

1) проверка сведений, указанных в справках о доходах муниципальных служащих, на предмет отсутствия нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции; 2) сведения о доходах сотрудников Контрольно-счётной палаты и членов их семей, предоставленные в 2013 году, размещены на официальном сайте Администрации города на странице Контрольно-счётной палаты в разделе «Антикоррупционная деятельность»; 3) в течение всего года проводилась работа по разъяснению муниципальным служащим Контрольно-счётной палаты требований антикоррупционного законодательства по следующим вопросам: необходимости уведомления работодателя при возникновении конфликта интересов, о фактах обращения к муниципальным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; обсуждения практики применения антикоррупционного законодательства с муниципальными служащими Контрольно-счётной палаты; 4) проводились консультации по вопросам противодействия коррупции для вновь принятых на муниципальную службу и для лиц, увольняющихся с муниципальной службы; 5) разработаны, утверждены и размещены на официальном сайте рекомендации по антикоррупционному поведению муниципальных служащих Контрольно-счётной палаты; 6) информация о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Контрольно-счётной палате за 2013 год рассматривалась на заседании межведомственного Совета по противодействию коррупции при Главе города. Данная информация размещена на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в разделе «Антикоррупционная деятельность».
Актов прокурорского реагирования, жалоб, сообщений граждан и организаций о случаях нарушений требований к служебному поведению и наличии конфликта интересов в отношении муниципальных служащих Контрольно-счётной палаты в 2013 году не поступало.

§7. Стандартизация деятельности Контрольно-счётной палаты

В отчётном году Контрольно-счётной палатой проведена значительная работа по реализации норм Федерального закона № 6-ФЗ в части стандартизации деятельности Контрольно-счётной палаты города и совершенствования методического обеспечения.
В 2012 году Счётной палатой Российской Федерации утверждены общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля. На их основе в течение 2013 года Контрольно-счётной палатой были разработаны и утверждены 4 Стандарта муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», «Экспертиза проекта бюджета города Сургута на очередной финансовый год и плановый период», «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», «Экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Сургута». Кроме того, внесены актуальные изменения в Стандарт муниципального финансового контроля «Проведение контрольного мероприятия», утверждённый в 2012 году. Работа по стандартизации деятельности Контрольно-счётной палаты продолжается.

§8. Выводы и предложения

Контрольно-счётной палатой в 2013 году проведено 236 экспертно-аналитических мероприятий, 14 контрольных мероприятий, в том числе 4 – переходящие с 2012 года. Кроме того, 2 проверки проведены по заданию прокуратуры города.
Всего проверен объём средств на общую сумму 35 770 816,7 тыс. рублей, в том числе в рамках внешней проверки годового отчёта «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2012 год» – 19 621 538,8 тыс. рублей.
Кроме того, объём средств, охваченных в рамках проверок прокуратуры города с привлечением инспекторов Контрольно-счётной палаты, – 59 260,8 тысяч рублей.
Общий объём выявленных в 2013 году нарушений и недостатков составил в сумме 677 715,4 тыс. рублей, в том числе нарушения, устранение которых впоследствии не предполагает возмещение в бюджет города составили 644 078,1 тыс. рублей, условно возможно к возмещению в бюджет города – 33 637,3 тыс. рублей, из которых уже возмещено в 2013 году – 19 448,4 тыс. рублей или почти 58 %.
Кроме того, по результатам контрольных мероприятий, проведённых в предшествующих периодах, возмещено в бюджет в 2013 году – 7 333,0 тыс. рублей.
Всего по результатам контрольной деятельности возвращено в бюджет города в 2013 году – 26 781,4 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам проведения контрольных мероприятий в 2013 году устранено проверяемыми объектами нарушений и недостатков на сумму 52 572,5 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой направлено 10 представлений и 2 предписания, одно из которых снято с контроля в связи с его исполнением.
Согласно представленной информации по результатам рассмотрения предложений Контрольно-счётной палаты привлечено к дисциплинарной ответственности 4 человека. По 16 случаям к административной ответственности привлечено 9 человек, в отношении 7 лиц применены меры материального наказания, выразившиеся в уменьшении размера ежемесячного денежного поощрения.

По проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям подготовлено 583 предложения, из которых принято 296 или 51 % от общего количества направленных предложений. В том числе по проведённым экспертизам проектов муниципальных правовых актов подготовлено 556 предложений, из которых учтено Администрацией города при принятии муниципальных правовых актов – 289 или 52 %.
Кроме того, проведены экспертизы и согласования 26 проектов постановлений и распоряжений Главы города, по результатам которых подготовлено 18 предложений, из них принято 12 предложений.
Контрольно-счётная палата систематически анализирует итоги проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, контролирует выполнение направленных по результатам проверок предложений, принимает участие в судебных разбирательствах. Судебными органами действия Контрольно-счётной палаты признаны законными и обоснованными.
В 2013 году в результате конструктивной работы с Администрацией города по оптимизации размеров предоставляемых субсидий на возмещение затрат в рамках статьи 78 БК РФ, объём бюджетных ассигнований на данные цели в 2014 году уменьшен на сумму НДС в размере 17 848,612 тыс. рублей. Высвободившиеся средства были направлены на увеличение объёмов работ.
В результате совместной работы и обсуждения с Администрацией города вопросов совершенствования бюджетного процесса, предложения Контрольно-счётной палаты нашли отражение в 2 проектах решений Думы города о внесении изменений в Положение о бюджетном процессе.
В отчётном периоде осуществлялось взаимодействие Контрольно-счётной палаты с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными и другими органами на основе взаимных соглашений.
Приоритетными направлениями деятельности, как и в предыдущие периоды, являются концентрация внимания на анализе результативности использования бюджетных средств и муниципальной собственности, а также контроль исполнения представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и недостатков, направленных в адрес руководителей проверяемых объектов.