МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»
«14» ноября 2024 г. № КСП-01-17-57
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — проект решения).
По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.
Проектом решения предлагается в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ[2] внести следующие изменения:
- Часть 4 статьи 7 приложения к решению Думы города изложить в новой редакции:
«4. Сделки по продаже недвижимого имущества осуществляются путем продажи на аукционе в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным антимонопольным органом.
Заключение договоров, предусматривающих отчуждение источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется по результатам проведения конкурсов в порядке, установленном статьей 19.1 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным органам, органам местного самоуправления.
Организатором аукциона или конкурса выступает обладатель права хозяйственного ведения.».
Данные изменения обусловлены приведением в соответствие с нормами Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которым с 01.01.2025 установлены особенности отчуждения источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями.
Отмечаем, что статьёй 7 приложения к решению Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ регулируется общий порядок дачи согласия на отчуждение недвижимого и движимого имущества, в том числе продажи недвижимого имущества на аукционе (часть 4 статьи 7 приложения к решению Думы города). Однако, предлагаемой редакцией части 4 статьи 7 приложения к решению Думы города, устанавливается особый порядок отчуждения (по результатам проведения конкурса) источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями.
II. Часть 4 статьи 16 приложения к решению Думы города дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Передача в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе уполномоченного муниципального учреждения, осуществляется на основании муниципального правового акта Администрации города в соответствии с действующим законодательством.».
Отмечаем, что в соответствии с пунктами 1, 8 Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (далее – Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2024 № 1229[3] решение о передаче объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности муниципальных образований, в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации принимается уполномоченными органами местного самоуправления.
III. Изменить подход к разработке прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества и установить период, на который он утверждается, три года путём внесения соответствующих изменений в статью 24 приложения к решению.
Предложение о рассмотрении возможности внедрения подхода к формированию прогнозного плана приватизации аналогично установленному на федеральном уровне было отражено в заключении Контрольно-счетной палаты города от 16.05.2024 № КСП-01-17-24 на проект решения Думы города «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов».
Согласно проекту решения «подготовка прогнозного плана (программы) приватизации возлагается на реестродержателя и представляется в Думу города не позднее чем за семь месяцев до начала очередного периода на который утверждается прогнозный план. Порядок планирования, разработки прогнозного плана (программы) приватизации утверждается Администрацией города в соответствии с действующим законодательством о приватизации.»
Вместе с тем, порядок планирования и разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества, утверждённый постановлением Администрации города от 09.02.2018 № 972, утратил силу в связи с изданием постановления Администрации города от 26.12.2020 № 9949 «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов».
При этом, согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 8 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее — Закон о приватизации) порядок разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии со статьёй 10 Закона о приватизации действует порядок планирования приватизации муниципального имущества, утверждённый постановлением Администрации города от 20.07.2021 № 5990.
Исходя из чего, предлагаем исключить нормы об утверждении Администрацией города порядка планирования, разработки прогнозного плана (программы) приватизации и отразить нормы об утверждении Администрацией города порядка планирования приватизации муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 7 Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 806 (далее — правила разработки прогнозных планов), программы приватизации утверждаются не позднее 10 рабочих дней до начала планового периода. Под плановым периодом, согласно пункту 2 правил разработки прогнозных планов, понимается период, на который утверждается программа приватизации и который составляет срок от 1 года до 3 лет в соответствии с решением органа местного самоуправления.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации — течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Отметим, что согласно абзацу второму пункта 4 правил разработки прогнозных планов — «программа приватизации федерального имущества разрабатывается на 3-летний плановый период с ежегодным смещением сроков начала и окончания планового периода на 1 год в соответствии с периодом, на который утверждается федеральный бюджет».
IV. Часть 1 статьи 27 приложения к решению изложить в следующей редакции:
«1. Имущество муниципального образования, пришедшее в негодность вследствие морального и (или) физического износа, в результате аварий, стихийных бедствий, подлежит списанию с бухгалтерских балансов муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, структурных подразделений Администрации города, за которыми это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в соответствии с муниципальными правовыми актами Администрации города».
Отмечаем, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следовательно, осуществление действий, направленных на списание муниципального имущества, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования.
Пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Таким образом, по общему правилу определение порядка списания муниципального имущества относится к полномочиям представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем решением представительного органа муниципального образования об управлении и распоряжении муниципальным имуществом полномочия по определению порядка списания муниципального имущества могут быть закреплены за Администрацией города, в таком случае данный муниципальный правовой акт принимается в форме постановления Администрации города. Если же решением представительного органа муниципального образования об управлении и распоряжении муниципальным имуществом полномочия в указанной сфере прямо не закреплены за местной администрацией, то действует общее правило, установленное Федеральным законом № 131-ФЗ, и соответствующий муниципальный правовой акт должен быть принят в форме решения представительного органа муниципального образования.
Статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество закрепляется только за муниципальными унитарными предприятиями, а на праве оперативного
управления – за муниципальными учреждениями (казенными, бюджетными, автономными) и казенными предприятиями.
Также при определении перечня муниципального имущества, подлежащего списанию, следует учитывать, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, не закреплённое за муниципальными предприятиями и учреждениями составляет казну муниципального образования.
Кроме того, согласно статьям 295 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации:
— «предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом[4] или иными правовыми актами»;
— «учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества».
Также, согласно пункту 3 Порядка списания[5] — муниципальное имущество, закреплённое на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, и имущество, составляющее муниципальную казну, может быть списано с бухгалтерского учёта, помимо указанных в проекте решения — морального и (или) физического износа, в результате аварий, стихийных бедствий, по следующим основаниям:
— при недостаче и порче, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
— при хищениях, зафиксированных в установленном порядке;
— при частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
— в иных случаях.
Данные основания списания муниципального имущества не отражены в проекте решения.
С учётом вышеизложенного, с целью совершенствования юридической техники и недопущения неоднозначного толкования норм предлагаем рассмотреть возможность внесения следующих изменений в проект решения:
1. Пункт 1 части 1 проекта решения изложить, например, в следующей редакции:
«1) часть 4 статьи 7 приложения к решению изложить в следующей редакции:
«4. Сделки по продаже недвижимого имущества, за исключением имущества, указанного в части 4.1 настоящей статьи, осуществляются путём продажи на аукционе в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным антимонопольным органом. Организатором аукциона выступает обладатель права хозяйственного ведения.»;
2. Пункт 2 части 1 проекта решения изложить, например, в следующей редакции:
«2) статью 7 приложения к решению дополнить частью 4.1 следующего содержания:
«4.1. Заключение договоров, предусматривающих отчуждение источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется по результатам проведения конкурсов в порядке, установленном статьей 19.1 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным органам, органам местного самоуправления. Организатором конкурса выступает обладатель права хозяйственного ведения.».
3. Пункт 2 считать пунктом 3 части 1 проекта решения, изложить его, например, в следующей редакции:
«3) часть 4 статьи 16 приложения к решению дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Передача в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации осуществляется на основании муниципального правового акта Администрации города в соответствии с действующим законодательством.».
4. Пункт 3 считать пунктом 4 части 1 проекта решения.
5. Пункт 4 считать пунктом 5 части 1 проекта решения, изложить его, например, в следующей редакции:
«5) часть 4 статьи 24 приложения к решению изложить в следующей редакции:
«4. Подготовка прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества возлагается на реестродержателя. Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества представляется в Думу города не позднее чем за семь месяцев до начала периода, на который утверждается прогнозный план. Порядок планирования приватизации муниципального имущества утверждается Администрацией города в соответствии с действующим законодательством о приватизации.
Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества разрабатывается на трёхлетний период с ежегодным смещением сроков начала и окончания периода планирования на один год в соответствии с периодом, на который утверждается бюджет городского округа.».
6. Пункт 5 считать пунктом 6 части 1 проекта решения, изложить его, например, в следующей редакции:
«6) часть 1 статьи 27 приложения к решению изложить в следующей редакции:
«1. Списание муниципального имущества осуществляется в соответствии с действующим законодательством, порядком списания муниципального имущества, утверждённым Администрацией города.».
7. Пункт 6 считать пунктом 7 части 1 проекта решения.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
И.о. Председателя Контрольно-счетной палаты города К.В. Афризонова
Шаева Жанна Александровна
тел. (3462) 52-82-01
Егоров Виталий Сергеевич
тел. (3462) 52-83-82
[1] Письмо Думы города от 07.11.2024 исх.№ 18-02-1700/4.
[2] Решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ, решение Думы города).
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2024 № 1229 «Об утверждении Правил заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, типовой формы соглашения между системообразующей территориальной сетевой организацией, территориальной сетевой организацией, собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, Правил передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2024 № 1229).
[4] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
[5] Порядок списания муниципального имущества, утверждён постановлением Администрации города от 08.09.2015 № 6243 (далее – Порядок списания).