Заключение на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам с инвалидностью, проживающим на территории города Сургута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам с инвалидностью, проживающим на территории города Сургута»

  «18» ноября 2024 года                                                                                                                                                                                                                                                    № КСП-01-17-60

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам с инвалидностью, проживающим на территории города Сургута» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается установить за счет средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты разницы за обмен занимаемого жилого помещения, в случае признания его непригодным для проживания инвалида в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на жилое помещение, отвечающее требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» следующим категориям граждан:

— инвалидам, являющимся собственниками или членами семьи собственника жилых помещений и не имеющим в собственности (в пользовании) других жилых помещений на территории города Сургута, отвечающих потребностям инвалида;

— семьям, имеющим детей-инвалидов, являющихся собственниками или членами семьи собственника жилых помещений и не имеющим в собственности (в пользовании) других жилых помещений на территории города Сургута, отвечающих потребностям инвалида.

Согласно проекту решения жилое помещение, предоставляемое в качестве обмена должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и количеству комнат. В случае, если общая площадь жилого помещения в силу его технических (конструктивных) особенностей превышает площадь подлежащего обмену жилого помещения допускается увеличение общей площади предоставляемого жилого помещения, но не более чем на 30 квадратных метров.

По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

1. Согласно проекту решения дополнительная мера социальной поддержки будет предоставляться гражданам, из числа инвалидов, семьям, имеющим детей-инвалидов, являющихся собственниками или членами семьи собственника жилых помещений, в случае отсутствия у них в собственности (в пользовании) других жилых помещений на территории города Сургута, отвечающих потребностям инвалида.

Отметим, что, например, в соответствии с абзацем седьмым подпункта 2.2 пункта 2 Порядка[1], утвержденного постановлением Правительства ХМАО – Югры от 29.12.2020 № 643-п[2], жилые помещения в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, предоставляются без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых жилых помещений, и размером возмещения за изымаемые жилые помещения собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из числа инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов боевых действий, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, то есть без указания конкретной территории.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем рассмотреть возможность уточнения категории получателей дополнительной меры социальной поддержки, например, путем исключения слов «на территории города Сургута» по тексту проекта решения или предусмотреть норму, что данная дополнительная мера предоставляется при условии, если изымаемое у граждан, из числа инвалидов, семьей, имеющих детей-инвалидов, являющихся собственниками или членами семьи собственника жилых помещений, жилое помещение является единственным.

2. Обращаем внимание, что Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные Федеральным законом № 181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 2 Федерального закона № 181-ФЗ установлены следующие понятия:

— социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

 — социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) только федеральными законами и уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Финансирование мероприятий по приобретению жилых помещений с целью обмена жилых помещений граждан из числа инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов (опекаемых детей-инвалидов), являющихся собственниками жилых помещений, не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления ни одним федеральным законом. Законы субъекта Российской Федерации, подзаконные акты (постановления, распоряжения и другие) в силу вышеуказанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ не являются правовыми актами, устанавливающими полномочия органов местного самоуправления.

3. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[3] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города. По вопросам осуществления своей компетенции, предусмотренной Уставом городского округа, Дума города принимает муниципальные правовые акты в виде решений.

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств (пункт 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из содержания части 1 проекта решения следует, что дополнительная мера социальной поддержки обеспечивается финансированием за счет средств местного бюджета, то есть источник исполнения нового расходного обязательства определён.

Частью 2 проекта решения поручается Администрации города разработать и утвердить порядок организации предоставления дополнительной меры социальной поддержки. Таким образом, требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации соблюдены.

4. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому для приобретения 19 жилых помещений, предоставляемых в качестве обмена, потребуются средства местного бюджета в сумме 127 824 830,00 рублей. Расчет выполнен на основании следующих показателей:

— 1 034,6 м2 – площадь приобретаемых жилых помещений;

— 123 550,00 рублей – норматив средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденный приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.07.2024 № 43-НП[4] на третий квартал 2024 года.

Предварительная стоимость жилых помещений площадью 892 м2, подлежащих изъятию, составляет 110 206 600,00 рублей.

Таким образом, разница стоимости приобретаемых жилых помещений и жилых помещений, подлежащих изъятию, составляет 17 618 230,00 рублей (127 824 830,00 – 110 206 600,00).

Согласно представленным материалам к проекту решения у отдельных потенциальных получателей дополнительной меры поддержки расчетная (прогнозная) разница стоимости жилых помещений может варьироваться в диапазоне от 49 420,00 рублей до 2 545 130,00 рублей в зависимости от площади жилых помещений, подлежащих изъятию, и приобретаемых.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Согласно информации департамента финансов Администрации города, предоставленной к проекту решения, бюджетные ассигнования в сумме 127 824 830,00 рублей предусмотрены в проекте бюджета города на 2025 год и плановый период 2026 — 2027 годов в составе резервных средств на 2025 год.

Частью 4 проекта решения предусмотрено, что решение вступает в силу после его официального опубликования, срок его действия неограничен.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам с инвалидностью, проживающим на территории города Сургута» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута                                                                                                                                                                                  В.И. Жуков

Афризонова Ксения Владимировна,

тел. 52-80-07

Ванеева Елена Викторовна,

тел.52-83-60


[1] Порядок предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на реализацию полномочий в области строительства и жилищных отношений (далее – Порядок).

[2] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2020 № 643-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Строительство» (далее — постановление Правительства ХМАО – Югры от 29.12.2020 № 643-п).

[3] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав городского округа).

[4] Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.07.2024 № 43-НП «Об утверждении нормативов средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на третий квартал 2024 года».