Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ «О мерах дополнительной социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

«О внесении изменений в решение Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ

«О мерах дополнительной социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан»

«12» декабря 2024 г.

№ КСП-01-17-70

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города
от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ «О мерах дополнительной социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан»
(далее — проект решения).

По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

Проектом решения предлагается в решение Думы города от 29.09.2006
№ 76-IV ДГ [2] внести следующие изменения:

1. Абзац первый пункта 1 решения изложить в следующей редакции: «Установить за счёт средств бюджета города дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования в количестве до 60 поездок включительно в квартал следующим категориям граждан:».

2. Абзац третий пункта 1 решения изложить в следующей редакции: «пенсионеры (дети), получающие пенсию по случаю потери кормильца, постоянно проживающие в городе Сургуте, в возрасте до 18 лет и в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории города Сургута, до окончания ими такого обучения, не получающие ежемесячную денежную выплату по основаниям, определённым федеральными и региональными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Согласно пояснительной записке проектом решения предлагается установить за счёт средств бюджета города дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования с применением социальных транспортных карт в количестве до 60 поездок включительно в квартал определённым категориям граждан (в действующей редакции решения Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ – до 40 поездок включительно в квартал).

Расчёт дополнительных бюджетных ассигнований (увеличение количества поездок с 40 до 60) произведён исходя из фактических данных 2023 года о максимальном количестве социальных транспортных карт, на которых был использован весь лимит поездок, – 2 708,00 шт. и предельного максимального тарифа на проезд пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении в размере 34,00 рубля[3].

Для обеспечения меры социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям населения на 2025 – 2027 годы дополнительно потребуется 7 365 760,00 рублей ежегодно.

Кроме того, для категории граждан «пенсионеры (дети), получающие пенсию по случаю потери кормильца, постоянно проживающие в городе Сургуте, в возрасте до 18 лет и в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории города Сургута, до окончания ими такого обучения» предлагается уточнить условие получения меры социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования — «не получающие ежемесячную денежную выплату по основаниям, определённым федеральными и региональными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», исключив после слов «денежную выплату» слова «на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования».

Отмечаем, что решением Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования. При этом к перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов[4].

В соответствии с пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ[5] к перевозкам транспортом общего пользования относятся регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Следовательно, к перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки, осуществляемые по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам.

С учётом вышеизложенного, решением Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ отдельным категориям граждан предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда в пассажирском транспорте, осуществляющим перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам.

Вместе с тем, согласно пункту 5 раздела II Административного регламента[6] результатом предоставления муниципальной услуги является предоставление мер дополнительной социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан на регулярных перевозках по регулируемым тарифам или отказ в её предоставлении, что не соответствует положениям решения Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ.

Также, согласно подпункту 2 пункта 2 решения Думы города от 29.09.2006
№ 76-IV ДГ финансовое обеспечение предоставления дополнительных мер социальной поддержки осуществляется посредством предоставления субсидии организациям городского пассажирского транспорта общего пользования на возмещение недополученных доходов в связи с бесплатным проездом отдельных категорий граждан. В исходя из пункта 4 раздела II порядка предоставления субсидии[7] — «категории отбора, которым должны соответствовать участники отбора — хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на территории муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры регулярные перевозки на автобусных маршрутах в соответствии с муниципальным контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам, заключённым с дирекцией[8]».

На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть возможность в решении Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ, Административном регламенте и порядке предоставления субсидии привести во взаимное соответствие виды пассажирских перевозок, на которых установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде бесплатного проезда.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает,
что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ «О мерах дополнительной социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута

 В.И. Жуков


[1] Письмо Думы города от 09.12.2024 исх.№ 18-02-1858/4.

[2] Решение Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ «О мерах дополнительной социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан» (далее — решение Думы города от 29.09.2006 № 76-IV ДГ, решение).

[3] Письмо Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (РСТ Югры) от 12.11.2024 № 24-Исх-3685. Согласно проекту приказа «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» для проезда в транспортных средствах категории «М3» планируется установить предельные максимальные тарифы на проезд пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении в размере 34,00 рубля.

[4] Раздел 1 методологических положений по статистике транспорта, утвержденных Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887.

[5] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

[6] Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер дополнительной социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан» утверждён постановлением Администрации города от 25.07.2022 № 6158
(далее — Административный регламент).

[7] Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с бесплатным проездом отдельных категорий граждан, утверждён постановлением Администрации города от 22.09.2022 № 7461 (далее — порядок предоставления субсидии).

[8] Муниципальное казённое учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса».