Заключение на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменения в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

УТВЕРЖДАЮ
И.о. Председателя
Контрольно-счётной палаты
города Сургута
______________ В.И. Жуков

21 ноября 2014 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-197/КСП

на проект постановления Администрации города Сургута

«О внесении изменения в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города (далее – КСП) на основании:

— статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— пункта 7 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

— статьи 44 Устава города Сургута;

— пункта 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями);

— пункта 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями);

— стандарта «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённого распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями),

проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменения в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – проект постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Администратором Программы является департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС, Департамент, Администратор программы).

Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа) рассмотрена на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса РФ, постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями от 01.10.2014 № 6713, далее – Порядок № 5159) и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1. Проектом постановления предлагается внести изменения в целях приведения Программы в соответствие с решением Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (с изменениями от 30.09.2014 № 565-V ДГ, далее – Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ) и постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут (с изменениями от 01.10.2014 № 6713).

2.2. В ходе настоящей экспертизы установлено следующее.

2.2.1. В соответствии с Решением Думы от 30.09.2014 № 565-V ДГ в бюджет города внесены изменения, касающиеся изменения объёма финансирования муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2016 годы», на общую сумму 3 357 337,00 рублей (Приложение 1).

В результате анализа проекта постановления и действующей редакции Программы[1], проведённого КСП в рамках настоящей экспертизы, установлено, что изменение объёма финансирования Программы на 2014 год произошло на общую сумму 3 644 937,00 рублей (Приложение 2).

Согласно пояснительной записке Департамента в Программу внесены изменения, связанные с увеличением объёма финансирования на 2014 год на общую сумму 3 397 337,00 рублей, в том числе по причине:

— перераспределения средств из резервного фонда департамента финансов на реализацию проекта «Русский музей» для открытия информационно-образовательного центра «Русский музей»: виртуальный филиал» в сумме 1 800 000,00 рублей (по администратору Программы);

— увеличения затрат по потреблению электроэнергии в связи с увеличением тарифов (Сургутский филиал ОАО «ЭК «Восток») на сумму 1 600 000,00 рублей (по соадминистратору Программы – департаменту городского хозяйства);

— экономии, возникшей по результатам проведённых аукционов, в сумме 2 663,00 рубля (по соадминистратору Программы – департаменту городского хозяйства).

Разницы в показателях изменения объёма финансирования Программы связаны с техническими ошибками, допущенными:

— в пояснительной записке к проекту постановления на сумму 40 000,00 рублей (в результате отражения изменения финансирования мероприятия 2.1[2]на сумму 200 000,0 рублей вместо 160 000,0 рублей);

— в Постановлении Администрации города Сургута от 29.08.2014 № 6045 на сумму 287 600,00 рублей (в результате устранения ранее допущенной технической ошибки по мероприятию 2.1 – была указана сумма финансирования 0 рублей вместо 287 600,0 рублей).

Несмотря на это объём финансирования Программы согласно представленному проекту постановления соответствуют итоговым суммам бюджетных ассигнований, предусмотренным в бюджете города на реализацию данной Программы.

2.2.2. Увеличение объёма финансирования мероприятия 7.1[3] Программы не повлекло за собой изменений значений показателей Программы.

Увеличение бюджетных ассигнований на реализацию Программы при сохранении значений показателей результативности на ранее заданном уровне может свидетельствовать либо о наличии риска несоблюдения принципа эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренного статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ, либо о недостатках состава показателей результативности (установленные показатели не обеспечивают полного отражения результатов расходования бюджетных средств).

В частности, это касается проекта «Русский музей», на реализацию которого выделены средства из резервного фонда департамента финансов в сумме 1 800 000,0 рублей, а показатели и соответственно их значения, характеризующие результаты реализации, при этом не определены.

Поэтому КСП рекомендует ввести дополнительный показатель, который будет отражать достижение результата реализации мероприятия 7.1 задачи 7 подпрограммы оказания услуги «Организация культурного досуга на базе организаций и учреждений культуры».

Поскольку в рамках указанного проекта планируется на базе МАУ «Сургутская филармония» открыть виртуальный филиал музея и реализовать идею доступности шедевров мировой культуры для жителей города, то это должно привести к появлению посетителей виртуального музея, количество которых может выступать в качестве показателя результатов реализации данного мероприятия.

2.2.3. Ранее в своих заключениях (от 11.03.2014 № 01-17-28/, от 12.08.2014 № 01-17-109/14) КСП указывала на необходимость определения ожидаемых (количественных) результатов, соизмеримых с финансовыми вложениями в строительство учреждений культуры.

В рамках мероприятия 9.1 подпрограммы «Развитие инфраструктуры отрасли культуры» предусмотрены бюджетные средства на выполнение работ по строительству объектов, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры («Детская школа искусств в мкр. ПИКС). При этом данное мероприятие не имеет установленного ожидаемого результата в течение трёхлетнего срока реализации Программы.

Комментарии Департамента относительно данного замечания о том, что строительство объекта финансированием полностью не обеспечено и поэтому отразить целевой показатель невозможно, приняты к сведению, но не влияют на позицию КСП.

Безусловно, конечным результатом предоставления бюджетных инвестиций в данном конкретном случае является ввод в эксплуатацию объекта строительства, но учитывая, что сам процесс строительства носит, как правило, длительный характер, то необходимо с целью соблюдения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ установить промежуточные показатели результата использования бюджетных средств.

Учитывая изложенное, по мнению КСП, в проекте постановления необходимо определить целевые показатели, обеспечивающие отражение результатов использования бюджетных средств, например, расходование средств в зависимости от этапов строительства или степень готовности объекта.

2.2.4. Согласно пункту 13 и пункту 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с пунктами 13 и 34 части 1 статьи 7 Устава города к вопросам местного значения городского округа относятся:

— организация отдыха детей в каникулярное время;

— организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.

Решение указанных вопросов местного значения осуществляется посредством оказания муниципальной услуги «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время», включённой в реестр муниципальных услуг согласно Постановлению Администрации города Сургута от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа город Сургут» (с изменениями) в рамках реализации Программы.

В тексте Программы, а также в приложении 1 к Программе встречается два варианта наименования этой подпрограммы:

— «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время» (на базе учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей);

— «Организация отдыха и оздоровление детей и молодёжи в каникулярное время» (на базе учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей).

Таким образом, в целях приведения Программы в соответствие с нормативными правовыми актами РФ и муниципальными правовыми актами, необходимо исключить из названия подпрограммы слова «и оздоровление».

2.2.5. Динамика изменения значений показателей, представленная в Таблице 1 Программы, приведена в соответствие с решением Думы города от 27.05.2014 № 516-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2013 год» (далее – решение Думы города №516-V ДГ), за исключением следующих показателей.

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателя

Программа
(в редакции от 29.08.2014)

Проект постановления

Решение Думы города № 516-V ДГ

Подпрограмма оказания услуги «Организация культурного досуга на базе организаций и учреждений культуры»

1

Удовлетворённость потребителей качеством оказываемой муниципальной услуги за 2013 год

8,79

8,79

8,68

Подпрограмма оказания услуги «Организация массовых мероприятий»

2

Количество проведённых массовых мероприятий за 2013 год

60

60

37

3

Удовлетворённость потребителей качеством оказываемой муниципальной услуги за 2013 год

8,68

8,68

8,7

В своём заключении от 12.08.2014 № 01-17-109/14 на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2016 годы» КСП рекомендовала внести изменения в Таблицу 1 и привести показатель «Количество проведённых массовых мероприятий» (пункт 2 таблицы 1) в соответствие с решением Думы города № 516-V ДГ и, учитывая пояснения Департамента, предусмотреть единый подход к отражению результатов по данному показателю – либо в соответствии с муниципальным заданием, либо в соответствии с формой № 7-НК «Сведения об учреждениях культурно-досугового типа».

В приложении к письму от 22.09.2014 № 04-01-07-3198/14-0 Департаментом были приведены комментарии, в которых указано, что учёт количества проведённых массовых мероприятий будет производиться в соответствии с формой государственного статистического наблюдения № 7-НК «Сведения об учреждениях культурно-досугового типа». В связи с этим изменения не были внесены в проект постановления.

Однако в Публичном докладе МАУ «Городская дирекция культурных программ» об итогах работы в 2013 году, размещённом на его официальном сайте, сказано, что в 2013 году учреждением проведено 37 мероприятий:

— культурно-досуговых – 13;

— информационно-просветительских – 24.

Это ещё раз подтверждает, что данный показатель в Программе отражён некорректно и не соответствует значению показателя, отражённого в Решении Думы города № 516-V ДГ.

В отношении остальных показателей Таблицы 1 (пункты 1 и 3) КСП также в своём заключении от 12.08.2014 № 01-17-109/14 предлагала внести изменения с целью приведения в соответствие с Решением Думы города № 516-V ДГ. Однако изменения Департаментом были внесены некорректно, что повлекло за собой появление новых расхождений в данных.

Таким образом, КСП повторно рекомендует привести данные, отражённые в Таблице 1 в соответствие с Решением Думы города № 516-V ДГ.

2.2.6. В приложении 1 к Программе выявлено несоответствие значения целевого показателя «Количество муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодёжной политики и спорта, обеспеченных комплексным содержанием объектов» решению Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ и Постановлению от 29.08.2014 № 6045.

Это связано с тем, что на экспертизу в КСП поступило два экземпляра Приложения 1 к муниципальной программе «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы» с разными значениями данного показателя.

Один экземпляр приложения соответствует Решению Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ, а другой – Постановлению от 29.08.2014 № 6045.

При этом в нарушение п.5.11 Порядка № 5159 данные изменения не отражены в пояснительной записке к проекту постановления.

В связи с тем, что в 2015 году планируется ввод ещё одного учреждения, подведомственного ДКМПиС, количество муниципальных учреждений, подведомственных Департаменту, обеспеченных комплексным содержанием объектов должно увеличиться на одну единицу и составить 11 учреждений.

Таким образом, с целью правильного отражения значения показателя «Количество муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодёжной политики и спорта, обеспеченных комплексным содержанием объектов» необходимо:

— в приложении 1 к Программе отразить данный показатель в количестве 11 единиц в 2015 — 2016 годах, а также как конечный результат реализации Программы;

— привести показатели, отражённые в Решении Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ, в соответствие с Программой.

2.2.7. В результате внесённых изменений в Порядок № 5159 исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которые устранены утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:

3.1. Рассмотреть замечания, изложенные в пп. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6 настоящего заключения.

3.2. Учесть предложения по устранению замечаний, изложенных в пп. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6 настоящего заключения.

3.3. Принять меры к реализации предложения, изложенного в пункте 2.2.7 настоящего заключения.

3.4. Информацию о результатах рассмотрения настоящего заключения направить в КСП города не позднее 22.12.2014 года.

 

Инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу                                            Л.А. Бакина



[1] Постановление Администрации города Сургута от 29.08.2014 № 6045 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы» (далее – постановление от 29.08.2014 № 6045)

[2] Мероприятие 2.1 – Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Библиотечное обслуживание населения»

[3] Мероприятие 7.1 – Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Организация культурного досуга на базе учреждений и организаций культуры» по направлению: профессиональное искусство