1. Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170-IV ДГ (с изменениями), частью 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 №358-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8988 «Об утверждении муниципальной программы «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан муниципального образования городской округ город Сургут на 2014-2016 годы» (далее – изменения Программы, Программа в новой редакции), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (в редакции от 10.10.2014, далее — Порядок), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Администратор Программы – управление бюджетного учета и отчетности Администрации города.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта изменений муниципальной Программы сформированы на основании представленных информации и документов.
2. Анализ изменений Программы
2.1. Проектом постановления предлагается внести следующие изменения в Программу:
2.1.1. Наименование муниципальной программы изложено в новой редакции, срок действия программы изменяется на 2014-2020 годы.
2.1.2. Муниципальная программа, являющаяся приложением к постановлению Администрации города от 13.12.2013 № 8988, изложена в новой редакции с уточнением мероприятий и объёма финансирования, в связи с формированием бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
2.2. Анализ соответствия изменений Программы документам стратегического планирования показал следующее.
2.2.1. В Бюджетном послании от 13.06.2013 Президент РФ обращает внимание на повышение адресности социальной поддержки граждан. Для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан.
В Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, размещенных на официальном сайте Министерства финансов РФ, внедрение принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки названо в качестве необходимого условия для обеспечения сбалансированности бюджетов путем оптимизации расходных обязательств муниципальных образований.
Задача повышения эффективности мер социальной поддержки населения автономного округа, направленных на достижение измеримых, общественно значимых результатов, использование механизма адресного решения социальных проблем предусмотрена в распоряжении Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 14.08.2014 № 454-рп «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
На основании пункта 3 данного распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры рекомендовано при подготовке проектов местных бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов руководствоваться Основными направлениями налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов, одобренных Постановлением Администрации города № 6826 от 07.10.2014, относительно мер социальной поддержки предусмотрено следующее:
— п. 3.1.1.4. необходимо принимать во внимание проводимую на федеральном и региональном уровнях политику сокращения льгот и оказания мер социальной поддержки, исходя из принципа нуждаемости;
— п. 3.3.1. учитывая задачи по повышению эффективности мер социальной поддержки населения, поставленные Российской Федерацией и автономным округом, в среднесрочном периоде необходимо провести оценку дополнительных мер социальной поддержки, установленных решениями Думы города, на предмет их направленности на достижение измеримых, общественно значимых результатов и установления гражданам, действительно нуждающимся в поддержке.
В нарушение п. 5.5. Порядка в Разделе 1 Программы не содержится обоснование её связи с вышеперечисленными документами стратегического планирования в части применения механизма проведения оценки дополнительных мер социальной поддержки на предмет их направленности на достижение измеримых, общественно значимых результатов, а также внедрения принципа (критерия) нуждаемости, в качестве необходимых условий предоставления гражданам мер социальной поддержки.
2.2.2. Приведенное в Разделе 1 обоснование связи программы с приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года не дает пояснений относительно влияния такого фактора риска, указанного в Стратегии, как социально-ориентированный бюджет — большой объем социальных обязательств при низкой эффективности социальных расходов.
2.2.3. Цель программы (в новой редакции) сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов, одобренного постановлением Администрации города № 7088 от 17.10.2014.
В указанном прогнозе к числу муниципальных программ в пункте 13.26 Раздела 13 относится Программа «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан муниципального образования городской округ город Сургут на 2014 – 2016 годы», целью которой является усиление социальной защищенности и уровня материального благополучия отдельных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ город Сургут.
В иных документах стратегического планирования данная цель не упоминается.
2.3. В результате анализа положений проекта изменений Программы на предмет соответствия действующему законодательству и муниципальным правовым актам установлено следующее.
2.3.1. Наименования мероприятий Программы (в новой редакции) соответствуют действующим решениям Думы города, указанным в качестве обоснования ее принятия.
2.3.2. Структура Программы соответствует пункту 5.4. Порядка.
2.3.3. Задача Программы, указанная в Разделе 2, соответствует её цели. Вместе с тем, в нарушение п. 5.6. Порядка в указанном Разделе Программы не содержится обоснования сроков её реализации, в том числе необходимость продления до 2020 года.
2.3.4. В нарушение п. 5.8. Порядка Раздел 4 Программы не содержит механизма её реализации, с учетом разграничения деятельности администратора и соадминистраторов, направленной на достижение целевых показателей и решение задач, поставленных в Программе, обеспечивающей их согласованные действия по конкретным мероприятиям, реализации и финансированию Программы, включая четкое разграничение полномочий администратора и соадминистраторов.
2.3.5. В нарушение пункта 5.11. Порядка к пояснительной записке к проекту постановления Администрации города о внесении изменений в программу не приложено описание расчета измененных показателей результатов реализации муниципальной программы по годам ее реализации и исходные данные, используемые при расчете, в случае расчета показателей не прямым счетом.
Во исполнение указанного пункта Порядка Администратору Программы предлагается предоставить описание расчета.
2.4. Анализ предлагаемых объёмов финансирования изменений Программы показал следующее.
2.4.1. Финансовое обеспечение программы предусматривается только за счет средств местного бюджета и не содержит иные источники финансирования.
Общий объем ассигнований на реализацию Программы (в новой редакции) составляет 469 682 548 рублей.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
2.4.2. Объем бюджетных ассигнований и целевой показатель результатов реализации Программы в 2014 году соответствуют параметрам, предусмотренным в решении Думы города от 30.09.2014 №565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».
Объём бюджетных ассигнований на 2015-2017 годы и целевой показатель результатов реализации Программы соответствуют параметрам, предусмотренным в проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов».
2.4.3. Перечень мероприятий по сравнению с предыдущей редакцией Программы дополнен следующим:
— «1.13. Предоставление компенсации расходов на покупку и подключение электрических плит отдельным категориям граждан, проживающих в многоквартирных домах, подлежащих переводу с газоснабжения на электроснабжение» в объеме финансирования на 2015 год в сумме 12 470 136 рублей.
2.5. Нарушений требований статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой при составлении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств и (или) наилучших результатов с использованием определённого бюджетом объёма средств, не усматривается.
2.6. В отношении процедуры утверждения изменений Программы:
2.6.1. Требования п.6.1 Порядка соблюдены. К проекту муниципальной программы приложено заключение по результатам экспертизы департамента по экономической политике, имеются согласования департамента финансов, управления бюджетного учета и отчетности Администрации города – Администратора программы.
2.6.2. Срок подготовки проекта изменений Программы, предусмотренный Порядком, не соблюден, о чем указано в заключении департамента по экономической политике Администрации города.
2.6.3. В результате изменений, внесённых в Порядок, исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
Учитывая вышеизложенное, настоятельно рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
2.6.4. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний и недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.2.1 — 2.2.3., 2.3.3.- 2.3.5., 2.6.3., 2.6.4. настоящего заключения.
3.2. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города не позднее 22.12.2014.
Начальник организационно-правового отдела А.П. Ромаданова