ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-190/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8991 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте в 2014 — 2016 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170- IV ДГ, пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее — проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8973 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте в 2014 — 2016 годы»  (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Программа рассмотрена на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут[1] (далее – Порядок № 5159), иным законодательным и нормативным правовым актам, регулирующим  сферу реализации Программы.

Администратором Программы является департамент имущественных и земельных отношений Администрации города (далее — Департамент, Администратор программы).

Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных документов и информации.

  1. Анализ Программы

2.1.           Проектом Постановления предлагается следующее:

— в заголовке, по тексту постановления и в приложение к нему наименование муниципальной программы изложить в новой редакции — «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте в 2014 — 2020 годы». Соответствующие изменения внесены также в Паспорт Программы[2];

— изложить Программу в новой редакции.

Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.

2.2. Необходимость вносимых изменений обусловлена следующим:

— приведением объёмов бюджетных ассигнований и показателей результатов реализации Программы на 2014 год в соответствие с решением Думы г. Сургута от 02.10.2014 № 565-VДГ[3] (далее — Решение Думы № 565);

— формированием проекта бюджета на очередной 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, а также  в целях приведения в соответствие с государственной программой ХМАО-Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 – 2020 годах»[4] (далее — государственная Программа ХМАО);

— изменением Порядка № 5159 и внесением изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3105 «О разработке муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте в 2014 — 2016 годы»2.

2.3. При оценке соответствия изменений вносимых в Программу требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов установлено следующее.

2.3.1. Цель муниципальной Программы[5] не в полной мере соответствует цели государственной Программы ХМАО[6], так как не предусматривает повышение конкурентоспособности произведенной сельхозпродукции.

Кроме того для достижения целей, определённых государственной программой ХМАО-Югры, предусмотрен  более широкий спектр задач, в том числе: создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства,  занимающихся сельскохозяйственным производством; поддержка дальнейшего развития малых форм хозяйствования; развитие социально значимых отраслей животноводства; обеспечение воспроизводства и увеличение рыбных ресурсов.

Аналогичное замечание отражалось в Заключении КСП от 02.12.2013 № 01-17 -209/КСП[7], но вносимыми изменениями не учтено.

2.3.2.  Финансовое обеспечение реализации Программы на 2014, а также 2015-2017 годы предусмотрено исключительно за счёт субвенций, предоставленных из окружного бюджета на осуществление отдельного государственного полномочия, связанного с реализацией государственной Программы ХМАО. Информация о доведённых объемах межбюджетных трансфертов на осуществление указанного государственного полномочия за счёт  бюджета ХМАО-Югры  в 2014 году и на 2015-2017 годы, приведена в Таблице 1.

Таблица 1

Межбюджетные трансферты

Объем бюджетных ассигнований (рублей)

Всего

Предусмотрено Решением Думы № 565 и Программой

Предварительные предельные объёмы бюджетных ассигнований, доведённые ДФ  Администрации города[8]

2014

2015

2016

2017

— субвенции на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках подпрограммы I «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

595 300

595 300

— субвенции на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в рамках подпрограммы II «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

562 800

483 600

26 400

26 400

26 400

— субвенции на поддержку малых форм хозяйствования в рамках подпрограммы IV «Поддержка малых форм хозяйствования»

493 000

493 000

— субвенции на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплексав рамках подпрограммы V «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса»

29 225 300

5 054 300

8 057 000

8 057 000

8 057 000

Общий объем субвенций по Программе

30 876 400

6 626 200

8 083 400

8 083 400

8 083 400

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы, соответствует бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в бюджете города на 2014 год Решением Думы № 565.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Программой в 2015 году, по сравнению с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными  Решением Думы № 565, уменьшен на 48 391 400 рублей и составляет 8 083 400 рублей (Таблица 2), аналогичные изменения предусмотрены Программой и на 2016 год. Указанные изменения обусловлены уточнением доведённых департаментом финансов Администрации города предварительных предельных объёмов бюджетных ассигнований на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов5. Вместе с тем, объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Программой на 2015-2016 годы на расходы по повышению эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (Мероприятие 1.3), увеличился в 1,97 раз[9].

Обращаем внимание, что при увеличении финансирования по государственной поддержке развития рыбохозяйственного комплекса в 2015-2016 годах в 1,97 раз значения целевых показателей результатов реализации Программы, формируемые в разрезе подпрограмм (объемы выпускаемой продукции)[10] не увеличились. Контрольно-счётная палата считает, что в данной ситуации возможны риски не соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьёй 34 БК РФ, либо показатели результативности определены некорректно.

Таблица 2

Наименование мероприятия государственной Программы ХМАО

Предусмотрено Решением № 565

Предусмотрено Программой

Отклонение

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Расходы на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках подпрограммыI «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

19 495 000

19 495 000

-19 495 000

-19 495 000

Расходы на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в рамках подпрограммы II «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

31 906 300

31 906 300

26 400

26 400

-31 879 900

-31 879 900

Расходы на поддержку малых форм хозяй-ствования в рамках подпрограммы IV «Поддержка малых форм хозяйствования»

1 000 000

1 000 000

-1 000 000

-1 000 000

Расходы на повышение эффективности использования и развития ресурсного по-тенциала рыбохозяйственного комплексав рамках подпрограммы V «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса»

4 073 500

4 073 500

 8 057 000

8 057 000

3 983 500

3 983 500

ИТОГО

56 474 800

56 474 800

8 083 400

8 083 400

-48 391 400

-48 391 400

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы, соответствует параметрам финансирования, предусмотренным в проекте бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Финансирование мероприятий на 2018-2020 годы Программой не предусмотрено.

2.3.3. Показатели результатов реализации муниципальной программы на 2014 -2017 годы, соответствуют показателям, предусмотренным в Решении Думы №565 и Проекте бюджета в соответствующих периодах.

В 2014 году, а также на 2015-2017 годы целевые показатели прироста и ожидаемые показатели производства и реализации мяса и молокопродуктов не содержат числовые значения при наличии в Программе Мероприятия 1.2[11], предусматривающего объёмы финансирования за счёт субвенций окружного бюджета на 2014 год в размере 483,6 тыс. рублей, а также на 2015-2017 годы в размере              79, 2 тыс. рублей (по 26,4 тыс. рублей ежегодно).

Кроме того, в 2014 году и на 2015-2017 годы Программой не предусмотрены (отсутствуют) целевые показатели и не отражены числовые значения ожидаемых показателей по производству и реализации продукции растениеводства, при наличии в Программе Мероприятия 1.1[12], предусматривающего объёмы финансирования за счёт субвенций окружного бюджета на 2014 год в размере  595,3 тыс. рублей,

Отсутствие целевых показателей и значений ожидаемых показателей по растениеводству, а также  значений целевых и ожидаемых показателей по животноводству при наличии предусмотренных в 2014-2016 годах объёмов финансирования, содержит риск несоблюдения статьи 34 БК РФ при реализации Программы.

Аналогичные замечания, изложены в подпункте 2.3.4 Заключения КСП от 02.12.2013 № 01-17-209/КСП. Пояснения, представленные Администрацией города по результатам рассмотрения замечаний и предложений (исх. от 31.12.13 №01-11-8291/13-0-0) позицию КСП не меняют.

Обращаем внимание, что Программа со сроком реализации до 2020 года не содержит показатели результатов реализации Программы на 2018-2020 годы.

Кроме того, по Мероприятию 1.3  Программы на 2014-2017 годы предусмотрены показатели по производству и реализации пищевой рыбной продукции, достижение которых предполагается за счёт средств местного бюджета. Вместе с тем бюджетные ассигнования за счёт средств местного бюджета на реализацию указанного Мероприятия не предусмотрены ни в самой Программе, ни решением Думы г. Сургута от 27.12.2013 № 455-V ДГ (с изм. от 02.10.2014)[13], ни проектом бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Обращаем внимание, что достижение показателей невозможно без финансирования. В связи с изложенным Контрольно-счётная палата считает, что вышеуказанные показатели подлежат корректировке.

2.3.4. В результате оценки полноты предметной ситуации установлено, что существующая на территории города Сургута ситуация в сельскохозяйственной сфере оценена в Разделе 1 «Характеристика текущего состояния» (далее – Раздел 1) не достаточно. Данный вывод сформирован по  следующим основаниям.

В Разделе 1 отражено, что «среди проблем, существующих в сельскохозяйственной сфере на территории города Сургута, препятствующих эффективному росту производства и реализации продукции животноводства, растениеводства, рыбохозяйственного комплекса, развития малых форм хозяйствования основной проблемой является недостаток оборотных средств».

Следует отметить, что недостаток оборотных средств может являться также следствием неэффективного планирования производственной и маркетинговой деятельности, а также принятием управленческих решений, последствия которых недостаточно проанализированы.

Также в Разделе 1 отмечено, что «ресурсная потребность в субсидиях обусловлена необходимостью поддерживать и развивать производство сельскохозяйственной продукции», что  не в полной мере соответствует цели Программы, предусматривающей не поддержание, а устойчивое развитие сельхозпроизводителей.

Отметим, что предоставление государственной помощи само по себе не гарантирует устойчивое развитие производства, а Программой на 2015-2017 годы не предусмотрены показатели и мероприятия, предусматривающие увеличение рентабельности производства и развитие материально-технической базы сельхозпроизводителей.

Аналогичное замечание изложено в пункте 2.3.1 Заключения КСП от 02.12.2013 № 01-17-209/КСП. Предложение КСП по устранению указанного замечания  принято без разногласий (исх. от 31.12.13 №01-11-8291/13-0-0), но во вносимых изменениях не учтено.

2.3.5.    Согласно пункту 5.5 Порядка № 5159, предусматривающего, что «Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» должен содержать… динамику изменения значений показателей результатов за предшествующие два года, текущий год (год составления программы). При внесении изменений в муниципальную программу по основанию, предусмотренному пунктом 8.1.2[14] настоящего порядка, раздел дополняется характеристикой текущего состояния года, в котором осуществляется формирование проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период», в том числе в табличном виде. В  нарушение указанных требований в проекте Постановления оценочные данные за 2014 год представлены в таблице «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы» не на основании фактических результатов (с учётом промежуточных итогов за  9 месяцев текущего года), а «на уровне плановых значений показателей».

В нарушение пункта 5.11 Порядка № 5159 материалы, обосновывающие значение показателей выпускаемой продукции рыбохозяйственного комплекса за 2014 год (оценочные данные), к пояснительной записке Администратором не представлены.

Кроме того, согласно информации, отражённой в  Разделе 1 Программы[15], «в течение 2014 года сельхозпроизводителями не были представлены в полном объёме первичные документы на предоставление субсидии на вылов  и реализацию пищевой искусственно выращенной рыбы, пищевой рыбопродукции, согласно новым  требованиям Порядка предоставления субсидий[16], что является основанием для отказа в предоставлении субсидии», и содержит риск не достижения показателей, предусмотренных Программой на 2014 год.

Исходя из вышеизложенного, не представляется возможным сделать вывод о корректности предусмотренных  Программой значениях ожидаемых результатов на 2014 год и 2015-2017 годы, в части объемов выпускаемой продукции рыбохозяйственного комплекса, что в свою очередь ставит под сомнение достижение целевых показателей прироста производства и реализации искусственно выращенной рыбы, а также производства и реализации пищевой рыбопродукции.

2.3.6. В нарушение пункта 5.11 Порядка № 5159 в пояснительной записке, представленной к проекту Постановления, не отражен «полный перечень вносимых изменений».

2.3.7. В нарушение абзаца 15 пункта 5.7 Порядка № 5159 наименование мероприятий муниципальной Программы 1.1, 1.2 и 1.3[17] не соответствуют наименованиям мероприятий, предусмотренных подпрограммами I, II и V[18] государственной Программы ХМАО.

2.4. Финансирование мероприятий Программы  из бюджета автономного округа осуществляются посредством предоставления субвенций и ежегодным наделением органа местного самоуправления отдельным государственным полномочием.[19]

 Государственная программа ХМАО-Югры не предусматривает требований к софинансированию мероприятий за счет средств местных бюджетов, а также обязательности наличия отдельной муниципальной программы.

Постановлением Администрации города Сургута от 18.02.2011 № 762 «Об осуществлении переданного органу местного самоуправления отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства» департамент имущественных и земельных отношений Администрации города определен уполномоченным органом по выполнению отдельного переданного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства.

Согласно подпункту б) пункта 3 статьи 2 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города, утвержденного решением Думы города Сургута от 26.06.2012 № 199-V ДГ (с изменениями), к целям Департамента относится реализация переданных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), включающие в себя расчет и выделение субсидий на государственную поддержку животноводства, растениеводства, рыболовства и рыбопереработки, развитие материально-технической базы малых форм хозяйствования, за исключением личных подсобных хозяйств.

Учитывая вышеизложенное, создание отдельной муниципальной программы для выполнения переданных государственных полномочий считаем нецелесообразным. По мнению Контрольно-счётной палаты, указанные в рассматриваемой Программе мероприятия в соответствии с пунктом 2.3. Порядка №5159, следует предусмотреть отдельной подпрограммой в составе муниципальной программы функционирования департамента имущественных и земельных отношений Администрации города.

Аналогичное предложение изложено в п. 2.6 Заключения КСП от 02.12.2013   № 01-17-209/КСП, и принято без возражений, однако вносимыми изменениями не учтено.

2.5. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний  обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.6. В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.

В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 26.09.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего  законодательства  и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п.п. 2.3.1 — 2.3.7, 2.4 — 2.6 настоящего заключения.

2. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 19.12.2014 года.

 

Начальник отдела контроля
расходов на городское хозяйство                                       И.Ю. Недорезова



[1] Постановление Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями).

[2] Распоряжение Администрации города от 24.10.2014 № 3400 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3105 «О разработке муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы».

[3] Решение Думы г. Сургута от 2 октября 2014 № 565-VДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов».

[4] Постановлением Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 420-п утверждена государственная программа ХМАО – Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 – 2020 годах».

[5] Цель Программы — устойчивое развитие агропромышленного комплекса на территории муниципального образования городской округ город Сургут.

[6] Цель государственной Программы ХМАО-Югра — устойчивое развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, повышение конкурентоспособности продукции, произведенной на территории автономного округа.

[7] Заключение от 02.12.2014 №  01-17 -209/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса  в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы»

[8] Письмо департамента финансов Администрации города Сургута (исх. от 22.10.2014 №08-И-1790/14) «Об уточнении предельных объемов бюджетных ассигнований на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов».

Письмо Департамента финансов Ханты-Мансийского округа – Югры от 20.10.2014 № 20-Исх-4889 «О доведении предварительных объёмов межбюджетных трансфертов на 2015-2017 годы».

[9] 1,97 = 8057000/4 073500, где 8 057 000 рублей – бюджетные ассигнования, предусмотренные Программой, и 4 073 500 рублей — бюджетные ассигнования, предусмотренные Решением Думы № 565.

[10] Объем выпускаемой продукции рыбохозяйственного комплекса,в том числе: производство и реализация искусственно выращенной пищевой рыбы, — искусственно выращенной пищевой рыбы (тонн).

[11] Мероприятие 1. 2. Государственная поддержка развития животноводства, в том числе: 1.2.1 производство и реализация продукции животноводства (мяса в пересчете на живой вес, молока и молокопродуктов.

[12] Мероприятие 1.1 Государственная поддержка развития растениеводства,  в том числе: 1.1.1 производство и реализация продукции растениеводства.

[13] Решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов» (с изменениями внесёнными решением Думы г. Сургута от 02.10.2014 № 565-VДГ).

[14] По основанию, предусмотренному пунктом 8.1.2. Порядка №5159 – в случае формирования проекта бюджета на очередной финансовый и плановый период.

[15] Раздел 1.«Характеристика текущего состояния».

[16] Приложение 17. «Порядок расчета и предоставления субсидий на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» к постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 9 октября 2013 г. N 420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2014 — 2020 годах»

[17] Мероприятие 1. 3. Государственная поддержка развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе: 1.3.1.производство и реализация искусственно выращенной пищевой рыбы, производство и реализация пищевой рыбной продукции.

[18] Подпрограмма I «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», Подпрограмма II «Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», Подпрограмма V «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

[19] Закон ХМАО — Югры от 16.12.2010 № 228-оз (ред. от 23.02.2013) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)».