ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-202/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8980 «Об утверждении муниципальной программы функционирования «Реализация отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на 2014-2016 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденного распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города Сургута от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8980 «Об утверждении муниципальной программы функционирования «Реализация отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на 2014-2016 годы» (далее – Программа, Проект постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Администратором Программы является комитет по опеке и попечительству Администрации города (далее – Комитет по опеке и попечительству, Администратор программы).

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1. Администратором подготовлен Проект постановления, где Программа изложена в новой редакции.

Вступление в силу Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.

В ходе экспертизы вносимых изменений в Программу установлено следующее.

2.2. Проект постановления подготовлен в случаях, установленным пунктами 8.1.1, 8.1.2, 8.1.3 Порядка № 5159, а именно:

2.2.1. принятием решения Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – решение Думы города № 565-V ДГ);

2.2.2. формированием Проекта бюджета города Сургута на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета);

2.2.3. внесение изменений в Порядок № 5159;

2.2.4. внесением изменений в распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3055 «О разработке муниципальной программы функционирования «Реализация отдельных государственных полномочий в сфере опеке и попечительства на   2014-2016 годы» распоряжением Администрации города от 26.09.2014 № 2995 (далее – распоряжение Администрации № 2995).

2.3. На основании внесенных соответствующих изменений в паспорт муниципальной программы распоряжением Администрации № 2995 Проектом постановления предлагается изменить срок реализации Программы с 3 до 7 лет и установить его с 2014 по 2020 годы, что не противоречит требованиям пункта 1.7 Порядка № 5159.

2.4. Раздел 1 «Характеристика текущего состояния»:

Цель и задачи реализации Программы соответствует основным положениям Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры и нормативным документам указанные в Паспорте Программы.

Комитет по опеке и попечительству руководствуется основными положениями Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры № 357-п[1].

Следует отметить, что данная Программа не обеспечивает решение задач социально-экономического развития города Сургута как это установлено пунктом 1.2 Порядка № 5159, так как в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на исполнение государственных полномочий в сфере опеки и попечительства.

2.4.1. Комитет по опеке и попечительству осуществляет переданные в установленном порядке государственные полномочия на основании установленных нормативных документов указанных в паспорте Программы.

2.4.2. Комитет по опеке и попечительству при составлении Программы руководствуется Постановлением Правительства ХМАО — Югры № 421-п[2].

2.4.3. структура Программы соответствует требованиям пункта 5.4 Порядка № 5159.

2.4.4. Подпрограмма 1[3] дополнена характеристикой достигнутых результатов  комитета по опеки и попечительству по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2012 — 2014 годы.

2.4.5. В подпрограмму 2[4] добавлен пункт 9 по осуществлению контроля за использованием и надлежащим санитарно-техническим состоянием жилых помещений, а также дополнено основными задачами государственной политики, являющиеся обеспечением приоритетного семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2.4.6. таблица «Динамика изменения значений показателей» дополнена характеристикой текущего состояния 2014 года, в которой осуществляется формирование проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В таблице «Динамика изменения значений показателей» также указаны:

— показатели 1[5] и 2[6], которые соответствуют целевым показателям результатам реализации Программы, утверждённые решением Думы города № 565-V ДГ, и приложению к Программе;

— показатель 3[7], который соответствует  целевым показателям подпрограммы 1 приложения к Программе;

— показатель 4[8], который соответствует  целевым показателям подпрограммы 2  приложения к Программе.

Обращаем внимание на то, что в разделе 1 и в приложении 2 к Порядку № 5159 не установлено, какие показатели должны отражаться в таблице «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы», поэтому не представляется возможным определить какое количество Показателей необходимо отразить в данной таблице.

2.4.7. Наименование таблицы «Динамика изменения значений показателя» Раздела 1 Программы не соответствует наименованию таблицы установленной в приложении 2 к Порядку № 5159.

Контрольно-счётная палата города предлагает наименование таблицы в Разделе 1 Программы привести в соответствие с приложением 2 к Порядку № 5159.

2.5. В Разделе 2 «Цели и задачи муниципальной программы»:

2.5.1. Комплексной целью муниципальной программы является «Реализация Администрацией города переданных отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству и предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителя, приемным родителям», которая нацелена на реализацию переданных отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

2.5.2. Программа разделена на две подпрограммы, каждая имеет одну цель и одну задачу.

2.5.3. С учетом увеличения срока реализации Программы внесены изменения в подпрограммы 1, 2, а также внесены изменения в наименование Цели подпрограммы 2 после слов «приемным родителям» слова «имеющим место жительства на территории муниципального образования городской округ город Сургут» заменены на слова «за счет средств субвенций, поступающих из федерального бюджета, бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014-2016 годы».

2.6. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному решением Думы города  № 565-V ДГ и составляет 548 334 248 рублей.

2.6.1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2015 и 2016 годы по сравнению с решением Думы города № 565-V ДГ увеличен на 2015 год в сумме 189 491 000 рублей (или на 35%) и на 2016 год в сумме 132 560 400 рублей (или на 24%). Из пояснений специалиста Комитета по опеке и попечительства объемы ассигнования на 2015 и 2016 годы увеличены на приобретение жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лица в возрасте от 23 лет и старше согласно пункту 1 статьи 5[9] Закона ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз[10] (Таблица 1).

Мероприятия финансируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета ХМАО-Югры.

Таблица 1

наименование

Предусмотрено решением Думы города № 565 -V ДГ

проект Постановления

Отклонение

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Общий объем ассигнований на реализацию программы всего, в руб.

544 670 100

544 851 500

734 161 500

677 411 900

189 491 400

132 560 400

 

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.7. В результате  анализа программных мероприятий и значений показателей их результативности установлено следующее.

2.7.1. Приложение к Программе изложено в соответствии с установленным Порядком № 5159.

2.7.2. В приложении к Программе в наименование «Комплексная цель программы…» между словом «цель» и «программы» пропущено слово «муниципальной».

Контрольно-счётная палата города предлагает привести в соответствие наименование «Комплексная цель муниципальной программы» раздела 2 с приложением к Программе.

2.7.3. В приложении к Программе в графе «Конечный результат реализации муниципальной программы» по строкам «Всего по подпрограмме 2»,  «Общий объем ассигнований на реализацию программы — всего, в том числе:», и т.д. проставлены объемы финансирования. В Приложение 3 к Порядку № 5159 заполнение значений данной графы по строкам «Всего по подпрограмме», «Общий объем ассигнований на реализацию программы – всего, в том числе» не предусмотрено.

Контроль-счетная палата города предлагает графу «Конечный результат реализации муниципальной программы» привести в соответствии с требованиями Порядка № 5159.

2.7.4. В нарушение абзаца 24 пункта 5.7 Порядка № 5159 в Программе указаны показатели (приложение 1 к настоящему заключению), которые не характеризуют результат использования бюджетных средств, в связи, с чем оценить целесообразность планируемых расходов не возможно.

Контрольно-счетная палата города предлагает к показателю «доля» добавить количественный показатель, который будет характеризовать динамику социально-экономического показателя.

2.8. В Разделе 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» целевые показатели реализации мероприятий 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 подпрограммы 2, не соответствуют целевым показателям данных мероприятий, отраженных в приложении к Программе.

Контрольно-счетная палата города предлагает привести в соответствие Раздел 4 с приложением к Программе в части целевых показателей по мероприятиям 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 подпрограммы 2.

2.9. В нарушение пункта 5.4 и 5.9 Порядка № 5159 подпрограммы не содержат раздел 1 «Характеристику текущего состояния» и раздел 4 «Механизм реализации муниципальной программы, систему организации контроля за исполнением муниципальной программы».

Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору привести структуру подпрограмм в соответствие установленными Порядком № 5159 или принять меры по внесении изменений в Порядок № 5159.

2.10. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.11. В отношении процедуры разработки и утверждения проекта Постановления установлено следующее.

Проект постановления поступил на экспертизу в Контрольно-счетную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи 6 Порядка № 5159. Одновременно с Проектом постановления представлены экспертизы правового управления Администрации города, департамента по экономической политике. Требования пункта 6.1.2 Порядка № 5159 соблюдены.

В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего  законодательства  и

полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

 

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Комитету по опеке и попечительству Администрации города:

3.1. Устранить замечания, указанные в пунктах 2.4.7, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4, 2.8, 2.9 настоящего заключения.

3.2. Учесть предложения, указанные в пунктах 2.4.7, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4, 2.8, 2.9 настоящего заключения.

3.3. Принять меры к реализации предложений изложенных в пунктах 2.10 и 2.11 настоящего заключения.

3.3. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счетной палаты в срок не позднее 24.12.2014.

 

Инспектор отдела контроля
доходов, расходов на развитие
экономики и государственное управление                                   Е.А. Кривошеева


[1] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «О Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре на 2012-2017 годы» (далее – постановление Правительства ХМАО-Югры № 357-п).

[2] Постановление Правительства Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 № 421-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020 годы» (далее – Постановление Правительства ХМАО-Югры № 421-п);

[3] Подпрограмма 1 «Осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству на 2014 — 2020 годы».

[4] Подпрограмма 2 «Предоставление мер социальной поддержки детям – сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителям, приемным родителям за счет средств субвенций, поступающих из федерального бюджета, бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014 — 2016 годы».

[5] Раздел 1 таблица «Динамика изменения значений показателя» Показатель 1 «Доля использованных средств субвенции, передаваемой из бюджета автономного округа на реализацию отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства» (далее – Показатель 1).

[6] Раздел 1 таблица «Динамика изменения значений показателя» Показатель 2 «Доля использованных средств субвенции, передаваемой из бюджета автономного округа на реализацию отдельных государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителям, приемным родителям» (далее – Показатель 2).

[7] Раздел 1 таблица «Динамика изменения значений показателя» Показатель «Доля граждан, получивших государственные услуги, от общего числа граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по вопросам опеки и попечительства» (далее – Показатель 3).

[8] Раздел 1 таблица «Динамика изменения значений показателя» Показатель «Доля граждан, обеспеченных мерами социальной поддержки, от общего числа граждан, имеющих право на их получение» (далее — Показатель 4).

[9] Пункт 1 статьи 5 Закон ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз … однократно предоставляется благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и ХМАО-Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.

[10] Закон ХМАО-Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийской автономном округе – Югре» (далее – Закон ХМАО-Югры № 86-оз).