- Общие положения
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007
№ 170-IVДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IVДГ (с изменениями), Стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП
(с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города 12.12.2013
№ 8965 «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Проект постановления).
Администратор Программы – департамент городского хозяйства Администрации города, соадминистраторы Программы – департамент архитектуры и градостроительства Администрации города, управление бюджетного учёта и отчётности Администрации города, департамент имущественных и земельных отношений Администрации города, управление учёта и распределения жилья Администрации города.
В ходе экспертизы Проекта постановления проведена оценка вносимых изменений на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации и Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159).
Выводы по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
- Анализ изменений, вносимых Проектом постановления
2.1. Администратором муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Программа) — Департаментом городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ) предлагается изложить Программу в новой редакции и распространить её действие с 01.01.2015 года.
2.2. Внесение изменений в Программу обусловлено:
— формированием проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – проект бюджета);
— приведением объёма бюджетных ассигнований в соответствие с решением Думы города № 565-VДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов» (далее — решение Думы города № 565-VДГ);
— изменением Порядка № 5159.
2.3. В ходе анализа Программы установлено следующее.
2.3.1. В абзаце 4 пункта 1.1 раздела 1 Программы «Характеристика текущего состояния» отражено количество домов ветхого жилищного фонда, подлежащих обследованию со значением «14» ежегодно. Вместе с тем, в графе «Значение целевого показателя, в том числе: 2015 год» приложения 1 к Программе по мероприятию 1.1.1 «Обследование жилых домов на предмет признания их аварийными, а также жилых помещений непригодными для проживания» отражено количество «45». В связи с чем, предлагаем ДГХ устранить в Программе взаимное несоответствие значений показателей результативности.
2.3.2. Из Таблицы 2 раздела 2 Программы «Цели и задачи муниципальной программы» исключена задача 3.10 «Снос приспособленных для проживания строений». В свою очередь, Программа сформирована с учётом прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, утверждённого постановлением Администрации города от 17.10.2014 № 7088 (далее – Прогноз).
В перечне задач Программы, содержащейся в Прогнозе, отражена задача «Снос приспособленных для проживания строений». В связи с чем, предлагаем ДГХ принять меры к устранению данного взаимного несоответствия.
2.3.3. Программа является формой участия муниципального образования в реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014-2020 годах», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 № 408-п (далее – государственная программа). Пунктами 4.1.1-4.1.4 Порядка 9[1] раздела 4 государственной программы предусмотрены положения[2], которые должны содержаться в соответствующих муниципальных программах. В свою очередь, указанные положения государственной программы не нашли отражения в анализируемой Программе. В связи с чем, предлагаем ДГХ внести изменения в Программу в части её дополнения соответствующими положениями государственной программы.
2.3.4. Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счёт межбюджетных трансфертов из федерального и окружного бюджетов, а также за счёт средств местного бюджета.
Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году приведён в соответствие с решением Думы города № 565-VДГ и составляет 528 579 051 рублей.
Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015-2016 годах по сравнению с 2014 годом увеличен, в том числе: в 2015 году на 882 945 077 рублей и составляет 935 796 330 рублей, в 2016 году на 327 693 560 рублей и составляет 345 702 779 рублей. В 2017 году объём ассигнований составляет 287 299 879 рублей.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части финансово-экономического обоснования (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счётной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
2.3.5. В ходе анализа Проекта постановления установлено, что в приложении 11 к решению Думы города № 565-VДГ указан целевой показатель реализации Программы «Доля ликвидированных ветхих, аварийных домов, %» со значением на 2014 год «7,2». В свою очередь, в графе «Значение показателя, в том числе: 2014 год» приложения 1 к Программе целевой показатель «Доля ликвидированных ветхих, аварийных домов и строений, %» указан со значением «2,9». В связи с чем, предлагаем ДГХ установить целевой показатель в соответствии с решением Думы города № 565-VДГ, что позволит соблюсти п.5.7 Порядка № 5159.
2.3.6. При увеличении объёма финансирования мероприятий подпрограммы 3 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» значения показателей по мероприятиям 3.1.1[3], 3.3.1[4], 3.4.1[5], 3.5.1[6], 3.6.1[7], 3.7.1[8], 3.8.1[9] подпрограммы отсутствуют.
Отсутствие показателей не отражает результат использования бюджетных ассигнований направленных на реализацию Программы и содержит риск нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. В связи с чем, рекомендуем ДГХ откорректировать значения показателей Программы либо установить дополнительные показатели характеризующие результаты использования ассигнований, что позволит соблюсти абз. 24 п.5.7 раздела 5 Порядка № 5159.
2.4. В результате внесённых изменений в Порядок № 5159 исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счётная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
Вместе с тем, Администрация города в предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счётная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которые устранены путём принятия решения Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
2.5. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний и недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к её содержанию.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Рассмотреть предложения Контрольно-счётной палаты города, изложенные в пунктах 2.3.1-2.3.3, 2.3.5, 2.3.6 настоящего заключения.
3.2. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.4, 2.5 настоящего заключения.
3.3. Информацию о решении, принятом по результатам рассмотрения настоящего заключения, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 22.12.2014.
Инспектор отдела
контроля в сфере закупок Е.С. Галицкая
[1] «Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений».
[2] «4.1.1. Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений в срок не позднее 18 месяцев с месяца поступления субсидий в бюджеты муниципальных образований автономного округа с месяца, следующего за месяцем принятия решения о распределении субсидии из бюджета автономного округа в бюджеты муниципальных образований автономного округа.
4.1.2. Очередность ликвидации приспособленных для проживания строений, обеспечивающую эту ликвидацию в зонах их территориальной сосредоточенности.
4.1.3. Порядок, предусматривающий различные способы расселения из приспособленных для проживания строений граждан:
— проживающих в настоящее время в приспособленных для проживания строениях, вселенных в них до 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включенных в реестры;
— проживающих в настоящее время в приспособленных для проживания строениях, вселенных в них после 1 января 1995 года, включенных в реестры.
Порядок, предусматривающий способы расселения из приспособленных для проживания строений граждан, может дополнительно предусматривать расселение таких граждан в маневренный жилищный фонд муниципального образования.
4.1.4. Реестры приспособленных для проживания строений по состоянию на 1 января 2012 года с указанием следующих сведений о гражданах, проживающих в них: фамилия, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дата регистрации по месту жительства, способ расселения».
[3] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».
[4] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».
[5] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».
[6] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».
[7] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».
[8] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».
[9] «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории муниципального образования городского округа город Сургут».