ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-208/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8996 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

1. Общие положения.

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011
№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 44 Устава города, ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута (далее-КСП города), утвержденным решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом муниципального финансового контроля «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 № 01-06-85/13 КСП.

Действующая муниципальная программа «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа) утверждена постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8996 (с изменениями от 07.08.2014).

Предлагаемые изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее — Порядок), и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8996 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – проект постановления) сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1. Администратором Программы является отдел по вопросам общественной безопасности Администрации города.

Вступление в силу постановления предлагается установить с 01.01.2015 года. Проектом постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Администратор Программы вносит изменения с целью:

— дополнения раздела 1 Программы «Характеристика текущего состояния» и таблицы «Динамики значений показателя» оценочными данными за 2014 год;

— увеличения периода действия Программы до 2020 года;

— дополнения Программы объемом ассигнований на период действия Программы до 2020 года;

— изменения конечных результатов Программы;

— приведения объема бюджетных ассигнований и значения целевых показателей на 2014 год в соответствие с решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ[1].

2.2. В ходе экспертизы вносимых изменений в Программу установлено следующее.

2.2.1. Распоряжением Администрации города от 30.10.2014 № 3491 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3064 «О разработке муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2020 годы» паспорт Программы изложен в новой редакции.

Период действия Программы (на 2014-2020 годы), указанный в проекте постановления, соответствует периоду, указанному в паспорте[2] Программы, и не превышает период, установленный п. 1.7. Порядка.

Необходимо отметить, что показатель задачи 3 раздела 2 Программы «Увеличение доли этнических сообществ, принимающих участие в семинарах и иных мероприятиях, до 80% от общего количества этнических сообществ, зарегистрированных в городе» не соответствует показателю ожидаемых результатов реализации Программы «Увеличение доли этнических сообществ, принимающих участие в семинарах и иных мероприятиях, до 85% от общего количества этнических сообществ, зарегистрированных в городе», указанному в паспорте Программы. Предлагаем значение указанного показателя привести в соответствие с паспортом Программы.

2.2.2. Структура Программы соответствует требованиям, установленным п. 5.4 Порядка.

2.2.3. Раздел 1 Программы содержит информацию, определенную стратегией социально-экономического развития города (далее – Стратегия). Так же в соответствии с п. 5.5 Порядка в нем указаны проблемы, на решение которых направлена Программа:

— повышение уровня компетентности педагогов, обеспечивающих языковую, социальную и культурную интеграцию (адаптацию) детей мигрантов;

— совершенствование действующих и разработка новых моделей языковой и культурной адаптации, социальной интеграции детей мигрантов в зависимости от их возраста, уровня базовой подготовки, степени владения русским языком;

— психологическая поддержка детей-мигрантов и психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в условиях политкультурной образовательной среды;

— адаптация участников образовательного процесса, организация просветительсткой деятельности в целях повышения уровня этнологических знаний и формирования навыков межкультурной коммуникации.

Цель Программы «Создание в городе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской и региональной идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии» направлена на решение проблем, отраженных в Стратегии, задачи Программы способствуют ее достижению.

2.2.4. Отдельные мероприятия Программы, финансирование которых направлено на выполнение поставленных задач, не в полной мере соответствуют полномочиям, установленным для органов местного самоуправления по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона № 114-ФЗ предусмотрено, что в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно п. 1.3 Порядка муниципальная программа, принятие которой рекомендовано государственными программами Российской Федерации, государственными программами ХМАО-Югры может формироваться исходя из полномочий органа местного самоуправления.

К вопросам местного значения в соответствии с п. 7.1, 7.2 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся:

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

— разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Подпрограммой «Профилактика экстремизма» государственной программы ХМАО-Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 429-п (далее – Программа ХМАО-Югры), рекомендовано муниципальным образованиям ХМАО-Югры:

— принять участие в реализации мероприятий государственной программы;

— разработать и принять аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

В соответствии с п. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственными программами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам субъекта Российской Федерации. Программой ХМАО-Югры не предусмотрено предоставление субсидий бюджету города Сургута на принятие участие в ее мероприятиях. Сравнение мероприятий Программы ХМАО-Югры и Программы представлено в приложении 2 к настоящему заключению.

Как видно из приложения 2, мероприятия Программы, финансируемые за счет бюджета города, не являются частью мероприятий Программы ХМАО-Югры, в которых муниципальное образование может принять участие. Кроме того, приобретение сувениров, футболок, баннеров, а так же организация и проведение курсов и семинаров не являются обязательными расходами, которые должны быть осуществлены в целях профилактики экстремизма в соответствии с действующим законодательством, что позволяет поставить под сомнение целесообразность планируемых расходов. По мнению КСП города, часть указанных мероприятий Программы может быть проведена на беззатратной основе.

Исходя из изложенного, во исполнение принципа бюджетного рационализма в соответствии с п. 3.1 Основных направлений бюджетной политики[3], предлагаем рассмотреть вопрос об оптимизации расходов на проведение мероприятий в рамках Программы.

2.2.5. Раздел 1 Программы «Характеристика текущего состояния» и таблица «Динамика значений показателя» дополнен оценочными данными за 2014 год, что соответствует условиям, предусмотренным п. 5.5 Порядка.

Следует отметить, что в пункте 5.5 Порядка имеет место несоответствие требований к отражению динамики изменений значений показателей, указанных в разделе 1 Программы (динамика изменения значений показателей результатов за предшествующие два года, текущий год (год составления программы)) и в приложении 2 к Порядку (отчетный год (n-2), отчетный год (n-1),текущий год (год составления программы) (n), год (n+1), год (n+…). Из требований п. 5.5 Порядка не ясно, за какой период учитывается значение «год (n+…)», поэтому проверить правильность отражения динамики изменений значений в разделе 1 Программы не представляется возможным.

КСП города предлагает Администрации города внести изменения в Порядок с целью установления более конкретных требований к отражению динамики изменений значений показателей.

2.2.6. Целевые показатели результатов реализации Программы на 2014-2017 годы соответствуют целевым показателям, указанным в решении Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ и в проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее – проект бюджета).

В нарушение пункта 5.7 Порядка, значения показателей мероприятий Программы не характеризуют значение целевого показателя «Количество участников семинаров и иных мероприятий, направленных на формирование атмосферы этнокультурного взаимоуважения, чел.», а именно: сумма значений показателей мероприятий Программы не соответствует значению целевого показателя, отклонение составило 511 человек (Таблица 1).

Таблица 1

Наименование показателя, ед.изм.

Значение показателя, в том числе:

Конечный результат реализации муниципальной программы

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Целевой показатель «Количество участников семинаров и иных мероприятий, направленных на формирование атмосферы этнокультурного взаимоуважения, чел.

210

220

230

230

230

230

230

1580

Мероприятие 2.1 «Организация и проведение обучающих семинаров для учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов», показатель «Количество учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов, чел.»

150

160

170

170

170

170

170

1160

Мероприятие 2.2 «Проведение курсов «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих русским языком», показатель «Количество детей-мигрантов, не владеющих русским языком и прошедших курсы, чел.»

96

100

105

105

105

105

105

721

Мероприятие 3.2 «Организация проведения семинаров по профилактике экстремизма», показатель «Количество участников семинаров, чел.»

30

30

30

30

30

30

30

210

Отклонение:

-66

-70

-75

-75

-75

-75

-75

-511

КСП города предлагает администратору Программы привести во взаимное соответствие значение целевого показателя и значения показателей мероприятий Программы.

2.2.7. Объем бюджетных ассигнований, указанный в приложении к Программе, составляет 3 816 996,00 рублей, в том числе:

— на 2014 год в сумме 483 000,00 рублей, что соответствует объему бюджетных ассигнований, установленному решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ;

— на очередной год (на 2015 год) и плановый период (на 2016-2017 годы) в сумме 535 661,00 рублей, 535 661,00 рублей и 565 661,00 рублей соответственно. Уменьшение объема бюджетных ассигнований на 2015-2016 годы, указанного в Программе, относительно объема, установленного решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ, является незначительным (по 339,00 рублей на каждый год).

— за пределами планового периода (на 2018-2020 годы) соответствует предварительному объему бюджетных ассигнований на второй год планового периода (на 2017 год).

2.2.8. Анализ средних затрат на единицу показателей представлен в приложении 1 настоящего заключения. Следует отметить, что по мероприятиям «Организация и проведение обучающих семинаров для учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов» и «Проведение курсов «Развитие языковой, речевой компетенции детей мигрантов, не владеющих русским языком» задачи 2 Программы при сохранении одинакового объема финансирования в течение 2014-2016 годов происходит увеличение количественных показателей, характеризующих результаты исполнения данных мероприятий, то есть наблюдается динамика снижения средней стоимости проведения курсов и семинаров. Указанное позволяет полагать, что в 2015 году за тот же объем финансирования, что и в 2016 году, можно провести большее количество курсов и семинаров, чем предусмотрено Программой. Таким образом, в целях соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного Кодекса РФ, предлагаем рассмотреть вопрос об изменении значений показателей или объема финансирования Программы.

2.2.9. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.2.10. Раздел 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» содержит разграничение деятельности администратора и соадминистраторов, а так же систему организацию контроля за исполнением Программы с учетом разграничения ответственности куратора, администратора и соадминистраторов, предусмотренные п. 5.8 Порядка.

Вместе с тем считаем, что механизм реализации Программы описан в общих чертах и не содержит перечень согласованных действий по конкретным мероприятиям, реализации и финансированию Программы, что является нарушением п. 5.8 Порядка. Предлагаем администратору Программы изложить механизм реализации Программы, например, по аналогии с Программой ХМАО-Югры.

2.2.11. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.2.12. В части соблюдения процедуры подготовки проекта муниципального правового акта о внесении изменений установлено, что экспертизы, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка, проведены.

2.2.13. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, настоятельно рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения.

На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:

1. Устранить замечания, указанные в пунктах 2.2.1, 2.2.6, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11 настоящего заключения.

2. Рассмотреть предложения, изложенные в пунктах 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.8, 2.2.10 настоящего заключения.

3. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.2.11 и 2.2.13.

4. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 24.12.2014 года.

 

Инспектор отдела контроля
доходов, расходов на развитие
экономики и государственное управление                                    А.Н. Шукулюкова


[1] Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов».

[2] Распоряжение Администрации города от 30.10.2014 № 3491 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3064 «О разработке муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2016 годы».

[3] Постановление Администрации города от 07.10.2014 № 6826 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов».