1. Общие положения.
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011
№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 44 Устава города, ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута (далее-КСП города), утвержденным решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом муниципального финансового контроля «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 № 01-06-85/13 КСП.
Действующая муниципальная программа функционирования «Управление муниципальными финансами города Сургута на 2014-2016 годы» (далее – Программа) утверждена постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8994 (с изменениями).
Предлагаемые изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее — Порядок), и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления Администрации города о внесении изменений в муниципальную программу функционирования «Управление муниципальными финансами города Сургута на 2014-2016 годы» сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых в Программу
Администратором Программы является департамент финансов Администрации города. Вступление в силу постановления предлагается установить с 01.01.2015 года. Проектом постановления предлагается изложить Программу в новой редакции.
Администратор Программы вносит изменения с целью:
— продления Программы до 2020 года в соответствии с документами стратегического планирования;
— дополнения раздела 1 Программы «Характеристика текущего состояния» оценкой показателей 2014 года;
— уточнения объема бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015-2017 годах в соответствии с доведенным предельным объемом бюджетных ассигнований на данный период.
В ходе экспертизы вносимых изменений в Программу установлено следующее.
2.1. Период действия Программы (на 2014-2020 годы) соответствует периоду, указанному в паспорте[1] Программы, и не превышает период, установленный п. 1.7. Порядка.
2.2. Цели и задачи, предусмотренные Программой, соответствуют данным, отраженным в паспорте Программы.
2.3. Раздел 1 Программы содержит информацию, определенную документами стратегического планирования. В соответствии с п. 5.5 Порядка в разделе указан вклад департамента финансов Администрации города, необходимый для реализации полномочий органа местного самоуправления.
2.4. Дополнение раздела 1 Программы «Характеристика текущего состояния» и таблицы «Динамика значений показателя» оценочными данными за 2014 год соответствует условиям, предусмотренным п. 5.5 Порядка.
2.5. Целевые показатели результатов реализации Программы на 2014-2017 годы соответствуют целевым показателям, указанным в решении Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ[2] и в проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее – проект бюджета).
Ранее в заключении КСП города от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП отмечалось, что отдельные показатели утверждены со значениями «да» и «нет», то есть имеют дискретный характер, следовательно, они не в полной мере характеризуют результаты использования бюджетных ассигнований, что не соответствует требованиям п. 5.7 Порядка. Предлагаем рассмотреть вопрос об установлении индикаторной оценки показателей, например по аналогии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 18.03.2011 № 65-п «О порядке проведения мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах ХМАО-Югры».
2.6. Объем бюджетных ассигнований, указанный в приложении к Программе, составляет 7 837 597 746,00 рублей, в том числе:
— на 2014 год в сумме 513 630 476,00 рублей, что соответствует объему бюджетных ассигнований, установленному решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ;
— на очередной год (на 2015 год) и плановый период (на 2016-2017 годы) в сумме 863 070 698,00 рублей, 746 749 008,00 рублей и 1 428 636 666,00 рублей соответственно;
— за пределами планового периода (на 2018-2020 годы) соответствует предварительному объему бюджетных ассигнований на второй год планового периода (на 2017 год).
Изменение объема бюджетных ассигнований на 2015-2016 годы представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Наименование |
Объем бюджетных ассигнований согласно Программе, руб. |
Объем бюджетных ассигнований согласно решению Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ, руб. |
Отклонение, руб. |
|||
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
|
Подпрограмма 1 «Обеспечение выполнения функций департамента финансов» |
96 889 498,00 |
96 889 498,00 |
95 792 800,00 |
95 792 800,00 |
1 096 698,00 |
1 096 698,00 |
Подпрограмма 2 «Управление муниципальным долгом городского округа город Сургут» |
283 582 764,00 |
92 097 302,00 |
292 028 241,00 |
95 434 291,00 |
-8 445 477,00 |
-3 336 989,00 |
Подпрограмма 3 «Формирование резервных средств в бюджете города в соответствии с требованиями бюджетного законодательства» |
477 998 636,00 |
555 397 408,00 |
480 018 723,00 |
820 717 241,00 |
-2 020 087,00 |
-265 319 833,00 |
Подпрограмма 4 «Функционирование и развитие автоматизированных систем управления бюджетным процессом» |
4 599 800,00 |
2 364 800,00 |
4 599 800,00 |
2 364 800,00 |
0 |
0 |
ИТОГО: |
863 070 698,00 |
746 749 008,00 |
872 439 564,00 |
1 014 309 132,00 |
-9 368 866,00 |
-267 560 124,00 |
Размер резервного фонда, предусмотренный Программой, не превышает предельный уровень (3%), установленный статьей 81 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).
Средства иным образом зарезервированные в бюджете города в соответствии с действующим законодательством на 2015 год в сумме 416 308 155,00 рублей, на 2016 год в сумме 147 222 202,00 рублей, на 2017 год в сумме 170 446 402,00 рублей предлагается направить на:
— выплату компенсации расходов по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
— уплату земельного налога для учреждений ДКМПиС;
— индексацию заработной платы работникам муниципальных организаций;
— дополнительные меры социальной поддержки детей-инвалидов (приобретение и предоставление санаторно-курортных путевок);
— обеспечение новых расходных обязательств, которые возникнут после ввода в эксплуатацию новых объектов муниципальной собственности;
— дополнительные меры социальной поддержки граждан старшего поколения;
— дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода установлен в соответствии с требованиями статьи 184.1 БК РФ в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода — в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии), а так же в части расходов на управление муниципальным долгом будут отражены в заключении КСП города на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
2.7. Раздел 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» содержит механизм реализации Программы и систему организацию контроля за исполнением Программы с учетом разграничения ответственности куратора и администратора, предусмотренные п. 5.8 Порядка.
2.8. В нарушение пункта 5.9 Порядка № 5159 подпрограммы не содержат разделы, предусмотренные пунктом 5.4 Порядка № 5159. При экспертизе подпрограмм установлено несоответствие между пунктами 5.9 и 5.4 Порядка № 5159 в части формирования структуры Программы, а именно подпрограммы не содержат установленный пунктом 5.4 Порядка № 5159 раздел «Механизм реализации муниципальной программы, систему организации контроля за исполнением муниципальной программы».
Предлагаем Администратору привести структуру подпрограмм в соответствии с установленным Порядком № 5159 или принять меры по внесению изменений в Порядок № 5159.
2.9. В части соблюдения процедуры подготовки проекта муниципального правового акта о внесении изменений установлено, что экспертизы и согласования, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка, проведены.
2.10. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
2.11. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, настоятельно рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
3. Заключительные положения.
1. На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания, указанные в пунктах 2.5 и 2.8 и рассмотреть предложения, изложенные в пунктах 2.5, 2.8, 2.11 настоящего заключения.
2. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 24.12.2014 года.
Инспектор отдела контроля
доходов, расходов на развитие
экономики и государственное управление А.Н. Шукулюкова
[1] Распоряжение Администрации города от 30.10.2014 № 3491 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3064 «О разработке муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2016 годы».
[2] Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов».