ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-212/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города (далее – КСП города) в соответствии с:

— п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

— ст. 44 Устава города Сургута;

— п. 6 ст. 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями);

— п. 9 ч.1 ст. 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями);

— стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями),

проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа, проект постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления Администрации города о внесении изменений в муниципальную программу сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ изменений, вносимых в Программу

Причиной внесения изменений в Программу является подготовка проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее – проект бюджета).

Администратором Программы (департамент культуры, молодежной политики и спорта) предлагается внести изменения в части увеличения срока реализации Программы и включения в нее мероприятий до 2020 года с учетом целей социально-экономического развития города Сургута. Действие Проекта постановления предлагается принять с 01.01.2015. В распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3052 «О разработке муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2016 годы» и в приложение к нему[1] внесены соответствующие изменения (распоряжение Администрации  города от 14.10.2014 № 3255).

Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы» является организационной основой по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории муниципального образования городской округ город Сургут. При разработке муниципальной программы учтены приоритеты социально-экономического развития города в части улучшения здоровья населения города, повышения уровня и качества жизни жителей, развития человеческого потенциала, воспитания подрастающего поколения через систематические занятия физической культурой и спортом, развитие и повышение конкурентоспособности спорта и престижа муниципального образования на российской и международных аренах.

2.1. В ходе анализа предлагаемых изменений установлено следующее.

2.1.1. По тексту раздела 1 «Характеристика текущего состояния» внесены изменения, не влияющие на его содержание.

Таблица 1 «Динамика изменения значений показателей» дополнена оценочными значениями показателей результатов реализации Программы в 2014 году.

2.1.2. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» в таблице «Цели и задачи муниципальной программы» нумерация задач не соответствует нумерации этих задач в Приложении к Программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы». В целях обеспечения сопоставимости задач в таблице «Цели и задачи муниципальной программы» и Приложении к Программе, КСП города рекомендует привести их нумерацию в соответствие.

2.1.3. В рамках Программы Администратором планируется решить следующие вопросы:

— несоответствие уровня инфраструктуры и недостаточность собственной спортивной базы для организации тренировочного и соревновательного процесса, организации оздоровительных лагерей дневного пребывания детей в каникулярное время муниципальных учреждений;

— необходимость реализации основного направления спортивных учреждений — привлечение детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовке спортивного резерва и формирования сборных команд по видам спорта.

По мнению КСП города, вопрос о необходимости[2] реализации основного направления деятельности спортивными учреждениями является некорректным. Согласно п. 5.6 Порядка № 5159 цели Программы должны быть направлены на улучшение (сохранение) текущего состояния. Поэтому КСП города рекомендует уточнить формулировку данного вопроса, изложив ее, например, в следующей редакции «Привлечение детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом посредством реализации основного направления деятельности спортивных учреждений». Вместе с тем, Администрация города вправе самостоятельно уточнить формулировку приоритетных вопросов, которые планируется решить в рамках реализации Программы, с учетом замечания КСП города.

2.2. Единой комплексной целью Программы является создание условий для занятий физической культурой и спортом, развитие массового спорта на территории города. Целью подпрограммы «Дополнительное образование в спортивных школах» определено привлечение детей, подростков и молодежи  к занятиям физической культурой и спортом, направленным на улучшение физического развития, повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов, включение их в состав сборных команд и спортивный резерв по видам спорта. В рамках реализации подпрограммы «Дополнительное образование в спортивных школах» планируется решить  только  одну задачу 2.1. «Развитие системы подготовки спортивного резерва в учреждениях дополнительного образования». В качестве обоснования соответствия задачи 2.1 цели Программы указано обеспечение тренировочного процесса по видам спорта в учреждениях дополнительного образования и привлечение дополнительного количества детей и молодежи к занятиям физической культуры и спорта. По мнению КСП города, развитие системы подготовки спортивного резерва не будет способствовать привлечению дополнительного количества детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Согласно п. 15.2 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивный резерв – это лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации. Таким образом, подготовка спортивного резерва направлена на перспективных спортсменов с целью достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд субъектов Российской Федерации, Российской Федерации.

Учитывая изложенное, КСП города рекомендует уточнить формулировку цели подпрограммы «Дополнительное образование в спортивных школах»  и изложить ее, например, в следующей редакции «Привлечение детей, подростков и молодежи  к занятиям физической культурой и спортом, направленным на улучшение физического развития, повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов и выявление одаренных детей, подростков и молодежи с целью включения их в состав сборных команд и спортивный резерв по видам спорта». Определение задачи подпрограммы также требует доработки, так как в предложенной Администратором формулировке приоритет отдается спортивному резерву, тем самым нивелируются остальные составляющие цели.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 01.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования полномочиями по подготовке спортивного резерва не наделены. В соответствии со ст. 8 ч. 4 п. «в» федерального закона от 04.12.2007 № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Полномочия по подготовке спортивного резерва органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами ХМАО-Югры не переданы.

Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 422-п «О государственной программе ХМАО — Югры «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО — Югре на 2014 — 2020 годы» в разделе 1 «Характеристика текущего состояния сферы физической культуры и спорта ХМАО — Югры»  констатируется, что на сегодняшний день спортивная подготовка осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях, а отрасль физической культуры и спорта своей системы учреждений при этом не имеет.

Кроме того, согласно п. 1.3.3 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации[3] (далее – Методические рекомендации), компетенция и задачи муниципального образования в части организации и сопровождения спортивной подготовки включают в себя:

— определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта, в том числе, по спортивной подготовке как по отдельному, приоритетному направлению деятельности;

— нормативное правовое и методическое обеспечение спортивной подготовки на муниципальном уровне на основе федерального и регионального законодательства и, используя Методические рекомендации;

— обеспечение деятельности муниципальных учреждений, являющихся организациями, осуществляющими спортивную подготовку, на основе муниципального задания;

— осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На муниципальном уровне в системе спортивной подготовки, как правило, осуществляют деятельность:

— муниципальные ДЮСШ[4] (физкультурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие), клубы (центры);

— муниципальные учреждения, являющиеся организациями дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (прежде всего ДЮСШ).

Таким образом, нормативно-правовое обоснование для осуществления расходов по развитию системы подготовки спортивного резерва в муниципальных учреждениях дополнительного образования отсутствует.

Мероприятия, заявленные в данной подпрограмме, могут способствовать привлечению детей, подростков и молодежи  к занятиям физической культурой и спортом, направленным на улучшение физического развития, повышения  уровня физической подготовленности и спортивных результатов. Вместе с тем в составе этих мероприятий нет ни одного мероприятия направленного на развитие системы подготовки спортивного резерва в учреждениях дополнительного образования. Отсутствие в подпрограмме «Дополнительное образование в спортивных школах» отдельного мероприятия, направленного на подготовку спортивного резерва» не позволяет определить объем бюджетных средств на ее осуществление.

Ранее в заключении КСП города на проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» от 10.12.2013 № 01-17-224/КСП предлагалось Администрации города проработать вопрос о возможности финансирования расходов на подготовку спортивного резерва в рамках реализации Государственной программы ХМАО-Югры «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 422-п. Информация о мерах, предпринятых Администратором Программы в данном направлении не представлена.

Учитывая изложенное, КСП города повторно рекомендует проработать вопрос о финансировании расходов на подготовку спортивного резерва за счет средств окружного бюджета в рамках реализации Государственной программы ХМАО-Югры «Развитие физической культуры и спорта в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 422-п.

2.3. Параметры финансирования Программы на 2014 год соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным решением Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут  на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (в редакции от 30.09.2014, далее – решение Думы города о бюджете № 455-V ДГ), направляемым на реализацию программных мероприятий.

В ходе настоящей экспертизы проведен анализ бюджетных ассигнований на 2015 год и 2016 год, предусмотренных  решением Думы города о бюджете № 455-V ДГ (в редакции  от 30.09.2014) с целью реализации Программы и проектом бюджета (Таблица 1).

Таблица 1

Наименование подпрограммы

Бюджетные ассигнования, предусмотренные Программой, проектом бюджета, рублей

Бюджетные ассигнования, предусмотренные решением Думы города о бюджете № 455-V ДГ, рублей

Отклонение (гр2-гр.3), рублей

2015

2016

2015

2016

2015

2016

1

2

3

4

«Развитие инфраструктуры спорта»

419 816 211,00

5 143 740,00

476 915 665,00

150 900 000,00

-57 099 454,00

-145 756 260,00

Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время»

3 869 735,00

3 869 735,00

3 869 735,00

3 869 735,00

0,00

0,00

«Дополнительное образование в спортивных школах»

546 382 379 ,00

557 068 877,00

502 289 997,00

510 576 343,00

+44 092 382,00

+46 492 534,00

«Организация занятий физической культурой и массовым спортом»

288 071 508,00

308 937 851,00

259 290 741,00

258 536 721,00

+28 780 767,00

+50 401 130,00

Итого

1 258 139 833,00

875 020 203,00

1 242 366 138,00

923 882 799,00

+15 773 695,00

-48 862 596,00

Администратор Соадминистратор

Бюджетные ассигнования, предусмотренные Программой, рублей

Бюджетные ассигнования, предусмотренные решением Думы города о бюджете
№ 455-V ДГ, рублей

Отклонение, рублей

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Департамент культуры, молодежной политики и спорта

794 225 939,00

817 967 141,00

714 839 163,00

723 957 683,00

+79 386 776,00

+94 009 458,00

Департамент городского хозяйства

57 777 589,00

57 053 062,00

50 611 310,00

49 025 116,00

+7 166 279,00

+8 027 946,00

Департамент архитектуры и градостроительства

406 136 305,00

0,00

476 915 665,00

150 900 000,00

-70 779 360,00

-15 090 000,00

Итого

1 258 139 833,00

875 020 203,00

1 242 366 138,00

923 882 799,00

+15 773 695,00

-48 862 596,00

 

Параметры финансирования Программы на период 2015 — 2017 годов соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным  проектом бюджета.

Как видно из таблицы 1, по сравнению с решением Думы города о бюджете № 455-V ДГ (в редакции  от 30.09.2014) объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году увеличен на 15 773 695,00 рублей и составляет 1 258 139 833,00 рубля, в 2016 году уменьшен на 48 862 596,00 рублей и составляет 875 020 203,00 рубля.

2.4. Согласно п. 5.7 Порядка № 5951 наименование мероприятий муниципальных программ, финансируемых за счет межбюджетных трансфертов окружного бюджета, в рамках реализации государственных программ
ХМАО-Югры должны быть аналогичны наименованиям мероприятий, предусмотренных соответствующими государственными программами ХМАО-Югры.

Учитывая требования данного пункта, КСП города рекомендует наименование Мероприятий 1.3.1, 2.4.1 «Организация постоянного трудоустройства не занятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» изложить в редакции, соответствующей наименованию Мероприятия 1.1 «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» подпрограммы II «Дополнительные мероприятия в области занятости населения» государственной программы ХМАО — Югры «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014-2020 годы»[5].

2.5. В рамках реализации подпрограммы «Развитие инфраструктуры спорта» для Мероприятия 3.2.1 « Выполнение работ по строительству объекта «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия» на базе МБУ «Олимпия», город Сургут» проектом постановления  показатель «Количество вновь веденных объектов спорта» предусмотрен только лишь на 2020 год. При этом бюджетные ассигнования предусмотрены только на 2014 год.

На основании п. 5.7 Порядка № 5159 показатели результатов реализации муниципальной программы (подпрограммы) устанавливаются и (или) корректируются исходя  из объемов ассигнований, направляемых на их реализацию.

Отсутствие в составе показателей результативности реализации Программы отдельного показателя, отражающего результаты использования средств бюджета по данному мероприятию, содержит риск нарушения принципа эффективности, предусмотренного статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ.

Учитывая изложенное, Администратору Программы рекомендуется определить ожидаемые (количественные) результаты реализации, соизмеримые с финансовыми вложениями в строительство данного учреждения культуры.

2.6. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении КСП города на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.7. В части соблюдения процедуры внесения изменений в муниципальную программу требования п. 6.1 Порядка соблюдены. К проекту муниципальной программы приложено заключение по результатам экспертизы департамента по экономической политике, имеются согласования департамента финансов.

2.8. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений п. 5.7 Порядка № 5159 обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.9. В результате изменений, внесённых в Порядок № 5159, исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. КСП города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок № 5159.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции КСП города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которые устранены утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

 

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:

3.1. Рассмотреть замечания, изложенные в пунктах 2.1.2, 2.1.3, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 настоящего заключения.

3.2. Учесть предложения по устранению замечаний, изложенные в пунктах 2.1.2, 2.1.3, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, настоящего заключения.

3.3.  Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.8, 2.9 настоящего заключения.

3.4. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 22.12.2014.

Инвестиционные проекты,
Начальник отдела контроля
расходов на социальную сферу                                           Т.Н. Степанова


[1] Паспорт муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на
2014-2020 годы».

[2] Необходимость – надобность, потребность (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).

[3] Письмо Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554.

[4] ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа.