ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-214/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014-2016 годы и на период до 2018 года»

1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014-2016 годы и на период до 2018 года», по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

В ходе экспертизы проекта постановления Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014 – 2020 годы» (далее – Программа), проведена оценка на предмет соответствия Бюджетному Кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Администратор Программы – управление учёта и распределения жилья Администрации города (далее – администратор), соадминистраторы Программы – департамент архитектуры и градостроительства Администрации города и департамент городского хозяйства Администрации города.

Выводы по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

                                              2. Анализ изменений Программы

2.1.      Программа поступила на экспертизу в Контрольно-счётную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи 6 Порядка № 5159. С Программой предоставлена экспертиза департамента по экономической политике, проведенная согласно  пункту 6.1 статьи 6 Порядка.

2.2.      Одновременно с Программой администратором предоставлена пояснительная записка о внесении изменений в распоряжение Администрации города № 3056[1] на изменение сроков реализации Программы на 2014-2020 годы, приведения объема бюджетных ассигнований на 2015-2016 год и целевых показателей в соответствии с Проектом бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, а также приведение мероприятий Программы в соответствии с государственной программой Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014-2020 годах»[2] (далее – государственная программа ХМАО — Югры).

2.3.      В результате проведенной экспертизы установлено следующее.

2.3.1.    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 31.01.2013 года № 404п-П13) определены приоритеты государственной политики по поддержке отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях.

При этом, в «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года» (далее – Стратегия) не содержатся приоритетные направления государственной политики в части организации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных условий. Учитывая изложенное, имеющаяся ссылка в Разделе 1 на данный документ в тексте Программы некорректна. Рекомендуем исключить ссылку из Программы либо предусмотреть мероприятия в Стратегии.

2.3.2.    Подпрограмма 1 является формой участия муниципального образования в реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014-2020 годах», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 №408-п. В ходе экспертизы установлено, что задачи Программы соответствуют государственной программе ХМАО-Югры, установленные цели муниципальной Программой соответствуют государственной программе ХМАО – Югры, согласно требованию п. 4 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ.

2.3.3.    В Разделе 2 цели и задачи муниципальной Программы соответствуют Прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов, утверждённого постановлением Администрации города от 17.10.2014 № 7088 (далее — Прогнозу социально-экономического развития).

2.3.4.    В разделе 2 Программы в таблице «Цели и задачи муниципальной программы» отсутствуют сроки реализации задач муниципальной Программы, что не соответствует п. 5.6 Порядка № 5159, согласно которому задача должна иметь срок решения в пределах срока реализации муниципальной Программы. В связи с чем,  непонятно будут ли достигнуты цели при реализации задач в рамках действия Программы. Рекомендуем устранить несоответствие согласно п. 5.6. Порядка.

2.3.5.    Согласно пункту 35 Порядка 12 «Реализация мероприятий «Улучшение жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» государственной программы ХМАО – Югры[3] установлено, что социальная выплата предоставляется за счет средств местного бюджета в размере 5 процентов от суммы социальной выплаты в виде субсидии. При анализе бюджетных ассигнований по Мероприятию 1.6 Программы социальная выплата за счет средств местного бюджета составляет 5,58 процентов, что превышает на 0,58 процентных пункта или в сумме 420 093,77 руб. В связи с чем, администратору предлагаем внести изменения и устранить данное несоответствие.

2.3.6.    При анализе целевого показателя «Доля семей, улучшивших жилищные условия, от общего количества состоящих на учете из числа молодых семей и молодых учителей государственных и муниципальных образовательных учреждений» установлено, что сумма бюджетных ассигнований увеличена, при этом значение целевых показателей снизилось. Таким образом, снижение показателей не отражает результат использования бюджетных ассигнований, направленных на реализацию Программы, и содержит риск нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. А также, целевой показатель «Доля семей, улучшивших жилищные условия, от общего количества состоящих на учете из числа молодых семей и молодых учителей государственных и муниципальных образовательных учреждений» на 2014 год, 2015 год, 2016 год, 2017 год Прогноза социально-экономического развития не соответствует целевому показателю, установленному в Программе.

В связи с чем, рекомендуем привести во взаимное соответствие целевые показатели Программы и Прогноза социально-экономического развития.

2.3.7.    В рамках государственной программы ХМАО-Югры, внесены изменения в части наименования мероприятий в приложении 1 к муниципальной программе, а именно:

— Мероприятие 1.6 «Предоставление социальных выплат молодым семьям-владельцам свидетельств на основании заявок банков» изменено на «Улучшение жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище»;

— Мероприятия 1.12 «Предоставление государственной поддержки в форме субсидий молодым учителям-владельцам свидетельств на основании заявок банков» изменено на «Улучшение жилищных условий молодых учителей»;

— Мероприятия 3.5 «Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, получившим гарантийные письма» изменено на «Улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года»;

— Мероприятия 4.5 «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны» изменено на «Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны».

2.3.8.    Государственной программой ХМАО-Югры устанавливается, что механизм реализации Программы является инструментом организации эффективного выполнения программных мероприятий и контроля достижения ожидаемые конечных результатов.

Раздел 4 Программы содержит систему организации контроля за исполнением Программы с учётом разграничения ответственности администратора и соадминистраторов, а также порядок предоставления отчетности администратором и соадминистраторами.

Однако, указанный раздел Программы не содержит механизм реализации Программы с учётом разграничения деятельности администратора и соадминистраторов, направленной на достижение целевых показателей и решения задач. В связи с чем, рекомендуем доработать механизм реализации муниципальной Программы в соответствии с п. 5.8. Порядка либо доработать по аналогии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014-2020 годах».

2.3.9.    В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.

2.3.10.     Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счёт межбюджетных трансфертов из федерального и окружного бюджетов, а также за счёт средств местного бюджета.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной Программы на 2014 год в представленной Программе соответствует решению Думы города № 565-V ДГ от 30.09.2014 «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов» и составляет 60 936 748 рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2015-2016 год и целевые показатели соответствуют Проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

По сравнению с Решением № 565 объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015, 2016 годах увеличен на 38 689 700 рублей, в том числе: в 2015 году на 22 179 800 рублей и составляет 56 379 500 рублей, в 2016 году на 16 509 900 рублей и составляет 50 709 600 рублей. В 2017 году объём ассигнований составляет 50 783 100 рублей.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.3.11.         В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.

В результате внесённых изменений в Порядок № 5159 исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок № 5159.

            В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства  и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:

3.1.      Устранить замечания и учесть предложения в пунктах 2.3.1, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.8 настоящего заключения.

3.2.      Принять меры к реализации предложения, изложенного в пункте 2.3.9, 2.3.11 настоящего заключения.

3.3.       Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок, не позднее 22.12.2014.

 

Инспектор
отдела контроля в сфере закупок                                           А.М. Глотова



[1]Распоряжение Администрации города от 16.10.2014 № 3291 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 29.08.2013 № 3056 «О разработке муниципальной программы «О Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014-2016 годы и на период до 2018 года».

[2] Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014-2020 годах».

[3] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 № 408-п «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014-2020 годах».