- Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с:
— п. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
— п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,
— ст. 44 Устава города Сургута,
— п. 6 ст. 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями),
— п. 9 ч. 1 ст. 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями),
— стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями),
проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014 — 2016 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (в редакции от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления Администрации города (далее – Проект постановления) о внесении изменений в Программу сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых в Программу
Программа и сроки её реализации соответствуют стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, направлена на решение существующих проблем в сфере образования, удержания и развития перспективных функций «Сургут – образовательный центр округа».
2.1. Проектом постановления внесены следующие изменения в Программу:
— срок реализации Программы установлен с 2014 по 2020 годы. В паспорт муниципальной программы внесены соответствующие изменения распоряжением Администрации города от 14.10.2014 № 3254[1];
— в целях более корректного отражения результата реализации мероприятий Программы, в наименованиях мероприятий и показателей слово «обучающиеся» заменено словом «учащиеся»;
— уточнены и дополнены показатели, характеризующие реализацию Программы;
— изменены объёмы финансирования Программы, в связи с подготовкой проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее – Проект бюджета).
2.2. Объёмы финансирования Программы на 2014 год соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565-V ДГ).
В ходе настоящей экспертизы проведен сравнительный анализ бюджетных ассигнований на 2015 и 2016 годы, предусмотренных на реализацию Программы Решением № 565-V ДГ и проектом бюджета (Таблица 1).
Таблица 1
Наименование подпрограммы |
Объём финансирования, предусмотренный: |
Отклонение (гр2-гр.3), руб. |
||||
Программой[2], проектом бюджета, руб. |
Решением № 565-V ДГ, руб. |
|||||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
«Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования» |
3 942 854 905 |
4 395 676 116 |
3 583 550 424 |
3 924 722 301 |
+ 359 304 481 |
+ 470 953 815 |
«Общее и дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях» |
5 273 003 444 |
5 895 276 102 |
5 078 376 306 |
5 861 557 610 |
+ 194 627 138 |
+ 33 718 492 |
«Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования» |
193 762 758 |
198 610 892 |
185 614 423 |
185 459 327 |
+ 8 148 335 |
+ 13 151 565 |
«Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей» |
43 562 361 |
43 562 361 |
43 069 326 |
43 069 326 |
+ 493 035 |
+ 493 035 |
«Функционирование департамента образования» |
972 226 544 |
1 003 561 387 |
990 607 369 |
1 048 771 857 |
— 18 380 825 |
— 45 210 470 |
Всего, в том числе: |
10 425 410 012 |
11 536 686 858 |
9 881 217 848 |
11 063 580 421 |
+ 544 192 164 |
+ 473 106 437 |
за счет местного бюджета |
2 249 490 393 |
2 487 415 701 |
2 924 869 286 |
3 316 591 359 |
— 675 378 893 |
— 829 175 658 |
за счет межбюджетных трансфертов |
8 175 919 619 |
9 049 271 157 |
6 956 348 562 |
7 746 989 062 |
+ 1 219 571 057 |
+ 1 302 282 095 |
Администратор/ Соадминистратор |
Объём финансирования, предусмотренный: |
Отклонение (гр2-гр.3), руб. |
||||
Программой, проектом бюджета, руб. |
Решением № 565-V ДГ, руб. |
|||||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Департамент образования |
9 444 977 426 |
10 395 257 155 |
8 980 512 664 |
9 829 859 264 |
+ 464 464 762 |
+ 565 397 891 |
Департамент городского хозяйства |
674 366 299 |
659 632 322 |
648 008 458 |
624 507 785 |
+ 26 357 841 |
+ 35 124 537 |
Департамент архитектуры и градостроительства |
306 066 287 |
481 797 381 |
252 696 726 |
609 213 372 |
+ 53 369 561 |
— 127 415 991 |
Всего |
10 425 410 012 |
11 536 686 858 |
9 881 217 848 |
11 063 580 421 |
+ 544 192 164 |
+ 473 106 437 |
Как видно из таблицы 1 объём бюджетных ассигнований по сравнению с Решением № 565-V ДГ в 2015 году увеличен на 544 192 164 руб. и составляет 10 425 410 руб., в 2016 году увеличен на 473 106 437 руб. и составляет 11 536 686 858 руб.
Изменение объема бюджетных ассигнований по отношению к решению Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ согласно пояснительной записке к Проекту бюджета в основном обусловлено следующим:
— уточнением состава государственного полномочия по обеспечению государственных гарантий на получение дошкольного образования (в части передачи расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного персонала и прочих категорий работников дошкольных учреждений на региональный уровень);
— принятием новых расходных обязательств на содержание вновь вводимых объектов «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 31», «Школа-детский сад в микрорайоне 24»;
— повышением оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2013 № 597[3];
— принятием новых расходных обязательств по уплате налога на имущество муниципальных учреждений в связи с отменой на региональном уровне ранее установленной льготы.
Объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 годов, соответствуют параметрам, предусмотренным в Проекте бюджета.
2.3. В Программу, введены дополнительные мероприятия, финансируемые за счет иных межбюджетных трансфертов в рамках реализации следующих государственных программ:
— «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», подпрограмма «Общее образование. Дополнительное образование детей»;
— «Реализация государственной политики по профилактике экстремизма и развитию казачества в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы», подпрограмма «Развитие казачества»;
— «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», подпрограмма «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа»;
— «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», подпрограмма «Дети Югры».
Показатели результатов реализации Программы по мероприятиям, финансируемым за счет иных межбюджетных трансфертов доводятся до департамента образования Администрации города (далее – Администратор) соответствующими приказами департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
2.4. В результате анализа целевых показателей Программы с показателями, предусмотренными Решением № 565-V ДГ выявлено следующее (Таблица 2):
Таблица 2
Наименование показателя |
Показатели, предусмотренные: |
Отклонение (гр2-гр3) |
||||||
Программой, проектом бюджета |
Решением 565-V ДГ |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Количество учреждений, в отношении которых департамент образования выполняет функции куратора, ед. |
108 |
121 |
122 |
108 |
112 |
119 |
+ 9 |
+ 3 |
Количество введённых в эксплуатацию объектов дошкольного, общего образования по окончании строительства, приобретённых объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных, общеобразовательных учреждений, ед. |
0 |
2 |
3 |
0 |
2 |
13 |
0 |
— 10 |
Показатель «Количество учреждений, в отношении которых департамент образования выполняет функции куратора, ед.» по сравнению с Решением № 565-V ДГ в 2015 году значительно увеличился — на 9 единиц. На устный запрос о причине изменения показателя получен ответ от департамента образования о том, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом планируется ввести 13 учреждений: 11 дошкольных и 2 общеобразовательных, то есть по состоянию на 2015 год планируется увеличить количество учреждений до 121 (108 + 13 = 121), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом планируется ввести только 1 общеобразовательное учреждение и по состоянию на 2016 год количество учреждений составит 122 (121 + 1 = 122). Значение данного показателя уточняется соадминистратором департаментом архитектуры и градостроительства (далее – ДАиГ) по мере ввода в эксплуатацию новой сети учреждений.
Показатель «Количество введённых в эксплуатацию объектов дошкольного, общего образования по окончании строительства, приобретённых объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных, общеобразовательных учреждений, ед.» по сравнению с Решением № 565-V ДГ значительно снизился — на 10 единиц. Снижение связано с изменением объёма финансирования из бюджета автономного округа и переносом сроков выкупа объектов дошкольного и общего образования, согласно:
— государственной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 08.10.2013 № 413-п (с изменениями от 10.10.2014 № 372-п);
— распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 25.07.2014 № 424-рп «Об утверждении Перечня объектов капитального строительства общего образования, предназначенных для размещения дошкольных и (или) общеобразовательных организаций муниципальной собственности, с указанием пообъектного объёма их финансирования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (с изменениями от 10.10.2014 № 554-рп).
2.5. В ходе настоящей экспертизы проведен анализ показателей Прогноза СЭР города Сургута на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов [4] и Программы, в результате чего выявлено несоответствие численности детей, посещающих и получающих муниципальную услугу «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» (Таблица 3):
Таблица 3
Наименование показателя |
По данным динамики изменения значений показателей результатов реализации Программы |
По данным прогноза СЭР города Сургута на 2015 и плановый 2016-2017 годов |
Отклонение (гр2-гр3) |
|||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
численность воспитанников, получающих муниципальную услугу «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», на конец года / численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения |
17 318 |
21 510 |
14 832 |
18 542 |
+ 2 486 |
+ 2 968 |
По данным таблицы 3 видно, что в 2013 (отчётном) году в Программе по сравнению с данными прогноза СЭР города Сургута на 2015 и плановый период 2016-2017 годов значение показателя завышено на 2 486 человек, что вызывает сомнение в корректности отраженного показателя.
Контрольно-счётная палата (далее – КСП) рекомендует значения показателей за 2013 год привести во взаимное соответствие.
2.6. Значение показателя «доля удовлетворенных запросов на оказание муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», по отношению к общему количеству указанных запросов, %», по мнению КСП, противоречит демографической ситуации (Таблица 4):
Таблица 4
Наименование показателя |
Значение показателя, в том числе: |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
численность воспитанников, получающих муниципальную услугу «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», на конец года, чел. |
21 510 |
25 248 |
25 903 |
25 903 |
25 903 |
25 903 |
25 903 |
доля удовлетворенных запросов на оказание муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», по отношению к общему количеству указанных запросов, % |
67,5 |
74,5 |
79,9 |
80,3 |
81,7 |
83,9 |
86 |
Рассчитанный КСП показатель «Количество человек, обратившихся с запросом на получение муниципальной услуги» (численность воспитанников, получающих муниципальную услугу/доля удовлетворенных запросов на оказание муниципальной услуги *100», чел. |
31 867 |
33 890 |
32 419 |
32 258 |
31 705 |
30 874 |
30 120 |
Таким образом, при сохранении численности воспитанников на одном уровне, рост доли удовлетворённых запросов возможен только при снижении количества обратившихся человек, что противоречит демографической ситуации и, следовательно, вызывает сомнение в корректности отраженного показателя.
Рекомендуем проанализировать корректность установленного значения показателя.
2.7. В ходе настоящей экспертизы проведен анализ приложения № 1 к Программе и одновременно представленных с ней документов (Письмо департамента архитектуры и градостроительства № 02-01-7202 от 29.09.2014):
Таблица 5
Наименование мероприятия |
Общий объём финансирования, руб. |
Отклонение, руб. (гр2-гр3) |
|
По данным Программы |
По данным документов соадминистратора ДАиГ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Мероприятие 1.2.1.1. Детский сад «Золотой ключик» ул. Энтузиастов, 51/1 г. Сургута |
256 975 051 |
209 493 083 |
47 481 968 |
за счет межбюджетных трансфертов |
223 406 000 |
184 604 459 |
38 801 541 |
за счет средств местного бюджета |
33 569 051 |
24 888 624 |
8 680 427 |
Мероприятие 1.2.2.7. Детский сад по ул. Профсоюзов, д.38 |
8 772 023 |
5 833 395 |
2 938 628 |
за счет средств местного бюджета |
8 772 023 |
5 833 395 |
2 938 628 |
Мероприятие 2.2.1.1. Средняя общеобразовательная школа в 16 А микрорайоне г. Сургута |
38 276 426 |
37 225 861 |
1 050 565 |
за счет средств местного бюджета |
38 276 426 |
37 225 861 |
1 050 565 |
Мероприятие 2.2.1.4. Средняя общеобразовательная школа в микрорайоне 31 г. Сургута |
275 085 222 |
272 989 652 |
2 095 570 |
за счет межбюджетных трансфертов |
235 763 800 |
235 763 788 |
12 |
за счет средств местного бюджета |
39 321 422 |
37 225 864 |
2 095 558 |
Мероприятие 2.2.1.5. Средняя школа на 801 учащегося в 40 микрорайоне г. Сургута |
39 274 781 |
36 214 000 |
3 060 781 |
за счет средств местного бюджета |
39 274 781 |
36 214 000 |
3 060 781 |
Итого, в том числе: |
618 383 503 |
561 755 991 |
56 627 512 |
за счет межбюджетных трансфертов |
459 169 800 |
420 368 247 |
38 801 553 |
за счет средств местного бюджета |
159 213 703 |
141 387 744 |
17 825 959 |
Как видно из таблицы 5 объём финансирования, отражённый в Программе, больше объёма, указанного в документах, представленных соадминистратором ДАиГ на сумму 56 627 512 руб., в том числе за счёт межбюджетных трансфертов 38 801 553 руб. и за счет местного бюджета 17 825 959 руб. Указанное несоответствие объёмов финансирования и причин его возникновения не отражены в материалах к Программе.
Финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счётной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
2.8. В рамках мероприятий 1.2.2 «Приобретение объектов дошкольного образования», 2.2.1 «Приобретение объектов общего образования» и 3.2.2 «Выполнение работ по строительству объекта «Станция юных натуралистов в лесопарковой зоне междуречья р. Сайма» предусмотрены бюджетные средства на приобретение и строительство объектов, предназначенных для размещения муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования в период до 2020 года. При этом указанные мероприятия не имеют установленного ожидаемого результата в течение указанного срока реализации Программы.
Администратором относительно указанного замечания дан устный комментарий о том, что приобретение и строительство объектов финансированием полностью не обеспечено и целевые показатели доводятся соадминистратором ДАиГ по мере ввода в эксплуатацию объектов. Комментарий принят к сведению, но не влияет на ниже изложенную позицию КСП.
Ввод в эксплуатацию приобретённого (выкупленного) или построенного объекта является конечным результатом предоставления бюджетных инвестиций, но учитывая, что процесс строительства или выкупа в рамках государственного частного партнерства носит длительный характер, необходимо с целью соответствия статье 34 Бюджетного кодекса РФ установить промежуточные показатели результата использования бюджетных средств.
Учитывая изложенное, по мнению КСП, в проекте постановления необходимо определить целевые показатели, обеспечивающие отражение результатов использования бюджетных средств, например:
— для мероприятия 1.2.2 – доля бюджетных средств (в разрезе источников финансирования), направленных на выкуп объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных учреждений от их общей стоимости;
— для мероприятия 2.2.1 – доля бюджетных средств (в разрезе источников финансирования), направленных на выкуп объектов недвижимого имущества для размещения общеобразовательных учреждений от их общей стоимости;
— для мероприятия 3.2.2 — степень готовности объекта.
2.9. В результате изменений, внесённых в Порядок № 5159, исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счётная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок № 5159.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счётная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которые устранены утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
2.10. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний и недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
3. Заключительные положения
На основании изложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Рассмотреть замечания, изложенные в пунктах 2.5, 2.6, 2.8 настоящего заключения.
3.2. Учесть предложения, изложенные в пунктах 2.5, 2.6, 2.8 настоящего заключения.
3.3. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.9, 2.10 настоящего заключения.
3.4. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счетной палаты города в срок, не позднее 22.12.2014.
Инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу И. Н. Иванова
[1] Распоряжение Администрации города от 14.10.2014 № 3254 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 22.08.2013 №2984 «О разработке муниципальной программы «Развитие образования города Сургут на 2014 – 2016 годы» (далее – Распоряжение Администрации города от 14.10.2014 № 3254).
[2] Бюджетные ассигнования, предусмотренные Программой указаны без учета других источников (родительской платы за присмотр и уход за детьми).
[3] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2013 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента РФ от 07.05.2013 № 597).
[4] Постановление Администрации города от 17.10.2014 № 7088 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее – Прогноз СЭР города Сургута на 2015 и плановый период 2016-2017 годов).