ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-224/ КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2016 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города Сургута от 28.03.2008 № 358-IV, стандартом муниципального финансового контроля «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на  2014-2016 годы» (далее – Проект постановления, Программа) на соответствие требованиям Бюджетного кодекса РФ, постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (далее – Порядок), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ изменений, вносимых в Программу

Проект постановления поступил на экспертизу в Контрольно-счетную палату города в соответствии с пунктом 6.3 статьи  6 Порядка.  Одновременно с Проектом постановления представлены:

— заключение правового управления Администрации города о проведенной антикоррупционной экспертизе проекта муниципального нормативного правового акта (об отсутствии коррупциогенных факторов);

— экспертное заключение департамента по экономической политике Администрации города, составленное на основании пункта 6.1.1 Порядка;

— согласование департамента финансов Администрации города, выполненное на основании пункта 6.1.2 Порядка.

Согласно паспорту Программы, утверждённому распоряжением Администрации города от 27.08.2013 № 3007 «О разработке муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2016 годы», администратором программы является департамент по экономической политике Администрации города (далее – ДЭП).

Одновременно с Проектом постановления ДЭП представлена пояснительная записка о вносимых изменениях, исходные данные и расчет показателей результатов реализации муниципальной программы по годам ее реализации.

Согласно пояснительной записке основанием для внесения изменений в Программу является формирование проекта бюджета города Сургута на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – проект бюджета).

В результате проведенной экспертизы установлено следующее.

2.1. Распоряжением Администрации города от 14.10.2014 № 3258 в распоряжение Администрации города от 27.08.2013 № 3007 «О разработке муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2016 годы»  внесены следующие изменения, вступающие в силу с 01.01.2015:

1) наименование Программы изложено в новой редакции «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2020 годы». Согласно пояснительной записке ДЭП изменение срока реализации Программы выполнено с целью соблюдения преемственности Программы государственным программам ХМАО-Югры, а также Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года (далее – Стратегия). Таким образом, срок действия Программы увеличен с 3 до 7 лет, что не противоречит пункту 1.7 Порядка;

2) паспорт Программы изложен в новой редакции.

Внесение изменений в Программу обусловлено следующими случаями:

— в связи с приведением в соответствие с решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ[1] (пункт 8.1.1 Порядка);

— в связи с формированием проекта бюджета (пункт 8.1.2 Порядка);

— в связи с внесением изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальные правовые акты  (пункт 8.1.3 Порядка);

— в связи с принятием решений, предусмотренных пунктом 8.5 Порядка.

2.2. По результатам анализа содержания Программы установлено следующее.

2.2.1. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» Программы не отражены показатели в области социального и экономического развития, на улучшение которых нацелена данная Программа, соответственно, не дана их характеристика. В связи с чем, не в полной мере указана связь Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического характера.  Одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года (далее – Стратегия), как отражено в разделе 1, является инновационное развитие экономики города. Обращаем внимание, что Стратегией в качестве оптимального инструмента работы по выстраиванию инновационной экономики в Сургуте предлагается дуальный технопарк[2], создание и развитие которого Программой не предусмотрено.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Государственная программа № 316) ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В целях реализации системного стратегического подхода к государственному управлению Правительством Российской Федерации разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, определившая основные приоритеты и направления развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, согласно которой одним из  основных приоритетов государственной политики является снижение административных барьеров в экономике, превращение Российской Федерации в страну с низким уровнем коррупции, создание эффективной институциональной среды.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и решении задач подпрограммы 4 «Совершенствование государственного и муниципального управления» Государственной программы № 316  заключается в:

— реализации программ и проектов субъектов Российской Федерации, направленных на снижение административных барьеров и повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг. В рамках подпрограммы из федерального бюджета предполагается выделение субсидий на софинансирование реализации проектов субъектов Российской Федерации, отобранных на конкурсной основе;

— обеспечении охвата населения субъекта Российской Федерации системой многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и отделений (офисов) привлекаемых к выполнению их функций организаций.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» предусматривает поддержку регионов — инновационных лидеров, в том числе путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета.

Согласно постановлению Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 419-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации ХМАО-Югры на 2014-2020 годы» (далее – Государственная программа № 419-п) в основу повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в автономном округе, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.

В целях повышения доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, снижения административных барьеров, повышения эффективности государственного управления Государственной программой № 419-п реализуются мероприятия по:

— совершенствованию нормативной правовой базы в сферах предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по контролю (надзору);

— оптимизации государственных и муниципальных услуг по всем сферам общественных отношений;

— совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;

— повышению результативности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Правительством ХМАО-Югры рекомендовано органам местного самоуправления утвердить аналогичные муниципальные программы.

Бюджетным Посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2013-2015 годах» (далее – Бюджетное Послание Президента РФ) также указано, что «механизмы государственной социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно — итоги реализации мер социально-экономической политики.

Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.

Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства».

Кроме того, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 в целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления поставлена задача Правительству РФ обеспечить достижение следующих показателей:

— уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90%. Программой и Прогнозом социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, утвержденный постановлением Администрации города от 17.10.2014 № 7088 (далее – Прогноз) данный показатель в городе Сургуте установлен на уровне 90%;

— доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году — не менее 90%. Программой данный показатель в городе Сургуте установлен на уровне 98%, а Прогнозом – 100%;

— доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70%. Ни Программой, ни Прогнозом данный показатель не предусмотрен;

— снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году — до 2. Ни Программой, ни Прогнозом данный показатель не предусмотрен;

— сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году — до 15 минут. Прогнозом данный показатель предусмотрен на уровне 15 минут, а Программой – не предусмотрен.

Таким образом, из 5 показателей, достижение которых следует обеспечить Программой предусмотрены только 2 показателя.

Следует отметить, что в Программе довольно подробно изложены выполняемые функции, выполняемые структурными подразделениями Администрации города, не являющимися юридическими лицами.

Кроме того, при сравнении Прогноза и Программы выявлены следующие несоответствия:

— согласно Прогнозу ввод в эксплуатацию объекта «Сургутский городской государственный архив» предусмотрен в 2016 году, а Программой – в 2017 году;

— перечень подпрограмм и задач Программы не соответствует Прогнозу, так как в Прогноз не включена подпрограмма «Строительство объектов муниципальной собственности» и, соответственно, задача «Улучшение условий хранения архивных фондов и документов»;

— показатели результатов реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» не сопоставимы с Прогнозом, так как в последнем указаны только показатели результатов малого предпринимательства.

На основании вышеизложенного, предлагаем ДЭП:

1) обеспечить связь Программы с приоритетами социально-экономического развития города во исполнение Бюджетного Послания Президента РФ, Государственных программ № 316, 419-п, пункта 5.5 Порядка;

2) дополнить Программу мероприятиями аналогичными мероприятиям, предусмотренными государственными программами № 316, 419-п. В случае необходимости уточнить цель и задачи Программы;

3) уточнить показатели результатов реализации Программы в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 №  601;

4) привести во взаимное соответствие Программу и Прогноз.

2.2.2. Комплексной целью Программы является «Совершенствование и реализация муниципальной политики в отдельных секторах экономики». Для достижения цели разработаны 4 подпрограммы. Согласно пункту 5.6 Порядка каждая подпрограмма имеет цель (цели) и перечень задач, направленных на достижение цели.

Считаем, что во исполнение пунктов 1.3, 2.2 Порядка подпрограмма «Строительство объектов муниципальной собственности» должна иметь вид «подпрограмма бюджетных инвестиций юридическим лицам» либо «подпрограмма капитальных вложений в объекты муниципальной собственности» в зависимости от способа ее реализации: в рамках исполнения статьи 79 Бюджетного кодекса РФ или статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ соответственно. Предлагаем ДЭП установить вид подпрограммы «Строительство объектов муниципальной собственности» согласно пунктам 1.3, 2.2 Порядка.

2.2.3. Программные мероприятия, объем ассигнований и ожидаемые результаты реализации Программы представлены отдельным приложением к Программе согласно установленной приложением 3 к Порядку формы.

Согласно пункту 5.7 Порядка в программе предусматриваются следующие виды показателей:

— целевые показатели результатов реализации муниципальной программы, подлежащие включению в решение Думы города о бюджете города;

— целевые показатели результатов реализации муниципальной программы, формируемые в разрезе отдельных мероприятий и (или) подпрограмм;

— показатели конечных результатов реализации муниципальной программы;

— иные показатели мероприятий муниципальной программы, (включая показатели, разработанные в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации и государственными программами (подпрограммами) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, сводные показатели муниципальных заданий (закупок) на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), используемые для определения целевых показателей результатов реализации муниципальной программы, формирования муниципальных заданий (закупок), анализа мониторинга реализации муниципальной программы, проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы).

Из формы, являющейся приложением 3 к Порядку, не представляется возможным установить те графы, в которых должны отражаться целевые показатели результатов реализации муниципальной программы, подлежащие включению в решение Думы города о бюджете города.

Кроме того, пунктом 5.7 Порядка в перечне показателей не установлен показатель «Конечный результат реализации муниципальной программы», который включен в приложение 3 к Порядку.

В паспорте муниципальной программы согласно приложению 1 к Порядку должны быть отражены «Ожидаемые результаты реализации программы», порядок расчета и включения которых Порядком не установлен. Согласно пункту 2.9 Приказа ДЭП от 18.09.2013 № 22[3] в строке паспорта «Ожидаемые результаты реализации программы» указываются ожидаемые результаты, которые увязываются с целью (целями), задачей (задачами) и обеспечивают конечный результат реализации программы в целом. На основании вышеизложенного, считаем, что в паспорте Программы и приложении 3 к Порядку необходимо установить единый понятийный аппарат в части отражения показателей (в том числе конечных, ожидаемых) результатов Программы и порядок его применения.

Согласно приложению 2 к Порядку в таблице в разделе 1 муниципальных программ должна отражаться динамка изменения значений показателей результатов реализации муниципальных программ. При этом Порядком не установлен перечень показателей, включаемых в вышеуказанную таблицу.

На основании вышеизложенного, предлагаем принять меры по устранению вышеуказанных несоответствий и установлению понятного, доступного и взаимосвязанного перечня показателей.

2.2.4. В рамках решения каждой задачи и достижения целей согласно пункту 5.7 Порядка определены отдельные мероприятия, обеспечивающие конкретизацию деятельности ДЭП и соадминистраторов, за исключением отдельных мероприятий, замечания к которым указаны в настоящем заключении.

2.2.5. В нарушение абзаца 7 пункта 5.7 Порядка в подпрограмме функционирования «Обеспечение деятельности Администрации города» не отражены услуги, предоставляемые:

— архивным отделом согласно пункту 3.1 реестра муниципальных услуг[4] «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей»;

— ДЭП согласно пункту 6.4 реестра муниципальных услуг «Уведомительная регистрация трудовых договоров, заключаемых между работниками и работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, факта прекращения трудовых договоров»;

— ДЭП согласно пункту 6.3 реестра муниципальных услуг «Выдача разрешений на право организации розничных рынков»;

— управлением учета и распределения жилья Администрации города согласно пунктам 4.1-4.11 реестра муниципальных услуг (за исключением дублирования в муниципальных программах «Улучшение жилищных условий населения муниципального образования городской округ город Сургут на 2014-2020 годы», «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих в городе Сургуте, на 2014-2016 годы и на период до 2018 года»).

На основании вышеизложенного, предлагаем ДЭП дополнить перечень мероприятий подпрограммы функционирования данными услугами.

2.2.6. Наименование мероприятия 1.4 «Регулирование тарифов на работы и услуги муниципальных организаций всех сфер деятельности» изложено некорректно, так как пунктом 6.1 вышеуказанного реестра муниципальных услуг утверждена услуга, предоставляемая ДЭП, «Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями». Обращаем внимание, что согласно статье 52 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» организации культуры самостоятельно устанавливают тарифы на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты. На основании вышеизложенного, предлагаем внести соответствующие корректировки в наименование мероприятия 1.4 и реестр муниципальных услуг.

2.2.7. В связи с тем, что в рамках подпрограммы  функционирования «Обеспечение деятельности Администрации города» решается задача «Осуществление возложенных на Администрацию города отдельных вопросов местного значения (части вопросов местного значения) в соответствии с Уставом города, положениями о структурных подразделениях Администрации города и переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий» считаем, что изложение наименования государственных полномочий должно осуществляться в соответствии с наименованиями, указанными в Законах ХМАО-Югра о наделении государственными полномочиями. Например, Законом ХМАО-Югры от 27.05.2011 № 57-оз (с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2015) город Сургут наделён отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда. А в Программу включены два мероприятия 1.6 «Реализация части функций в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда», 1.7 «Осуществление полномочий по государственному управлению охраной труда».

Отмечаем, что ссылка на абзац 16 пункта 5.7 Порядка в части установления наименований мероприятий муниципальных программ аналогично наименованиям мероприятий государственных программ ХМАО-Югры в данном случае не применима, так как в государственной программе[5] мероприятие по реализации Закона ХМАО-Югры от 27.05.2011 № 57-оз обозначено как «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление полномочий по государственному управлению охраной труда».

На основании вышеизложенного, предлагаем все мероприятия по исполнению государственных полномочий изложить в соответствии с их наименованиями согласно законам ХМАО-Югры, наделяющими государственными полномочиями город Сургут.

2.2.8. Наименование мероприятия 1.16 «Обеспечение общественной безопасности на территории городского округа город Сургут» изложено некорректно по следующим основаниям. Согласно пунктам 2.3, 5.7 Порядка мероприятие должно конкретизировать деятельность администратора программ исходя из установленных функций, полномочий. Ответственным за исполнение мероприятия является соадминистратор Программы – отдел по вопросам общественной безопасности. Согласно положению, утвержденному распоряжением Администрации города от 17.02.2014 № 323, отдел создан в целях реализации:

— вопроса местного значения по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

— отдельных мер по противодействию коррупции в границах городского округа в соответствии с настоящим положением.

Таким образом, согласно цели создания отдела решаются вопросы местного значения, установленные пунктами 7.1, 42 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обеспечение общественной безопасности, в том числе на территории города Сургута, согласно Указу Президента РФ от 01.03.2011 № 248[6]  является задачей Министерства внутренних дел РФ, и не является вопросом местного значения или полномочием муниципального образования.

На основании вышеизложенного, рекомендуем мероприятие 1.16 изложить в редакции, отражающей функции отдела по вопросам общественной безопасности, согласно требованиям пунктов 2.3, 5.7 Порядка.

2.2.9. В ходе экспертизы установлено полное дублирование названия мероприятий, а именно мероприятия 1.7 и 7.2 «Осуществление полномочий по государственному управлению охраной труда», реализуемые в разных подпрограммах и способствующие решению разных задач. Предлагаем ДЭП рассмотреть вопрос об исключении полного дублирования наименования мероприятий.

2.2.10. Согласно пункту 5.7 Порядка показатели отдельных мероприятий и (или) подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы, а показатели результатов реализации муниципальной программы должны характеризовать результаты использования ассигнований, направляемых на реализацию муниципальной программы. Так, в рамках Программы реализуются 4 подпрограммы, в состав которых включено 81 мероприятие. Всего Программой предлагается утвердить 122 целевых показателя (в том числе целевые показатели результатов реализации мероприятий 114 единицы), из них:

— 8 показателей, имеющих дискретный характер, со значением «да/нет» (6% от общего количества целевых показателей);

— 60 относительных показателей, характеризующих долю, степень, уровень (46% от общего количества целевых показателей).

Обращаем внимание, что отдельные показатели отражены в Программе несколько раз. Например, показатель «Доля реализованных вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке, от общего количества вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий, %» отражен в Программе 3 раза как показатель результата реализации: мероприятия 1.1 «Содержание аппарата управления структурных подразделений Администрации города без образования юридического лица», подпрограммы функционирования «Обеспечение деятельности Администрации города», Программы в целом. Данный случай не единичен. Считаем, что дублирование показателей является недопустимым, так как в данном случае реализация только одного мероприятия 1.1 позволит достичь целей  подпрограммы функционирования[7] и Программы. На основании вышеизложенного, предлагаем ДЭП исключить показатели, которые включены в Программу несколько раз.

По 35 мероприятиям установлены количественные показатели. Следовательно, результаты реализации 46 мероприятий (57% общего количества мероприятий) не характеризуют результат использования бюджетных ассигнований в нарушение пункта 5.7 Порядка. Несомненно, относительные показатели тоже являются показателями, которые характеризует качество оказания муниципальных услуг, степень исполнения полномочий, уровень соблюдения требований и т.д., но они не характеризуют результат использования бюджетных ассигнований. В связи с чем, предлагаем ДЭП установить по каждому мероприятию не только относительные, но и количественные показатели.

2.2.11. В нарушение пункта 5.8 Порядка разделом 4 Программы «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» не предусмотрен механизм реализации программы с учетом разграничения деятельности администратора и соадминистраторов, направленной на достижение целевых показателей и решение задач, поставленных в программе, обеспечивающей их согласованные действия по конкретным мероприятиям, реализации и финансированию муниципальной программы, включая четкое разграничение полномочий администратора и соадминистраторов.

Фактически в Программу включены: система контроля за исполнением муниципальной программы с учетом разграничения ответственности куратора, администратора и соадминистраторов, а также подготовка отчетности и мониторинг реализации Программы.

На основании вышеизложенного, предлагаем ДЭП доработать механизм реализации Программы в соответствии с требованиями пункта 5.8 Порядка.

2.2.12. Информация об изменении ассигнований на реализацию Программы на 2014-2020 годы представлена в приложении 1.

Проектом постановления предлагается установить объем финансирования Программы в сумме 7 990 585 130,8 рублей. Увеличение объемов финансирования Программы составит в сумме 4 576 025 550,4 рублей, с 3 414 559 580,4[8] рублей до 7 990 585 130,8 рублей (в основном в связи с увеличением срока реализации Программы с 3 до 7 лет).

На 2015-2016 годы предполагаемая динамика в разрезе подпрограмм сложится следующим образом:

— по подпрограмме функционирования «Обеспечение деятельности Администрации города» и подпрограмме «Улучшение условий охраны труда в городе Сургуте» предлагается увеличение объемов финансирования на 2015 год в сумме 67 262 966 рублей и 7 627 937,1 рублей соответственно, на 2016 год – на 27 640 559 рублей и 7 786 359,2 рублей соответственно. Данные увеличения предлагаются за счет средств местного бюджета;

— по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» увеличение объемов финансирования не предполагается;

— по подпрограмме «Строительство объектов муниципальной собственности» предлагается исключить объемы финансирования в 2015 году за счет средств местного бюджета в сумме 113 077 086 рублей и включить объемы финансирования в 2016 году в сумме 37 501 204 рублей и в 2017 году – в сумме 173 568 697 рублей. Общее увеличение расходов по подпрограмме составит 97 992 815 рублей.

В ходе экспертизы объемов финансирования Программы на 2014-2017 годы, в том числе в разрезе подпрограмм и главных распорядителей бюджетных средств, расхождений с проектом бюджета и решением Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ(в 2014 году) не установлено.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета, возможные нарушения и замечания в части финансово-экономического обоснования (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты города на проект бюджета.

В нарушение 5.10.1.1 Порядка на 2018-2020 годы объемы финансирования Программы запланированы не на уровне 2017 года.

В ходе выборочного анализа объемов финансирования по отдельным мероприятиям на 2015-2016 годы, где имеются количественные показатели (приложение 2), установлено, что при сохранении объемов финансирования увеличиваются расходы на единицу показателя, а именно:

— по мероприятию 6.1 при сохранении объемов финансирования на 2015-2016 годы по 3 078 000 ежегодно целевой показатель уменьшился на 2 единицы;

— по мероприятию 8.7 на 2015 год увеличение целевого показателя составило 29 чел., объем финансирования увеличился на 539 104 рублей с одновременным ростом стоимости обучения на 712 рублей/чел. При этом стоимость обучения 1 чел. колеблется от 4 738 рублей до 5 699 рублей.

В целях соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, предлагаем рассмотреть вопрос об изменении значений показателей или объема финансирования отдельных мероприятий Программы.

В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка, а также иных замечаний, недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города и иными заинтересованными должностными лицами Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к её содержанию.

2.3. В паспорт Программы включены не все нормативные правовые акты, явившиеся основанием для разработки Программы, например, не включён Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Предлагаем ДЭП включить в паспорт Программы все нормативные правовые акты, явившиеся основанием для разработки Программы.

2.4. В паспорте Программы установлены «Ожидаемые результаты реализации программы» без установления количественных либо качественных значений показателей. Например, «Увеличение объема налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства» либо «Ввод в эксплуатацию объектов муниципальной собственности» и другие. Согласно пунктам 2.9, 2.10 Приказа ДЭП от 18.09.2013 № 22 ожидаемые результаты должны  обеспечивать конечный результат реализации программы в целом и быть идентичны показателям, отражаемым в соответствующих разделах, таблицах и приложениях муниципальной программы. Идентичные конечные результаты реализации Программы изложены следующим образом: «Объем налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. рублей» со значением 10 243,1 млн. рублей и «Количество введенных в эксплуатацию объектов, ед.» со значением 1 ед.

На основании вышеизложенного, предлагаем ДЭП установить количественные либо качественные значения ожидаемых результатов реализации Программы, например,   «Увеличение объема налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства к 2020 году на 21%» (в том числе по аналогии с государственными программами № 316, 419-п).

2.5. Обращаем внимание, что, не смотря на принимаемые меры, Программой планируется снижение показателей по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства», например по показателю «Объем налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. рублей»:

— в 2015 году на 95,4 млн. рублей (на 6,7%), с 1 422,3 млн. рублей до 1 326,9 млн. рублей;

— в 2016 году на 133,3 млн. рублей (на 8,8%), с 1 523,3 млн. рублей до 1 390 млн. рублей.

При этом показатели «Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства», «Количество предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) на конец года, чел.», «Количество малых и средних предприятий (юридических лиц) на конец года, ед.» остаются на прежнем уровне.

2.6. С целью исполнения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) отдельными приложениями разработаны:

— порядок и условия оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (приложение 2 к Программе, далее – Приложение 2);

— порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес и организациям, образующим инфраструктуру  поддержки малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат (приложение 3 к Программе, далее – Приложение 3);

— порядок предоставления юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям грантов в форме  субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (приложение 4 к Программе, далее – Приложение 4).

Вышеуказанным Приложением 3 не установлено понятие «субъекты, ведущие семей бизнес». Предлагаем ДЭП установить понятие «субъекты, ведущие семейный бизнес», например, по аналогии с пунктом 5 раздела 2 Государственной программы № 419-п.

Анализ направлений предоставления финансовой поддержки в виде субсидий показал, что изменения направлений либо предельных размеров предоставления субсидий не предполагается..

Обращаем внимание, что статьями 19, 20, 21, 22, 23, 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федераций» установлены иные виды  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не нашли отражение в Программе.

Кроме того, предлагаем ДЭП внести соответствующие дополнения в раздел 4 Программы в части включении вышеуказанных Приложений 2, 3, 4 как составную часть механизма реализации Программы.

            В соответствии со статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета предусмотрены случаи выделения бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.

            Обращаем внимание, что Государственными программами № 316, 419-п предусмотрены мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в которых также рекомендуем при возможности принять участие.

2.7. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счётная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса Российской Федерации, которое устранено утверждением нормативного правового акта — решением Думы города от 02.10.2014
№ 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:

3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 2.3, 2.4, 2.6 настоящего заключения.

3.2. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.2.3, 2.7 настоящего заключения.

3.3. Принять меры к получению субсидий в рамках реализации Государственной программы № 419-п: на программу развития малого и среднего предпринимательства и на предоставление государственных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

3.4. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 22.12.2014 года.

Аудитор                                                                                                                     Л.А.Бережная


[1] Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесение изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее —  Решение Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ).

[2] Политика реализации: Нишевая специализация университета. Установление корпоративных связей между исследовательскими департаментами бизнес-структур и университета. Вхождение в сеть технопарков (стр.61 Стратегии).

[3] Приказ ДЭП от 18.09.2013 № 22 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями от 18.06.2014 № 16, далее – Приказ ДЭП от 18.09.2013 № 22).

[4] Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления, включая перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный постановлением Администрации города от 24.02.2011 № 844.

[5] Государственная программа ХМАО-Югры «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы», утвержденная  постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 409-п.

[6] Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 249 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

[7] Для достижения цели «Повышение качества функционирования органов местного самоуправления» подпрограммы функционирования «Обеспечение деятельности Администрации города» Программой предусмотрена реализация 42 мероприятий.

[8] Справочно: 3 414 559 580,4 рублей – объем финансирования Программы согласно проекту постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8982» (к решению Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ).