ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-225/ КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8983 «Об утверждении муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы»

  1. Общие положения

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170- IV ДГ, пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ, стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8983 «Об утверждении муниципальной программы  «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

 Программа рассмотрена на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут[1] (далее – Порядок № 5159), иным законодательным и нормативным правовым актам, регулирующим  сферу реализации Программы.

Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее — Департамент, Администратор программы).

Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных документов и информации.

  1. Анализ Программы

2.1.           Проектом Постановления предлагается следующее:

— срок реализации программы продлён до 2020 года, соответствующие изменения внесены в Паспорт Программы[2], её наименование;

—          Программа изложена в новой редакции.

Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.

Распоряжением Администрации города от 03.10.2014 № 30962 в Паспорт Программы внесены следующие изменения:

1) Раздел «Основание для разработки программы…» дополнен нормативно-правовыми актами[3] регионального уровня.

Вместе с тем, в качестве основания не отражены документы, регламентирующие передачу и реализацию отдельного государственного полномочия Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее также — автономный округ) по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных[4].

2) Наименование задачи 3 «Организация отлова, содержания и утилизации безнадзорных животных» заменено на «Защита населения от болезней, общих для человека и животных»;

3) Наименование подпрограммы 3 «Обеспечение отлова, содержания и утилизации безнадзорных животных» заменено на «Обеспечение  отлова, транспортировки, учета, содержания, умерщвления, утилизации безнадзорных и бродячих животных»;

4) В раздел «Ожидаемые результаты реализации программы» внесены следующие изменения:

—          раздел дополнен новым результатом «100% перечисление средств местного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;

—          наименование ожидаемого результата «100% выполнение плана по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда» заменено на «100% выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда»;

—             наименование ожидаемого результата «100% выполнение заявок на отлов и содержание безнадзорных животных» заменено на «100% выполнение заявок на отлов и содержание безнадзорных и бродячих животных от общего количества, поступивших заявок».

2.2. Необходимость вносимых изменений обусловлена следующим:

— приведением объёмов бюджетных ассигнований, предусмотренных на   реализацию Программы в 2014 году  в соответствие с решением Думы г. Сургута от 02.10.2014 № 565-VДГ[5] (далее — Решение Думы №565);

— формированием проекта бюджета на очередной 2015 год и плановый период 2016-2017 годов;

— изменением Порядка № 5159 и внесением изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3096 «О разработке муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы»2.

2.3. В качестве целевых результатов реализации программы указаны относительные показатели — 100% выполнение мероприятий, включенных в состав муниципальной Работы[6], от общего количества мероприятий, подлежащих выполнению, 100% возмещение управляющим организациям недополученных доходов за фактически предоставленные коммунальные услуги населению (теплоснабжения, водоснабжения), 100% перечисление средств местного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, 100% выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, 100% выполнение плана работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, 100% выполнение заявок на отлов и содержание безнадзорных и бродячих животных. По мнению Контрольно-счетной палаты города, установление таких показателей не учитывает количество обращений физических или юридических лиц и не отражает увеличение либо сокращение объемов работы администратора, не является сопоставимыми с объемами бюджетных ассигнований, не характеризует динамику социально-экономических показателей в нарушение пункта 5.7 Порядка.

 На основании вышеизложенного предлагаем пересмотреть целевые показатели программы, включаемые в проект бюджета на 2015-2017 годы.

Аналогичное замечание отражалось в Заключение от 02.12.2013 № 01-17-197, но во вносимых изменениях не было учтено.

2.4. Раздел 4. «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы». Не содержит информацию о возможных рисках невыполнения мероприятий программы, связанных с сокращением финансирования, либо изменениями, вносимыми в законодательную базу, регулирующую сферы действия Программы. Также не отражены иные риски, предусмотренные государственными Программами регионального уровня, в рамках реализации которых, предоставляются межбюджетные трансферты, являющиеся источниками финансирования Программы.

2.5.        Таблица «Динамика изменения значений показателей» Раздела 1 «Характеристика текущего состояния» дополнена:

—  столбцом «2014 год» с соответствующими показателями;

— показателем «Количество многоквартирных домов, на ремонт которых произведено перечисление средств местного бюджета, ед.».

В целях приведения в соответствие с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2014 — 2020 годах»:

— наименование цели подрограммы 3 «Обеспечение условий для сокращения численности безнадзорных животных» изменено на «Обеспечение условий для сокращения численности безнадзорных и бродячих животных». Наименование подпрограммы 3 изменено на «Обеспечение отлова, содержания и утилизации безнадзорных и бродячих животных»;

— наименование задачи 3.1. «Организация отлова, содержания и утилизации безнадзорных животных» изменено на «Защита населения от болезней, общих для человека и животных».

Наименование целевого показателя результатов реализации  программы «доля выполненных заявок на отлов безнадзорных животных от общего количества, поступивших заявок, %» изменено  на «доля выполненных заявок на отлов безнадзорных и бродячих животных от общего количества, поступивших заявок, %».

2.6.     Порядком № 5159 не конкретизировано, какие именно из видов показателей, перечисленных в пункте 5.7 (абзацы 18-21) подразумеваются под «показателями результатов реализации муниципальной программы», применительно к показателям, подлежащим отражению в Динамике изменения показателей и по которым к пояснительной записке прилагается описание расчёта. В результате чего Администратором Программы к пояснительной записке представлен расчёт целевых показателей результатов реализации Программы, формируемых в разрезе подпрограмм, а в Динамике изменения показателей отражены ожидаемые показатели по отдельным мероприятиям подпрограмм Программы, что не даёт возможность определить обоснованность приведённых значений показателей отражённых в Динамике за 2014 год.

2.7.     По результатам анализа предлагаемых изменений установлено:

С учётом увеличения срока реализации Программы на 4 года в предлагаемой редакции общий объём ассигнований на весь период реализации Программы запланирован в сумме 482 506 051 рублей. Более подробная информация о запланированных бюджетных ассигнованиях на реализацию Программы отражена в Таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Наименование

Всего

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

Общий объём ассигнований (рублей),  в т. ч;

482 506 051

171 697 123

56 669 102

62 361 546

51 730 845

51 549 145

46 293 145

42 205 145

Бюджетные ассигно-вания (п.п 1.1 + 1.2)

462 057 398

153 327 034

56 669 102

60 282 982

51 730 845

51 549 145

46 293 145

42 205 145

1.1.

Межбюджетные трансфертов окружного бюджета

12 706 200

803 200

947 200

7 167 000

947 200

947 200

947 200

947 200

1.2.

Средства местного бюджета

449 351 198

152 523 834

55 721 902

53 115 982

50 783 645

50 601 945

43 345 945

41 257 945

1.3.

Иные источники (средства собствен-ников многоквартир-ных домов)

20 448 653

18 370 089

0

2 078 564

0

0

0

0

2

Общий объём  ассигнований, предусмотренный по Администратору Программы*(рублей)

482 300 951*

171 667 823

56 639 802

62 332 246

51 701 545

51 519 845

46 263 845

42 175 845

Отклонение

(п.1 – п.2)

205 100

29 300

29 300

29 300

29 300

29 300

29 300

29 300

 

 

* В результате допущенной технической ошибки некорректно отражён объём ассигнований Администратора программы в Приложении[7] к Программе. А именно, в объёме ассигнований Администратора Программы не учтены субвенции окружного бюджета в размере 205 100 рублей, предусмотренные по Мероприятию 3.1.1[8] на оплату труда муниципального служащего, осуществляющего переданное отдельное государственное полномочие[9] (с учетом страховых взносов на оплату труда в государственные внебюджетные фонды). В отсутствие соадминистраторов общий объём ассигнований, предусмотренный на реализацию Программы, должен соответствовать объёму ассигнований, предусмотренных по Администратору.

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы в 2014 году и на 2015-2017 годы, соответствует бюджетным ассигнованиям, предусмотренным решением Думы г. Сургута от 02.10.2014 № 565-VДГ[10] (далее -Решение Думы № 565) в бюджете города на 2014 год, и параметрам финансирования, предусмотренным в проекте бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.6.1.  В предлагаемой редакции Программы объём бюджетных ассигнований, предусмотренный на её реализацию в 2014 году уменьшен на 5 492 392 рублей по сравнению с бюджетными ассигнованиями, утверждёнными Решением Думы № 565 и составил 153 327 034 рублей. Изменение объема бюджетных ассигнований обусловлено следующими причинами:

— в связи с экономией по результатам проведённых аукционов произведено уменьшение бюджетных ассигнований на сумму 231 403 рубля по мероприятию 1.1.1  «Ликвидация несанкционированных свалок в районах застройки муниципального и бесхозяйного жилищного фонда» в 2014 году, без изменения количественного показателя данного мероприятия;

— уменьшение бюджетных ассигнований по мероприятию 1.1.5. «Выполнение работ по зимнему содержанию проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания» на сумму 92 089 рублей, в результате сноса домов и строений, и как следствие уменьшением обслуживаемой площади проездов;

— из Программы исключены средства бюджета автономного округа в размере 5 168 900 руб., предусмотренные на реализацию Программного мероприятия 2.1.3. «Благоустройство домовых территорий», в связи с прекращением финансирования в 2014 году Мероприятия 2.3[11], предусмотренного государственной Программой ХМАО-Югра.

Согласно информации отражённой в пояснительной записке Администратора уменьшение объема финансирования не влечет изменение количественного показателя реализации мероприятия в 2014 году, при этом разъяснения по данному факту в записке не содержатся. Разъясняющая информация по ожидаемому исполнению данного мероприятия в  2014 году в ДРОНДе[12], представленном Департаментом к проекту бюджета не отражена.

Согласно устным пояснениям специалистов Департамента в 2014 году на территории одного двора, благоустройство которого осуществлялось, может быть расположено несколько многоквартирных домов (далее – МКД) и в случае уменьшения количества благоустроенных дворов, при уменьшении финансирования, показатель выполнения мероприятия будет достигнут (и возможно перевыполнен), вследствие того, что показателем реализации мероприятия установлено количество МКД, а не количество дворов (или благоустроенная площадь дворов, м2);

Исходя из вышеизложенного, КСП считает, что предусмотренный Программой показатель мероприятия 2.1.3 не в полной мере характеризует результативность использования бюджетных средств с учетом принципа, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предлагаем его откорректировать (либо видоизменить).

2.6.2. Анализ изменения бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте бюджета на реализацию Программы в 2015 – 2016 годах, относительно бюджетных ассигнований, предусмотренных Решением Думы № 565, приведён в Таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Наименование

Бюджетные ассигнования, предусмотренные Решением Думы № 565

(рублей)

Бюджетные ассигнования, предусмотренные  проектом бюджета

(рублей)

Отклонение,

(рублей)

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Бюджетные ассигнования предусмотренные в бюджете на реализацию Программы

82 045 996

77 827 416

56 669 102

60 282 982

— 25 376 894

— 17 544 434

1.

Подпрограмма «Безопасная среда»

26 649 991

24 206 311

27 475 753

25 938 325

— 711 666

1 732 014

2.

Подпрограмма «Капитальный ремонт и благоустройство жилищного фонда»

45 630 391

43 855 491

18 651 552

23 807 714

— 26 978 839

-20 047 777

3.

Подпрограмма «Обеспечение  отлова, транспортировки, учета, содержания, умерщвления, утилизации безнадзорных и бродячих животных»*

9 765 614

9 765 614

10 541 797

10 536 943

776 183

771 329

 

*Примечание: до 01.01.2015 года Подпрограмма «Обеспечение отлова, содержания и утилизации безнадзорных животных».

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренный Программой, по сравнению с утверждённым Решением Думы № 565, уменьшен в 2015 году на 25 376 894 рублей, в 2016 году на 17 544 434 рублей и составил в 2015 году —             56 669 102 рублей, в 2016 году  —  60 282 982 рублей.

 В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части финансово-экономического обоснования (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счётной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

2.6.3. В приложении к Программе[13] предусмотрены следующие изменения.

2.6.3.1. Наименование показателя «доля выполненных работ от работ, предусмотренных планом выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и муниципального жилищного фонда, %» изложено в новой редакции «доля выполненных работ от работ, предусмотренных планом выполнения работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, %».

2.6.3.2.           По подпрограмме 1 «Безопасная среда».

1) По Мероприятию 1.1.4[14] бюджетные ассигнования на 2015 и 2016 годы увеличены на 1000 000 рублей (с 697 539 рублей) и составили по 1 697 539 рублей ежегодно, при этом значение показателей не изменилось [15].

Справочно: В 2014 году на реализацию Мероприятия 1.1.4. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 055 311 рублей.

Также согласно пункту 4 Раздела 2 Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы, представленного Департаментом к проекту бюджета в 2014 году ожидаемые расходы  на содержание 9 водопропускных канав составили 971,8 тыс.рублей.

Пояснительная записка, представленная Администратором к Программе, не содержит информации, обосновывающей произведённые изменения в части увеличения расходов на содержание водопропускных канав. Вместе с тем, согласно материалам, представленным к проекту бюджета, расходы определены по коммерческим предложениям.

2) Количественный показатель по мероприятию 1.1.5. «Выполнение работ по зимнему содержанию проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания» (далее — Мероприятие 1.1.5) уменьшен на 14 289,2 кв.метров, в связи со сносом домов и строений и как следствие, уменьшением обслуживаемой площади проездов в поселках, и на 2014- 2020 годы установлен в размере 90 760,70 кв. м.

3) Подпрограмма дополнена новым мероприятием 1.1.6 «Выполнение работ по летнему содержанию проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания (в рамках муниципальной работы «Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в жилищном фонде»)» (далее — Мероприятие 1.1.6).

В связи с введением нового Мероприятия 1.1.6, в приложении к Программе изменено наименование целевого показателя результатов реализации, а именно наименование показателя «доля площади проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания, находящихся на зимнем содержании от общей площади проездов,  подлежащих содержанию, %» дополнено словами «и летнем содержании».

Согласно пояснительной, представленной к проекту Постановления, в рамках летнего содержания проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания, необходимо осуществлять выполнение следующего вида работ:  планировку проезжей части гравийных дорог автогрейдером (ежемесячно в течение 6 месяцев обслуживания), восстановление профиля с добавлением и без добавления нового материала (щебень) – работу необходимо выполнить в 2015-2017 годах по всей площади проездов.

На момент проведения экспертизы вышеперечисленные работы не включены в Реестр муниципальных услуг[16]. Согласно информации, представленной в пояснительной записке, в департамент по экономической политике Администратором направлено письмо[17] о необходимости внесения нового вида работ в Реестр муниципальных услуг.

Контрольно-счетная палата города обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 5159 муниципальная программа выполнения работы должна разрабатываться на основании Реестра, а не Реестр приводиться в соответствие с Программой. Аналогичное замечание отражалось в Заключение от 02.12.2013            № 01-17-197[18].

Количественный показатель по Мероприятию 1.1.6 (площадь проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания, находящихся на летнем содержании, кв.м) на 2015-2020 годы установлен в размере 149 516 кв.м ежегодно. Документальное обоснование количественного значения указанного показателя к материалам проекта Постановления не представлено. Расходы определены по коммерческим предложениям.

Обращаем внимание, что подлежащая зимнему и летнему содержанию площадь проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания, на весь период реализации Программы установлена в неизменном размере. К пояснительной не представлены материалы, подтверждающие тот факт, что при запланированном ежегодном сносе домов и строений остаётся неизменной площадь проездов, расположенных на территориях, предусмотренных в мероприятиях подпрограммы 3 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» муниципальной программы «Улучшения жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы», и Постановлении Администрации №2631[19], а также иных территориях, предусмотренных под комплексную застройку и жилищное строительство. В отсутствие  указанных доказательств КСП считает, что значения показателей мероприятий 1.1.5 и 1.1.6 на 2016-2020 годы установлены некорректно.

4) По Мероприятию 1.1.8. «Предоставление управляющим организациям субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению, проживающему во временных поселках» количество поселков уменьшено с 5 до 2 (пос. Кедровый – 1, пос. Лесной), что обусловлено изменениями, внесёнными в Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению, проживающему во временных поселках[20], которым предусмотрено возмещение недополученных доходов по отоплению (без горячего водоснабжения).

Согласно представленным Департаментом пояснениям изменения в утвержденный объем финансирования, в части уменьшения на 270 928 рублей, не вносились по причине определения планового объема субсидии на 2014 год по тарифу на тепловую энергию, действующему с 01.07.2013, без учета роста с 01.07.2014.

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных Программой  на реализацию мероприятия в 2015 и 2016 годах, относительно бюджетных ассигнований, утверждённых Решением Думы № 565, уменьшен на 876 935 рублей и составил  7 044 273 рубля на 2015  год и последующие годы реализации Программы.

Из представленного Департаментом к проекту бюджета расчёта, выполненного в соответствии с Постановлением Администрации № 981, следует что, объем приобретенной тепловой энергии в 3,13 раза  превышает объём, потреблённый населением. Для сравнения согласно расчётам, представленным Департаментом, в материалах к проекту бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, объём приобретенной тепловой энергии превышал объём, потреблённый населением в 1,73 раза.

Следует отметить, что в расчётах, представленных на 2015 год (исходя из фактических данных 2014 года), объём сверхнормативного расхода теплоносителя, используемого при предоставлении населению тепловой энергии в необходимом объёме по посёлку Кедровый-1 увеличился на 5927,45 м3(на 8%) и составил 74 402,4741 м3 при том, что объём услуг теплоснабжения, потреблённых населением уменьшился на 131,86 Гкал (на 7%) и составил 2017,6686 Гкал.

Основным фактором превышения является несанкционированный слив населением теплоносителя (более подробно информация отражена в заключении от 02.12.2013 №01-17-197/КСП). При этом стоимость технологически необходимого теплоносителя и его нормативных потерь уже учтена в тарифе на тепловую энергию[21] и должна оплачиваться населением в полном объеме, вследствие чего субсидия предоставляется не только на возмещение недополученных доходов, но и в большей степени на возмещение затрат, обусловленных сливом теплоносителя.

Контрольно-счётная палата города считает, что предоставление субсидий в соответствии с указанным порядком, способствует увеличению сверхнормативных потерь, не мотивируя управляющие организации (в данном случае СГМУП «Тепловик») к принятию эффективных и результативных мер по их ликвидации, и тем самым порождает иждивенческое отношение к бюджету города.

В результате, при значительном снижении объёма оказываемых потребителям услуг объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление управляющим компаниям субсидий, практически не изменился.

Исходя из вышеизложенного, субсидии на покрытие сверхнормативных потерь не могут являться бюджетными ассигнованиями, установленными в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ, как расходы несвойственные бюджету. В связи с чем, предлагаем рассмотреть целесообразность финансирования вышеуказанных расходов. А также рекомендуем в соответствие с требованиями, предусмотренными статьёй 13 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ[22] обеспечить учёт используемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов с населением за энергетические ресурсы.

Аналогичное замечание изложено в Заключение № 01-17-224/КСП от 10.12.2013 на проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов», однако, Департаментом не учтено.

5) По мероприятию 1.1.9 «Предоставление управляющим организациям субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг водоснабжения населению  проживающему в жилищном фонде с централизованным водоснабжением, не соответствующем требованиям СаНПиН» количественный показатель (количество человек обеспеченных чистой питьевой водой) на 2015 год увеличен на  55 и составил 907 человек, на 2016 год снижен на 113 и составил 739 человек, аналогичное значение установлено и на последующие годы реализации Программы. В пояснительной записке отсутствует обоснование изменения количественного показателя по указанному мероприятию в 2015,  2016  и последующих годах реализации Программы.

2.6.3.3. В части подпрограммы 2 «Капитальный ремонт и благоустройство жилищного фонда».

1) Подпрограмма дополнена целевым показателем «доля средств местного бюджета, перечисленных на ремонт многоквартирных домов, предусмотренных краткосрочным планом реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, %» количественный  показатель на 2014-2020 год составит 100%.

2) Показатель «доля выполненных работ от работ, предусмотренных планом   выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и муниципального жилищного фонда, %» изменен на «доля выполненных работ от работ, предусмотренных  планом выполнения работ по  капитальному ремонту  муниципального жилищного фонда, %»;

3)  С целью приведения в соответствия с наименованиями мероприятий, предусмотренных государственной Программой ХМАО-Югра, наименование мероприятия 2.1.1 и 2.1.2 изложены в новой редакции: «Содействие в проведении капитального ремонта многоквартирных домов» и «Благоустройство домовых территорий», соответственно.

Показатель «Количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, ед.» изменен на «Количество многоквартирных домов, на ремонт которых произведено перечисление средств МБ, ед».

Значения показателя значительно увеличены и согласно информации, отражённой Департаментом в материалах к проекту бюджета, приведены в соответствие с краткосрочным планом реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры[23], а именно: в 2014 году увеличен на 54 единиц  и составил 56 домов, в 2015 году на 43 единицы  и составил 46 домов, в 2016 году на 59 единиц  и составил 62 дома. На период 2017 — 2020 годов запланировано по 3 единицы, ежегодно.

Обращаем внимание, что, бюджетные ассигнования, предусмотренные Программой и Решением Думы № 565 на 2014 год, в размере 13 803 804  рублей на 484 761,76 рублей превышают сумму средств местного бюджета, предусмотренных Постановлением от 21.07.2014 № 5053 на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в 2014 году. При этом количество домов, предусмотренных по Мероприятию 2.1.1 в качестве показателя, на 1 единицу меньше количества домов, предусмотренных в указанном Постановлении.

Пояснительная записка, представленная Администратором, никакой информации по установленным расхождениям не содержит.

Финансирование мероприятия на 2015-2017 годы предусмотрено за счёт средств местного бюджета в объеме, предусмотренном краткосрочным планом реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2016 годы, утвержденным постановлением Администрации города от 21.07.2014 № 5053.

Из объёма ассигнований, предусмотренных на реализацию Мероприятия 2.1.1. исключён объем средств собственников МКД.

4) По мероприятию 2.1.2. «Организация и обеспечение условий для проведения капитального ремонта муниципальных жилых домов» уменьшены количественные показатели реализации мероприятия, а именно:

— в 2015 году количество домов, подлежащих капитальному ремонту, уменьшено с 15 до 1 единицы. При этом бюджетные ассигнования увеличены на 1 141 720 рублей и составили 10 901 400 рублей — увеличение бюджетных средств запланировано на проведение комплексного капитального ремонта одного муниципального дома (ул. Декабристов, 50).

— в 2016 году количество домов, подлежащих капитальному ремонту, уменьшено с 15 до 10 единиц, при этом бюджетные ассигнования уменьшены незначительно — на 11 080 рублей. Обоснование размера планируемых расходов на проведение капитального ремонта 10 домов к Программе и проекту бюджету не представлено.

Аналогичная ситуация относительно отсутствия обосновывающих документов, сложилась по расходам, запланированным за счёт средств местного бюджета в размере 9 748 600 рублей на проведение капитального ремонта 13 домов в 2017 году.

В нарушение пункта 5.10.2 Порядка № 5159 документы, подтверждающие обоснованность планируемых на реализацию мероприятий расходов ни к Программе, ни к проекту бюджета не представлены (дефектные ведомости, информация о наличии (либо отсутствии) проектно-изыскательских работ, ведомость объёмов работ, составленные в соответствии с утверждёнными ГОСТ, и СНиП, иные документы, подтверждающие потребность в объемах и видах работ).

Согласно информации, представленной Департаментом к проекту бюджета, расходы на реализацию Мероприятия 2.1.2. предусмотрены на основании заявок управляющих организаций.

5) Финансирование Мероприятия 2.1.3 «Благоустройство домовых территорий» в 2015 году Программой не предусмотрено, в связи с изменениями, предусмотренными проектом бюджета: из расходов исключены бюджетные ассигнования в размере 25 993 800 рублей, предусмотренные на реализацию мероприятия, в том числе: средства окружного бюджета в размере 7 993 800 рублей и средства местного бюджета в размере 18 000 000 рублей.

В 2016 году Программой предусмотрено благоустройство территории 1 многоквартирного дома, вместо 8 ранее запланированных. Финансирование мероприятия уменьшилось на 20 978 807 рублей, в том числе на 15 904 642 рублей за счёт бюджетных ассигнований и составило 10 392 822 рублей, в том числе за счет бюджетных ассигнований – 8 314 258 рублей (средства местного бюджета — 2 094 458 рублей, субсидии окружного бюджета — 6 219 800 рублей).

На 2017-2020 годы финансирование и показатели по мероприятию не предусмотрены.

2.6.4. В части подпрограммы «Обеспечение отлова, содержания и утилизации безнадзорных животных».

1) Наименование мероприятия 3.1.1. изменено на «Обеспечение осуществления отлова, транспортировки, учета, содержания, умерщвления, утилизации безнадзорных и бродячих животных».

2) Показатели «количество отловленных безнадзорных  животных, гол.» и «количество утилизированных безнадзорных  животных, гол.» изменены на «количество отловленных безнадзорных и бродячих животных, гол.», «количество утилизированных безнадзорных  и бродячих животных, гол.».

2.7. В нарушение абзаца 4 пункта 5.11 Порядка № 5159 в пояснительной записке, представленной Администратором к проекту Постановления о внесении изменений в Программу, не отражен полный перечень вносимых изменений.

2.8. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также технической ошибки и иных замечаний, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к её содержанию.

2.9. В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.

В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.

            В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».

О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».

На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих   требованиям   действующего  законодательства  и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п.п. 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.6.1, 2.6.3.2, 2.6.3.3, 2.7 — 2.9 настоящего заключения.

2. Информацию о решении, принятом по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 29.12.2014 года.

Начальник отдела контроля
расходов на городское хозяйство                                          И.Ю. Недорезова


[1] Постановление Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями)

[2] Распоряжение Администрации города от 03.10.2014 № 3096 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3093 «О разработке муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы».

[3] Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 09.10.2013 № 420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2014 — 2020 годах» и от 09.10.2013 № 423-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2014 — 2020 годы».

[4] Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 05.04.2013 № 29-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» и решение Думы г. Сургута от 26.10.2013 № 407-VДГ «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельного государственного полномочия по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

[5] Решение Думы г. Сургута от 02.10.2014 № 565-VДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013  № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов».

[6] Муниципальная работа «Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в жилищном фонде» (далее – муниципальная Работа).

[7] Приложение к Программе «Программные мероприятия, объём ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2020 годы».

[8] Мероприятие 3.1.1. «Обеспечение осуществления отлова, транспортировки, учета, содержания, умерщвления, утилизации безнадзорных и бродячих животных».

[9] Отдельное государственное полномочие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней от животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

[10] Решение Думы г. Сургута от 2 октября 2014 № 565-VДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013     № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов».

[11] Мероприятие 2.3. «Предоставление субсидии на благоустройство дворовых территорий» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 18.09. 2014 № 354-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.10.2013 № 423-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы» (далее — государственная Программа ХМАО-Югра).

[12] ДРОНД – доклад о результатах и основных направлениях деятельности Департамента.

[13] Приложение «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и  показатели результатов реализации муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2020 годы».

[14] Мероприятие 1.1.4. Выполнение работ по содержанию водопропускных канав (в рамках муниципальной работы «Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в жилищном фонде»).

[15] Начиная с 2014 года количество водопропускных канав, находящихся на содержании, составляет 9 единиц.

[16] Постановление Администрации города  от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа город Сургут» (с изменениями).

[17] Письмо от 24.10.2014 № 09-02-7479/14-0-0.

[18] Заключение от 02.12.2013 № 01-17-197 на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2016 годы».

[19] Постановлении Администрации г.Сургута от 18.04.2014 №

2631 «Об утверждении списка строений, приспособленных для временного проживания граждан, подлежащих сносу в 2014-2020 годах» (с изменениями) (далее – Постановление Администрации № 2631).

[20] Постановление Администрации г. Сургута от 11.02.2014 № 981 «О порядке предоставления из местного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению, проживающему во временных поселках» (далее – Постановление Администрации № 981).

[21] Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

[22] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[23] Постановление Администрации г. Сургута от 21.07.2014 № 5053 «Об утверждении краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, на 2014 — 2016 годы»