- Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8977 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение деятельности департамента архитектуры и градостроительства на 2014-2016 годы» (с изменениями от 11.04.2014) (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратором Программы является департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – ДАиГ, Департамент, Администратор программы).
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 №5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
- Анализ Программы
2.1. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Действие Постановления предлагается распространить на правоотношения, действующие с 01.01.2015 года.
2.2. Внесение изменений обусловлено подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), принятием решения Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565), изменением Порядка № 5159 и внесением изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3097 «О разработке муниципальной программы «Обеспечение деятельности департамента архитектуры и градостроительства на 2014-2016 годы» распоряжением № 3402 от 24.10.2014 (далее – Распоряжение № 3402).
2.3. Проектом постановления предлагается продлить срок реализации Программы на 4 года, установив его с 2014 по 2020 годы. Распоряжением № 3402 в паспорт муниципальной программы внесены соответствующие изменения.
2.4. По сравнению с Решением № 565 объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году увеличен на 18 092 787 рублей и составляет 298 273 404 рубля, в 2016 году уменьшен на 15 257 661 рублей и составляет 233 272 343 рубля (таблица № 1)
Таблица № 1
Номер и наименование мероприятия |
Предусмотрено Решением № 565[1] |
Предусмотрено Программой |
Отклонение |
|||
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
2015 год (гр. 4. – гр. 2.) |
2016 год (гр. 5. – гр. 3.) |
|
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
1.1. Выполнение полномочий ДАиГ |
98 988 977 |
99 426 581 |
100 532 517 |
98 203 904 |
1 543 540 |
-1 222 677 |
1.2. Выполнение муниципальной работы «Декоративно-художественное и праздничное оформление города» |
53 931 824 |
53 931 824 |
47 853 830 |
28 893 707 |
-6 077 994 |
-25 038 117 |
2.1. Осуществление градостроительной деятельности |
0 |
0 |
17 549 860 |
6 521 858 |
17 549 860 |
6 521 858 |
2.2. Организация работы по выполнению научно-исследовательской работы: «Совершенствование системы управления градостроительным развитием городского округа города Сургута» |
32 012 017 |
0 |
32 012 017 |
0 |
0 |
0 |
3.1. Организация работы по формированию земельных участков на аукцион и под ИЖС для льготных категорий граждан |
4 500 000 |
4 500 000 |
4 235 519 |
4 615 278 |
-264 481 |
115 278 |
4.1. Обеспечение деятельности МКУ «УКС» |
87 628 000 |
87 551 800 |
93 089 862 |
92 037 797 |
5 461 862 |
4 485 997 |
4.2. Создание резерва материальных ресурсов (запасов) строительных материалов для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях гражданской обороны |
120 000 |
120 000 |
0 |
0 |
-120 000 |
-120 000 |
5.1. Организация работы по разработке, совершенствованию и внедрению программного обеспечения АСУП ИСОГД для автоматизации процессов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций ДАиГ |
2 999 799 |
2 999 799 |
2 999 799 |
2 999 799 |
0 |
0 |
ИТОГО |
280 180 617 |
248 530 004 |
298 273 404 |
233 272 343 |
18 092 787 |
-15 257 661 |
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, утвержденному Решением № 565, и составляет 263 802 517 рублей.
2.5. В нарушение пункта 5.5. (абзац 8) Порядка в разделе I «Характеристика текущего состояния» (далее – раздел I) не отражен вклад МКУ «УКС», обеспечение деятельности которого предусмотрено Программой, в реализацию полномочий органа местного самоуправления. Рекомендуем дополнить раздел I соответствующей информацией.
2.6. В нарушение п. 5.11. Порядка в пояснительной записке не отражен полный перечень вносимых изменений, не приложено описание расчета показателей Программы по годам её реализации и исходные данные, используемые при расчете.
2.7. В Программе учтены замечания КСП[2] по составу мероприятия 1.2. и показателей его результативности в отношении проводимой Департаментом муниципальной работы «Декоративно-художественное и праздничное оформление города». Фактически мероприятие 1.2. разделено на 7 самостоятельных мероприятий с соответствующими показателями результативности, при этом показатели мероприятий 1.2.1. — 1.2.3., 1.2.5., 1.2.6.[3] не в полной мере характеризуют результат использования бюджетных средств, с учетом принципа, установленного статьей 34[4] Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данный вывод сформирован по следующим основаниям.
2.7.1. Значения показателей мероприятия 1.2.1. «Количество размещенных на территории города объектов праздничного оформления, социальной рекламы и информации, ед.» (далее – показатель 1.2.1.1.) и «Количество объектов новогоднего оформления (снежных или ледяных городков), ед.» (далее – показатель 1.2.1.2.) одинаковы в 2014 и 2016 годах («700» и «6» соответственно), при этом объем финансирования на мероприятие 1.2.1. в 2014 году составляет 23 685 500 рублей, а в 2016 году на 907 341 рублей больше, чем в 2014 году и составляет 24 592 841 рубль. В 2015 году и в 2017 году ситуация аналогична. Показатель 1.2.1.1. отражен со значением «725», показатель 1.2.1.2. отражен со значением «6», при этом объем финансирования мероприятия в 2015 году составит 25 291 226 рублей, а в 2017 году 30 370 309 рублей (больше на 5 079 083 рублей, чем в 2015 году), при этом значения показателей, как указывалось выше идентичны.
Рекомендуем по мероприятию 1.2.1. к показателю 1.2.1.1. установить дополнительный показатель «Общая площадь стендов (плакатов, баннеров) элементов праздничного оформления, социальной рекламы и информации, установленной в городской среде, м2». К показателю 1.2.1.2. установить дополнительный показатель «Объем льда, использованный при обустройстве снежных городков, м3», либо установить иные дополнительные показатели.
2.7.2. По мероприятию 1.2.2. значения показателя «Количество вновь изготовленных и установленных монументальных и скульптурно — декоративных объектов (в том числе мемориальных досок), ед.» (далее – показатель 1.2.2.1.) в 2014 году и в 2015 году идентично и составляет «2» объекта, при этом объем финансирования в 2014 году составляет 10 745 000 рублей, а в 2015 году 14 125 000 рублей, что на 3 380 000 рублей больше, чем в 2014 году. Предлагаем дополнить мероприятие 1.2.2. и показатель 1.2.2.1. расшифровкой изготовленных и установленных объектов в разрезе наименований и объемов бюджетных ассигнований, так как расходы на изготовление и установку таких объектов в каждом случае индивидуальны.
2.7.3. По мероприятию 1.2.3. размер бюджетных ассигнований на ежегодное проведение 4 творческих конкурсов в 2014 году составляет 2 439 527 рубля, что меньше на 24 642 рубля, чем ежегодные расходы в период с 2015 по 2020 годы (2 464 169 рублей). Рекомендуем к установленному показателю результативности мероприятия установить дополнительный показатель, например, «Количество конкурсантов» или «Количество конкурсных работ», либо установить иные дополнительные показатели.
2.7.4. При различном объеме финансирования мероприятия 1.2.5. в 2014 и 2017 годах (в 2014 году объем финансирования составляет 1 805 000 рублей, в 2017 году 1 900 000 рублей) значение показателя результативности «Количество вновь изготовленных и установленных объектов социальной рекламы и информации, ед.» одинаково и составляет 12 единиц. Рекомендуем дополнить мероприятие показателем, более полно характеризующим результат использования бюджетных ассигнований, например «Площадь, на которой возможно размещение социальной рекламы и информации в результате изготовления и установки объекта/конструкции, м2» либо иной показатель в натуральных единицах измерения.
2.7.5. С целью исключения частичного дублирования наименований мероприятия 1.2.5. и мероприятия 1.2.1. рекомендуем наименования мероприятия 1.2.5. изложить в следующей редакции «Изготовление и установка в городской среде объектов для размещения социальной рекламы и информации».
2.7.6. Объем финансирования мероприятия 1.2.6. в 2014 году составляет 3 473 910 рублей, что меньше финансирования мероприятия в 2016 году на 3 179 868 рублей, при этом показатель «Количество элементов задействованных в световом оформлении улиц города, ед.» (далее – Показатель 1.2.6.1.) в 2014 году составляет 235 единиц, а в 2016 году — 300 единиц. В материалах, представленных к Проекту бюджета отражено, в 2016 году предусмотрены средства только на оплату потребляемой элементами светового оформления улиц города электроэнергии. С целью исключения риска несоблюдения статьи 34 БК РФ рекомендуем дополнить показатели реализации мероприятия 1.2.6. показателями «Монтаж/демонтаж элементов светового оформления, ед.», «Протяженность гирлянд, использованных в световом оформлении города, м.п.» и «Количество световых консолей, использованных в световом оформлении города, ед.» либо установить иные показатели, более, полно характеризующие результат использования бюджетных средств.
2.8. Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия 2.1.1. «Проект планировки и проект межевания территории поселка Юность в городе Сургуте» (далее — Мероприятие 2.1.1.) увеличен на 14 300 000 рублей, с 5 835 700 рублей до 20 135 700 рублей, в том числе:
— на 2014 год финансирование не изменено и составляет 5 835 700 рублей;
— на 2015 год финансирование составит 7 778 142 рубля;
— на 2016 год финансирование составит 6 521 858 рублей.
Ранее финансирование на 2015 и 2016 годы предусмотрено не было. Значение показателя реализации данного мероприятия «Количество разработанных проектов планировок и проектов межевания территорий города, ед.» (далее – Показатель 2.1.1.) в размере «1» перенесено с 2014 года на 2016 год. Данная ситуация содержит риск нарушения статьи 34 БК РФ, так как значение «1» Показателя 2.1.1. планировалось достичь в 2014 году меньшим объемом бюджетных средств (5 835 700 рублей), а вносимыми изменениями предусмотрено, что то же значение планируется достичь уже в 2016 году, но средств для этого потребуется в 3,5 раза больше. (20 135 700 рублей). Данная ситуация возникла в связи с расторжением муниципального контракта с подрядчиком (по причине банкротства), при этом по результатам конкурса подрядчик значительно снизил начальную максимальную цену контракта. В связи с этим возникла потребность в заключении нового муниципального контракта, соответственно, объем финансирования отражен по начальной максимальной цене контракта. Для соблюдения принципа результативности предлагаем Показатель 2.1.1. отразить как конечный результат, а в качестве показателя результативности мероприятия установить показатели площадей, на которых разработана документация по планировке и межеванию с единицей измерения в гектарах.
2.9. На реализацию мероприятия 2.1.4. «Проекты планировки и проекты межевания территорий индустриальных парков» предусмотрен объем финансирования в 2015 году в сумме 9 771 718 рублей. В остальной период реализации программы финансирование не предусмотрено. В качестве показателя реализации мероприятия установлен показатель «Количество разработанных проектов планировки и межевания территории города, ед.» (далее – Показатель 2.1.4.) со значением «1» в 2015 году. В материалах, представленных к Проекту бюджета, отражено, что при реализации мероприятий планируется разработать документацию на две территории площадью 69,32 га и 48,39 га. В связи с чем, с целью исключения риска не соблюдения статьи 34 БК РФ рекомендуем в качестве показателя реализации мероприятия установить показатель «Площадь территории, на которую разработаны проекты планировки и межевания, га.», а Показатель 2.1.4. установить конечным результатом реализации Программы.
2.10. Согласно пункту 5.7 Порядка показатели отдельных мероприятий и (или) подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы, а показатели результатов реализации муниципальной программы должны характеризовать результаты использования ассигнований, направляемых на реализацию муниципальной программы. В рамках Программы предусмотрено два мероприятия 1.1. и 4.1. направленных на обеспечение деятельности Департамента и МКУ «УКС» В составе показателей вышеуказанных мероприятий установлены показатели, имеющие дискретный характер, со значением «да/нет» и относительные показатели, характеризующие долю, степень, уровень. Несомненно, относительные показатели тоже являются показателями, которые характеризует качество оказания муниципальных услуг, степень исполнения полномочий, уровень соблюдения требований и т.д., но они не характеризуют результат использования бюджетных ассигнований. В связи с чем, предлагаем установить по каждому мероприятию не только относительные и дискретные, но и количественные показатели, характеризующие результат использования бюджетных средств.
2.11. В нарушение п. 5.10.1.1 Порядка объемы финансирования Программы на 2018-2020 годы запланированы не на уровне 2017 года.
2.12. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к её содержанию.
2.13. В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счётная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса Российской Федерации, которое устранено утверждением нормативного правового акта — решением Думы города от 02.10.2014
№ 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
- Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания отраженные в пунктах 2,5., 2,6., 2.7.1., 2.7.2., 2.7.3., 2.7.4., 2.7.5., 2.7.6., 2.8., 2.9., 2.10., 2.11. настоящего заключения.
3.2. Учесть предложения, изложенные в пунктах 2,5., 2.7.1., 2.7.2., 2.7.3., 2.7.4., 2.7.5., 2.7.6., 2.8., 2.9., 2.10. настоящего заключения
3.3. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.12 и 2.13. настоящего заключения.
3.4. Информацию о решениях, принятых по результатам настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты в срок, не позднее 22.12.2014 года.
Аудитор В.И. Жуков
[1] В связи с тем, что объемы бюджетных ассигнований в разрезе программных мероприятий в Решении № 565 не детализируются, то анализ изменений объемов финансирования в разрезе мероприятий, реализуемых в 2015-2016 годах, произведен в сравнении с проектом внесения изменений в Программу, обусловленных утверждением Решения № 565, что, по мнению КСП, более целесообразно, чем сравнение с действующей редакцией Программы.
[2] Заключение Контрольно-счетной палаты от 17.06.2014 № 01-17-75/14КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8977 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение деятельности департамента архитектуры и градостроительства на 2014-2016 годы».
[3] Мероприятия 1.2.1. – «Организация праздничного оформления города (в т.ч. изготовление и размещение социальной рекламы и информации, и новогоднего оформления города)»; 1.2.2. – «Изготовление и установка монументальных и скульптурно-декоративных объектов (в том числе мемориальных досок)»; 1.2.3. – «Организация и проведение творческих конкурсов»; 1.2.5. – «Изготовление и установка в городской среде объектов социальной рекламы и информации»; 1.2.6. – «Предоставление субсидии на возмещение затрат по световому оформлению улиц города».
[4] Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).