Заключение № 01-17-137/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8965 «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы»

Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
города Сургута
__________________И.И. Володина
11 сентября 2015 года

Заключение № 01-17-137/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013
№ 8965 «Об утверждении муниципальной программы
«Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы»

 

  1. Общие положения

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007
№ 170-IV ДГ (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8965 «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Проект постановления, Программа).

Администратор Программы – департамент городского хозяйства Администрации города, соадминистраторы Программы – департамент архитектуры и градостроительства Администрации города, управление бюджетного учёта и отчётности Администрации города, департамент имущественных и земельных отношений Администрации города, управление учёта и распределения жилья Администрации города.

В ходе экспертизы Проекта постановления проведена оценка вносимых изменений на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации и Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159).

Выводы по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

  1. Анализ изменений, вносимых Проектом постановления

Проектом постановления предлагается внесение изменений в целях приведения Программы в соответствие с:

— решением Думы города от 02.06.2015 № 711-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014» (далее – решение Думы № 711-V ДГ);

— решением Думы города от 30.06.2015 № 745-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее – решение Думы № 745-V ДГ).

В ходе анализа Программы установлено следующее.

2.1. На основании подпункта 8.1.1 пункта 8.1 Порядка № 5159 объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году приведён в соответствие с решением Думы города № 745-V ДГ и составляет 993 608 555,0 рублей. Расхождений между объёмом финансирования, указанным в Программе, и объёмом бюджетных ассигнований, утверждённых решением Думы города № 745-V ДГ, не установлено.

Целевые показатели результатов реализации Программы, указанные в Приложении 1 к Программе, приведены в соответствие с решением Думы города № 745-V ДГ, расхождений не установлено.

Анализ изменений общих объемов финансирования предлагаемой к утверждению Программы по сравнению с предыдущей редакцией Программы (Постановление Администрации города от 31.07.2015 № 5336) в разрезе по годам её реализации отражен в таблице 1.

 

Таблица 1, рублей

Общий объем ассигнований
на реализацию программы,
всего

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018год

2019 год

2020 год

Редакция Программы от 31.07.2015

329 896 100

60 936 748

55 117 352

50 709 600

50 783 100

50 783 100

30 783 100

30 783 100

Анализируемая редакция Программы

2 441 929 333

788 577 300

993 608 555

345 702 779

287 299 879

10 772 254

10 772 254

5 196 312

Отклонение(+/-)

+2 112 033 233

+727 640 552

+938 491 203

+294 993 179

+236 516 779

-40 010 846

-20 010 846

-25 586 788

 

2.2. В соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 Порядка № 5159:

1) Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году приведён в соответствие с решением Думы города № 711-V ДГ и составляет 788 577 300,0 рублей. Расхождений между объёмом финансирования, указанным в Программе, и объёмом бюджетных ассигнований, утверждённым решением Думы города об исполнении бюджета, не установлено.

2) Плановые значения показателей результатов реализации программы за 2014 год приведены к фактическим данным.

2.3. При увеличении объёма финансирования мероприятий подпрограммы 3 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» значения показателей реализации Программы по мероприятиям 3.1.1, 3.1.2., 3.2.1., 3.3.1., 3.3.2.,  3.4.1, 3.4.2., 3.6.1, 3.6.2., 3.8.1, 3.8.2 данной подпрограммы отсутствуют.

В примечаниях указывается, что мероприятия финансируются за счет местного бюджета (10%) и за счет субсидии из бюджета ХМАО-Югры (90%). Показатели по мероприятиям будут отражены после доведения средств окружного бюджета.

Обращаем внимание, что отсутствие показателей не отражает результат использования бюджетных ассигнований, направленных на реализацию Программы и содержит риск нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса РФ. В связи с чем, рекомендуем откорректировать значения показателей Программы либо установить дополнительные показатели, характеризующие результаты использования ассигнований, что позволит соблюсти абз. 24 п.5.7 раздела 5 Порядка № 5159.

2.4. В графе «Количество семей, обеспеченных жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим нормам и правилам в рамках реализации программы» Таблицы 1 «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы» Раздела 1 Программы отражено значение показателя в 2014 году – 255. Вместе с тем, в графе «Значение показателя, в том числе: 2014 год» приложения 1 к Программе аналогичный целевой показатель результатов реализации программы указан в значении – 214. В связи с чем, предлагаем устранить в Программе взаимное несоответствие числовых значений показателей результатов реализации Программы.

2.5. Таблица 1 «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы» Раздела 1 Программы содержит ряд показателей реализации Программы, которые не отражены в Приложении 1 к Программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы», в том числе по 2014 году. Например, показатели «Количество семей, проживающих в домах, состоящих в реестре ветхого, аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда на конец отчетного года», «Количество домов, подлежащих сносу в текущем году» и другие.

Предлагаем провести детальный анализ показателей реализации мероприятий Программы и привести во взаимное соответствие их состав и наименование, отраженные в Разделе 1 Программы «Характеристика текущего состояния» и в Приложении 1 к Программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы».

2.6. Итоговое значение целевых показателей реализации Программы в Приложении 1 к Программе не отражает итоговую совокупность достигнутых результатов за все годы реализации Программы, приводится числовое значение, указанное только по последнему году.

Предлагаем итоговое числовое значение целевых показателей реализации Программы указать с учетом совокупности всех числовых значений показателей реализации программы по годам ее реализации.

2.7. Выявлен способ реализации Программы, не отнесенный к полномочиям органов местного самоуправления, который может повлечь нормативно необоснованные расходы местного бюджета.

Приложение 2 к Программе «Порядок, предусматривающий различные способы расселения из приспособленных для проживания строений» содержит пункт 2.10, предусматривающий выплату субсидии на детей, зарегистрированных в приспособленных для проживания строениях на территории отдельных поселков, в размере 100% за счет средств местного бюджета.

Обращаем внимание, что нормативное основание возможности выплаты указанной субсидии на детей в размере 100% средств местного бюджета отсутствует, соответствующие расходы местного бюджета могут быть признаны нормативно необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с государственной программой ХМАО-Югры, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2014 — 2020 годах» (далее – Постановление № 408-п) предусматривается использование механизма софинансирования за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа в следующем соотношении:

— 2014 — 2015 годы — 90% и 10% соответственно.

Согласно пунктам 4.1.3., 4.1.4. Порядка предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, утвержденного Постановлением
№ 408-п, предусматриваются различные способы расселения из приспособленных для проживания строений граждан:

-проживающих в настоящее время в приспособленных для проживания строениях, вселенных в них до 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включенных в реестры;

— проживающих в настоящее время в приспособленных для проживания строениях, вселенных в них после 1 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включенных в реестры.

При этом, Реестры приспособленных для проживания строений формируются по состоянию на 1 января 2012 года с указанием следующих сведений о гражданах, проживающих в них: фамилия, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дата регистрации по месту жительства, способ расселения.

Следовательно, на детей, родившихся позднее указанных дат, субсидия из средств окружного бюджета не выделяется, действие государственной программы на них не распространяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления городского округа…вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов…» (далее – иные вопросы).

В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК) «Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления…».

Так как Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ предоставляет право органам местного самоуправления решать иные вопросы то, в данном случае, расходное обязательство на решение вопроса по выплате субсидии на детей, зарегистрированных в приспособленных для проживания строениях, в размере 100% средств местного бюджета может возникнуть только в результате принятия МПА.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Включение в муниципальные программы планируемых мероприятий не порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета физическим или юридическим лицам, а отражает намерение органов исполнительной власти по осуществлению указанных мероприятий и соответствующую финансовую оценку их реализации.

Таким образом, ни решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (с изменениями), ни постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8965 «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы» (с изменениями) не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств[1]. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина РФ от 12.09.2013 № 02-16-03/37757 «…государственные (муниципальные) программы, вне зависимости от вида утвердившего их акта (нормативного правого акта или иного акта), не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования)».

Соответственно, на сегодняшний день в муниципальном образовании городской округ город Сургут отсутствует муниципальный правовой акт либо иной документ, порождающий расходное обязательство по выплате субсидии на детей, зарегистрированных в приспособленных для проживания строениях, в размере 100% средств местного бюджета.

В связи с вышеизложенным, Контрольно-счетная палата предлагает Администрации города нормативно урегулировать вопрос установления расходного обязательства по выплате субсидии на детей, зарегистрированных в приспособленных для проживания строениях, в размере 100% средств местного бюджета либо исключить пункт 2.10 из приложения 2 к Программе.

2.8. В ходе проведения экспертизы Программы установлено наличие ошибки технического характера.

В разделе 2 Программы «Цели и задачи программы» в графе «Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы» Задачи 4.2. Подпрограммы 4 два раза подряд указаны слова «реализации программы определен на 2014-2020 годы. Мероприятия выполняемые…». Необходимо исключить повторяющуюся фразу.

 

  1. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:

3.1. Рассмотреть замечания и учесть предложения Контрольно-счетной палаты города, изложенные в пунктах 2.3-2.7 настоящего заключения.

3.2. Устранить техническую ошибку, отраженную в пункте 2.8. настоящего заключения.

3.3. Информацию о результатах рассмотрения настоящего заключения направить в Контрольно-счетную палату города Сургута не позднее 12.10.2015 года.

 

Начальник
организационно-правового отдела                       А.П. Ромаданова


[1] Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).