Заключение № 01-17-152 на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога»

08   октября 2015 г.                               № 01-17-152/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения).

Рассматриваемый проект решения подготовлен с целью:

— приведения видов земельных участков в соответствие с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов[1];

— дополнения раздела 2 приложения к решению Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – решение Думы города) нормой об определении налоговой ставки земельного налога в отношении земельных участков с несколькими видами разрешенного использования.

Согласно пояснительной записке департамента финансов Администрации города предлагаемые изменения не окажут влияния на проектируемые параметры очередного бюджетного цикла.

По результатам проведенной экспертизы установлено, что изменения, вносимые проектом решения, соответствуют действующему законодательству.

Обращаем внимание, что Контрольно-счетная палата города в заключениях от 22.10.2014№ 01-17-161/КСП, от 14.04.2015 № 01-17-39/КСП указывала на необходимость утверждения перечня документов, подтверждающих право на налоговые льготы, установленные Думой города Сургута.

Администрация города пояснила[2], что «федеральным законодательством не установлен отдельный перечень документов, подтверждающих право на федеральные налоговые льготы, практика установления такого перечня по муниципальным образованиям автономного округа также отсутствует».

Позиция Контрольно-счетной палата города по данному вопросу была и остается неизменной, так как практика показывает, что решениями представительных органов муниципальных образований автономного округа (например Нижневартовска, Урая и других)[3] четко устанавливаются льготы, основания, порядок их применения, перечень документов, в соответствии с которыми они предоставляются.

Статьей 395 Налогового кодекса РФ определен статус налогоплательщиков, которым предоставляются налоговые льготы. Федеральным законодательством[4] предусмотрено, что документы, подтверждающие присвоение того или иного статуса, дают право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации.

Однако, решением Думы города установлены дополнительные льготы отдельным категориям граждан при условии неиспользования ими земельных участков в предпринимательской деятельности. В связи с чем, предоставление документов об их статусе считаем недостаточным.

Например, пунктом 5.3 Решения Думы города установлено, что от уплаты налога в размере 50% освобождаются физические лица в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности:

1) пенсионеры;

2) члены многодетных семей.

Из формулировки, указанной в решении Думы города невозможно определить какие документы (кроме подтверждающих статус пенсионера или члена многодетной семьи) должен предъявить налогоплательщик для подтверждения того, что земельный участок не используется им в предпринимательской деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения является широтой дискреционных полномочий, в чем усматриваются коррупциогенные риски.

Отсутствие четкого перечня документов может повлечь как требование о представлении излишних документов, так и представление налогоплательщиком документов, не подтверждающих факт неиспользования им земельного участка в предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому существует возможность получения льготы налогоплательщиками, использующих земельные участки в предпринимательской деятельности, что влечет за собой увеличение выпадающих доходов бюджета города. Справочно: за 2014 год в связи с предоставлением льгот по земельному налогу объем выпадающих доходов составил более 72 млн. рублей.

На официальном сайте Администрации города размещена аналитическая записка по результатам оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам за 2014 год (в том числе по земельному налогу), согласно которой доля потерь бюджета города от предоставления налоговых льгот по местным налогам в 2014 году составила 20,3% от общего объема поступлений местных налогов, в том числе:

— 19% — налоговые льготы, предоставленные в соответствии с федеральным законодательством;

— 1,3% — налоговые льготы, установленные решениями Думы города о местных налогах.

Отмечаем, что эффективность предоставления налоговых льгот признается положительной в случае, если доля потерь составляет не более 15%[5].

Обращаем внимание, что статья 15 «Местные налоги» Налогового кодекса РФ дополнена[6] пунктом «3) Торговый сбор».

Согласно статье 410 Налогового кодекса РФ торговый сбор устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

 

Заключительные положения

 

На основании вышеизложенного, предлагаем органам местного самоуправления:

— принять меры к установлению перечня документов, подтверждающих право на налоговые льготы, предусмотренные решением Думы города;

— в случае принятия соответствующего федерального закона рассмотреть вопрос об установлении торгового сбора в городе Сургуте с целью увеличения налоговых поступлений бюджета города;

— обратиться в компетентные органы федерального уровня с целью возмещения выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета в связи с их высокой долей в составе общего объема местных налогов.

Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» с учетом настоящего заключения.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                   И.И. Володина


[1] Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

[2] Информация Администрации города от 17.04.2015 № 01-11-2411/15-0-0.

[3] Решение Думы города Нижневартовска от 24.04.2015 № 785 «О земельном налоге», Решение Думы города Урай от 23.09.2010 № 64 «О земельном налоге на территории города Урай» и другие.

[4] Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и другие.

[5] Постановление Администрации города от 30.12.2013 № 9703 «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставляемых (Планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам на территории городского округа город Сургут».

[6] Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».