Заключение № 01-17-195/КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8953 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-195/КСП

на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8953 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений в городе Сургуте              на 2014 – 2020 годы»

1. Общие положения

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170 — IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13 КСП, по результатам экспертизы проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8953 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы» (далее – проект постановления, Программа).

Предлагаемые изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок) и иными нормативо-правовыми актами, регламентирующими сферу реализации Программы.

Администратором Программы является отдел по вопросам общественной безопасности.

Соадминистраторами Программы являются:
— департамент образования Администрации города;
— управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города (далее – управление по делам ГО и ЧС);
— отдел по организации работы административной комиссии Администрации города (далее – административная комиссия);
— отдел по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав Администрации города (далее – КДН);
— муниципальное казенное учреждение «Наш город» (далее – МКУ «Наш город»);
— управление общественных связей Администрации города;
— муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута» (далее — МКУ «МФЦ города Сургута»);
— муниципальное казенное учреждение «Управление информационных технологий и связи города Сургута» (далее – МКУ «УИТС города Сургута»;
-муниципальное казенное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационное управление» (далее — МКУ «ХЭУ города Сургута»).

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

2. Анализ проекта постановления

Администратором внесены следующие изменения:

— муниципальная программа «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2020 годы» включена в муниципальную программу «Профилактика правонарушений в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы» в целях совершенствования муниципальной программы, в связи с единым нормативно-правовым регулированием в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма. О целесообразности объединения данных муниципальных программ Контрольно – счетная палата города указывала в заключении от 23.06.2015 № 01-17-87/КСП;
— продлен срок действия Программы до 2030 года в целях соблюдения преемственности со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городского округа город Сургут на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ;
— скорректированы показатели мероприятий;
— установлен срок вступления изменений Программы с 01.01.2016.

 

По результатам экспертизы проекта постановления установлено следующее:

 

1. В соответствии с пунктом 5.4 Порядка:

— цель, задача, ожидаемые результаты реализации Программы соответствуют ее паспорту[1];

— целевые показатели, подлежащие включению в решение Думы города о бюджете, аналогичны ожидаемым результатам, указанным в паспорте Программы.

2. Цели и задачи Программы изложены с учетом требований, установленных пунктом 5.6 Порядка. В связи с совершенствованием Программы и объединением двух муниципальных программ «Профилактика правонарушений в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы» и «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы» в одну сформирована новая комплексная цель «Реализация на территории города мероприятий в сфере профилактики правонарушений и создания основы для снижения уровня преступности посредством укрепления законности и правопорядка, повышения уровня безопасности граждан, создание в городе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской и региональной гражданской идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии».

Согласно пункту 5.4 Порядка Программа содержит 2 подпрограммы, что соответствует ее паспорту:

— «Профилактика правонарушений» (далее – Подпрограмма 1);

— «Профилактика экстремизма» (далее – Подпрограмма 2).

3. Согласно пункту 5.5. Порядка Раздел 1 содержит связь с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального, регионального, федерального уровней. В связи с тем, что основополагающим документом построения АПК «Безопасный город» является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р[2], предлагаем включить его в содержание Раздела 1 Программы, а так же аналогичную муниципальную концепцию развития АПК «Безопасный город» в городе Сургуте на 2015-2020 годы, утвержденную распоряжением Администрации города от 21.01.2015 № 144[3].

4. Программные мероприятия, объемы ассигнований в соответствии с разделом 3 Порядка направлены на реализацию расходных обязательства по вопросам местного значения, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

— разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов

— оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

На основании статьи 5 главы 3 закона Ханты — Мансийского автономного округа — Югры от 12 октября 2005 года № 74-оз[4] органы местного самоуправления города Сургута наделяются государственными полномочиями по образованию территориальных комиссий при органах местного самоуправления в городском округе город Сургут и по организации их деятельности, определенным федеральным и окружным законодательством, в том числе по применению (исполнению) законодательства об административных правонарушениях.

На основании статьи 4 главы 2 закона Ханты — Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2009 N 5-оз[5] органы местного самоуправления города Сургута, наделены отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности.

В соответствии с указанными законами в Программе предусмотрены мероприятия на реализацию переданных государственных полномочий.

За счет средств местного бюджета Администратором на период с 2016 по 2030 годы предусмотрены ежегодные бюджетные ассигнования в сумме по
38 952 рулей (административная комиссия) и по 60 726 рублей (КДН) на отчисления первичной профсоюзной организации на культурно‑массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия. Данные обязательства предусмотрены в отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства, что не соответствует требованиям статьи 86 Бюджетного кодекса РФ. Следовательно, указанные расходы включены в проект бюджета города на 2016 год в сумме 99 678 рублей (38 952 рулей + 60 726 рублей) в отсутствие расходного обязательства, что является нарушением статьи 65 Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем, Администрацией города подготовлены проекты решений Думы города «Об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» и «О Порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий и организационному обеспечению их деятельности», которые предлагаются к рассмотрению на 45 заседании Думы города 25 ноября 2015 года. В случае отклонения данных проектов решения Думы города включение в Программу и дальнейшее использование средств местного бюджета на указанные цели будет являться неправомерным.

5. Раздел 3 согласно пункту 5.7 Порядка содержит перечень мероприятий, направленных на решение комплексной цели и реализацию задач Программы.

Предлагаемые Администратором показатели конечного результата Программы, представленные в Таблице 1, не характеризуют каким образом указанные показатели повлияют на достижение комплексной цели в части создания в городе толерантной среды, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии, а так же обеспечить права и свободы человека.

Таблица 1

Наименование цели

Показатели конечного результата цели подпрограммы

 

Комплексная цель: Реализация на территории города мероприятий в сфере профилактики правонарушений и создания основы для снижения уровня преступности посредством укрепления законности и правопорядка, повышения уровня безопасности граждан, создание в городе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской и региональной гражданской идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии. 1. Доля обучающихся, вовлеченных в комплекс мероприятий, от общего количества обучающихся города, %2. Доля выполнения мероприятий комплексного плана реализации Стратегии государственной национальной политики РФ в муниципальном образовании городской округ город Сургут, %

Показатель «Доля выполнения мероприятий комплексного плана реализации Стратегии государственной национальной политики РФ в муниципальном образовании городской округ город Сургут, %» со стопроцентным значением не отражает эффективность механизмов работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и по предупреждению межнациональных конфликтов.Показатель «Доля обучающихся, вовлеченных в комплекс мероприятий, от общего количества обучающихся города, %» с оценкой «не менее» не характеризует достижение повышение уровня безопасности граждан, предупреждение экстремистской деятельности.

В государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[6], направленной на обеспечение общественного порядка, профилактику экстремизма, профилактику правонарушений, предусмотрены следующие показатели:
— доля уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений;
— снижение уровня тревожности населения автономного округа касаемо угрозы экстремистских проявлений,
— доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, в общем количестве граждан;
— доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Предлагаем внести в Программу аналогичные показатели конечного результата, в связи с тем, что они более наглядно отражают достижение конечной цели Программы.

Некоторые показатели мероприятий так же не взаимоувязаны с целями и задачами Программы. Например, показатель подпрограммы 2 «Снижение уровня тревожности населения автономного округа касаемо угрозы экстремистских проявлений» по всем годам реализации отражен с показателем 5,3 %. Фактически показатель отражает уровень, а не снижение тревожности населения, в связи с чем предлагаем уточнить наименование показателя или его значение, с учетом проводимых мероприятий.

6. Количество мероприятий, направленных на реализацию задач Программы, увеличилось на 7 единиц за счет включения в Программу 6 мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма в городе Сургуте на 2014-2020 годы» и введением нового мероприятия в подпрограмму 2 Мероприятие 2.3.1 «Выполнение комплексного плана реализации Стратегии государственной национальной политики Российской федерации в муниципальном образовании городской округ город Сургут».

В три мероприятия подпрограммы 1 внесены новые подмероприятия и показатели (Приложение), из них по мероприятию 1.2.5.1[7] (графа 3 Приложения к настоящему заключению) при объеме финансирования в сумме 19 963 326 рублей соответственно отсутствуют показатели, что противоречит требованиям пункта 5.6 Порядка. При отсутствии этих показателей невозможно будет характеризовать количественный или суммовой результат их реализации. Предлагаем Администратору установить показатели согласно пункту 5.6 Порядка.

Наименование мероприятий 1.1.6.2 и 1.1.6.4 (графа 3 Приложения к настоящему заключению) по своей сути отражают проведение технических работ по обеспечению функционирования систем видеонаблюдения, которые выполняются разными соадминистраторами в связи с чем, деление их на два отдельных мероприятия нецелесообразно.

Предлагаем объединить указанные мероприятия в одно, при этом финансирование разделить по соадминистраторам в зависимости от того, кому имущество передано в оперативное управление или безвозмездное пользование.

7. При экспертизе ресурсной обеспеченности Программы и обоснованности плановых бюджетных расходов установлено следующее.

Проектом постановления предлагается утвердить объем финансирования по Программе на период 2014-2030 годы в общей сумме 872 329,04 тыс. рублей, в том числе за счет:

— средств местного бюджета – 516 725,78 рублей;
— средств окружного бюджета – 355 603,26 рублей.

На реализацию мероприятий Программы на 2016 год предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 53 109,62 рублей, что соответствует объему финансирования Программы, указанному в проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее – Проект бюджета на 2016 год). По сравнению с решением Думы города № 636-V ДГ[8] в 2016 году объем финансирования за счет средств местного бюджета уменьшился на 8 337,65 тыс. рублей, за счет средств окружного бюджета увеличился на 3 290,04 тыс. рублей. В результате общее уменьшение бюджетных ассигнований по Программе составило 5 047,60 тыс. рублей (Таблица 2).

Бюджетные ассигнования по мероприятию 1.1.6[9] «Размещение …систем видеонаблюдения» на 2016 год составляют 17 785 661 рублей, в том числе за счет средств:
— местного бюджета – 15 085 661 рублей, что составляет 85%, от общей суммы финансирования;
— межбюджетных трансфертов из окружного бюджета – 2 700 000 рублей, что составляет 15% от общей суммы финансирования.

Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 428-п объем софинансирования на обеспечение размещения системы видеонаблюдения по направлениям общественного порядка и безопасности дорожного движения за счет средств бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований, устанавливается в соотношении 80% и 20% соответственно. Таким образом, объем софинансирования за счет средств автономного округа по мероприятию 1.1.6 «Размещение …систем видеонаблюдения» Программы в 2016 году не соответствует установленной доле.

        Таблица 2
Информация о бюджетных ассигнованиях на реализацию Программы в 2015-2016
годы
(тыс.рублей)

№ п/п

Наименование подпрограммы

Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города от № 636-V ДГ10

Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год

Бюджетные ассигнования согласно проекту постановления на 2016 год

Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований:

2015 год

2016 год

по решению Думы города  № 636-V ДГ10

по проекту бюджета на 2016 год
(гр.6 – гр.5)

2015 год (гр.6 –гр.3)

2016 год (гр.6 – гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 Подпрограмма 1 «Профилактика правонарушений»  в том числе за счет средств

57 621,56

46 741,87

52 544,96

52 544,96

-5 076,60

5 803,09

 0,00

1.1 межбюджетных трансфертов

29 123,46

27 721,86

32 413,50

32 413,50

3 290,05

4 691,64

0,00

1.2 местного бюджета

28 498,10

19 020,01

20 131,46

20 131,46

-8 366,65

1 111,45

0,00

2 Подпрограмма 2 «Профилактика экстремизма», за счет средств местного бюджета

535,66

535,66

564,66

564,66

29

29

0,00

4 Общий объем ассигнований  на реализацию программы — всего, в том числе:

58 157,22

47 277,53

53 109,62

53 109,62

-5 047,60

5 832,09

0,00

4.1 межбюджетных трансфертов

29 123,46

27 721,88

32 413,50

32413,46

3 290,04

4 691,64

0,00

4.2 местного бюджета

29 033,77

19 555,67

20 696,12

20 696,12

-8 366,65

1 140,45

0,00

5 Объем ассигнований соадминистратора

58 157,22

47 277,53

 

53 109,62

53 109,63

-5 047,60

5 832,09

0,00

6 Управление по делам ГО и ЧС, в том числе за счет:средств

23 816,30

13 850,72

16896,94

16896,94

-6919,36

3046,24

0,00

6.1 межбюджетных трансфертов

750,00

0,00

2000,00

2000,00

1 250,00

2000,00

0,00

6.2 местного бюджета

23 066,30

13 850,72

14896,94

14896,94

-8169,36

1046,22

0,00

7 МКУ «Наш город», в том числе за счет средств

4 152,40

3 307,3

3360,00

3360,00

-792,40

52,70

0,00

7.1 межбюджетных трансфертов

890,20

238,60

638,40

638,40

-251,80

399,80

0,00

7.2 местного бюджета

3 262,20

3 068,70

2721,00

2721,00

-541,2

347,70

0,00

8 МКУ «ХЭУ»

0,00

0,00

2369,44

2369,44

2369,44

2369,44

0,00

9 МКУ «УИТи С», в том числе за счет средств

0,00

0,00

2706,64

2706,64

2706,64

2706,64

0,00

9.1  межбюджетных трансфертов

0,00

0,00

2517,92

2517,92

2517,92

2517,92

0,00

9.2 местного бюджета

0,00

0,00

188,72

188,72

188,72

188,72

0,00

10 МКУ «МФЦ», за счет средств местного бюджета

150,00

15,000

150,00

150,00

0,00

0,00

0,00

11 Департамент образования

385,66

385,02

414,66

414,66

29,00

29,00

0,00

12 Отдел по организации работы административной комиссии города делам несовершеннолетних

12 356,46

12288,09

10504,11

10504,11

-1852,46

-1783,98

0,00

12.1 межбюджетных трансфертов

10 186,87

10186,85

8240,63

8240,63

-1946,24

-1946,24

0,00

12.2 средств местного бюджета

2 196,61

2101,24

2263,47

2263,47

66,86

162,23

0,00

13 Отдел по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних, в том числе за счет

17 296,40

17296,40

16707,83

16707,83

-588,57

-588,57

0,00

13.1 межбюджетных трансфертов

117 296,40

17296,40

16647,11

16647,11

5350,71

5350,71

0,00

13.2 средств местного бюджета

0,00

0,00

60,73

60,73

60,73

60,73

0,00

Средства заложенные в программе на техническое обслуживание и текущий ремонт АПК «Безопасный город» на 2016 год составляют 57% от потребности (расчет потребности представлен в Проекте бюджета города Сургута на 2016 год в сумме 26 410 924,32 рубля). Следовательно объем субсидий за счет средств окружного бюджета должен составлять 21 128 739,46 рублей или 80 %.

Дополнительная нагрузка на местный бюджет на реализацию мероприятия в 2016 году составит 9 803 476,14 рублей (15 085 661 рублей – (26 410 924,32 рублей*20% )). Таким образом, в данных условиях существует риск недостижения конечного результата реализации Программы в полной мере.

Учитывая изложенное предлагаем проработать вопрос с Правительством ХМАО-Югры об обеспечении доли софинансирования на содержание АПК «Безопасный город» в полном объеме.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к Проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении на Проект бюджета на 2016 год.

8. Значения целевых показателей результатов реализации Программы соответствуют значениям, указанным в Проекте бюджета на 2016 год.

9. В Проекте постановления срок вступления в силу устанавливается с 01.01.2016. Вместе с тем, одним из оснований внесения изменений в Программу является приведение целевых показателей и объемов финансирования 2015 года в соответствие с решением Думы города № 636-V ДГ. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.

Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую в настоящее время редакцию Программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого Проекта постановления в части целевых показателей и объемов финансирования 2015 года ранее чем с 01.01.2016.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:

3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 3, 5, 6, 7, 9 настоящего заключения.

3.2. Информацию о принятых мерах по результатам настоящей экспертизы направить в адрес Контрольно-счетной палаты города в срок не позднее 21.12.2015 года.

Инспектор отдела контроля доходов
расходов на развитие экономики и
государственное управление                                         О.Р. Иваницына

Согласовано:

Заместитель председателя
Контрольно — счетной палаты города                                  В. И. Жуков

Аудитор                                                           Л. А. Бережная


[1]  Распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3106 «О разработке муниципальной программы «Профилактика правонарушений в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы» (далее — Распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3106).

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р).

[3] Распоряжение Администрации города от 21.01.2015 № 144 «Об утверждении концепции развития АПК «Безопасный город» в городе Сургуте на 2015-2020 годы» (далее — Распоряжение Администрации города от 21.01.2015 № 144, муниципальная Концепция).

[4] Закон Ханты — Мансийского автономного округа — Югры от 12.10.2005 № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты — Мансийском автономном округе — Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее — Закон Ханты — Мансийского автономного округа — Югры от 12.10.2005 № 74-оз).

[5] Закон Ханты — Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2009 № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты — Мансийском автономном округе – Югре».

[6] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 428-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2014 — 2020 годах» (далее — Постановление Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 428-п).

[7] Мероприятие 1.2.5.1 «Содержание аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

[8]  Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» (в редакции от 23.09.2015 № 765-VДГ).

[9] Мероприятие 1.1.6 «Размещение (в том числе разработка проектов, приобретение, установка, монтаж, подключение)  в городе, на въездах и выездах из него и территориях города систем видеообзора, модернизации, обеспечения функционирования систем видеонаблюдения по направлению безопасности дорожного движения и информирования населения о системах, необходимости соблюдения правил дорожного движения (в том числе санкциях за их нарушение) с целью избежания детского дорожно-транспортного травматизма» (далее — Мероприятие 1.1.6 «Размещение …систем видеонаблюдения»).