Заключение № 01-17-199/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013
№ 8954 «Об утверждении муниципальной программы
«Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014-2020 годы»
1. Общие положения
Контрольно-счетной палатой города (далее – КСП) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8954 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – Проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
В ходе экспертизы Проект постановления рассмотрен на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации и Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 с изменениями (далее – Порядок № 5159).
Выводы по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых Проектом постановления
Согласно распоряжению Администрации города Сургута от 27.08.2013 № 3012 «О разработке муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городском округе город Сургут на 2014-2020 годы» (далее – Паспорт) являются:
— администратором Программы – муниципальное казенное учреждение «Наш город» (далее – МКУ «Наш город», Администратор);
— соадминистраторами Программы – департамент городского хозяйства Администрации города, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города, департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города, управление общественных связей Администрации города, управление информационной политики Администрации города, муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута», муниципальное казенное учреждение «Управление информационных технологий и связи города Сургута».
Администратор вносит изменения в Программу с целью:
— приведения бюджетных ассигнований и целевых показателей результатов реализации Программы на 2015 год в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)[1];
— формирования проекта бюджета города Сургута на 2016 год (далее – Проект бюджета);
— приведения в соответствие с распоряжением Администрации города от 14.09.2015 № 2231[2];
— уточнения показателей результатов реализации муниципальной программы (неутвержденных решением Думы города о бюджете города).
По результатам проведенной экспертизы установлено следующее.
2.1. Объем средств на реализацию Программы на 2014-2030 годы составил 1 815 859 519,00 рублей, из них: на 2016 год – 139 074 728,00 рублей, на 2017 год — 102 884 423,00 рублей, на период 2018-2030 годы – 103 526 164,00 рубля ежегодно.
2.2. В соответствии с подпунктом 8.1.1 пункта 8.1 Порядка № 5159 объём бюджетных ассигнований и целевые показатели результатов реализации Программы в 2015 году приведены в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)1. Объем расходов на 2015 год уменьшился на 22 877 115,00 рублей и составил 108 938 213,00 рублей. Расхождения между объёмом финансирования и показателями, указанными в Программе и утверждёнными решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)1, не установлены.
Произведен перерасчет показателей (неутвержденных решением Думы города о бюджете города), характеризующих результат реализации отдельных мероприятий и подпрограмм на 2015 год, в связи с изменением их объема финансирования.
Подробная информация о вносимых изменениях в приложение к Программе на 2015 год представлена в приложении к настоящему заключению.
2.3. Объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы и целевые показатели результатов реализации муниципальной программы в 2016 году соответствует Проекту бюджета.
Анализ изменений бюджетных ассигнований на 2015-2016 годы представлен в Таблице 1.
2.4. В Проекте постановления срок вступления в силу устанавливается с 01.01.2016. Вместе с тем, одним из оснований внесения изменений в Программу является приведение целевых показателей и объемов финансирования 2015 года в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)1. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.
Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую в настоящее время редакцию Программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого Проекта постановления в части целевых показателей и объемов финансирования 2015 года ранее, чем с 01.01.2016.
Таблица 1
(тыс. рублей)
№ п/п |
Наименование |
Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)1 |
Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год |
Бюджетные ассигнования согласно проекту постановления на 2016 год |
Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований: |
Примечание |
||||||
2015 год |
2016 год |
по решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)1 |
по проекту бюджета на 2016 год |
|||||||||
2015 год |
2016 год |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 = 6 — 3 |
8 = 6 — 4 |
9=6-5 |
10 |
|||
1 | Объем ассигнований администратора – муниципального казенного учреждения «Наш город» |
55 977,56 |
56 716,40 |
55 322,82 |
55 322,82 |
-654,74 |
-1 393,58 |
0,00 |
||||
по соадминистраторам Программы, из них: | ||||||||||||
2 | департамент архитектуры и градостроительства Администрации города |
0,00 |
50 608,89 |
35 387,21 |
35 387,21 |
35 387,21 |
-15 221,68 |
0,00 |
Отклонение между утвержденным бюджетом на 2015 год и проектом бюджета на 2016 год обусловлено несостоявшимся конкурсом в 2015 году на проведение строительных работ объекта «Общественный центр в п. Снежный» и переносом данных работ на 2016 год. | |||
3 | департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города |
200,00 |
200,00 |
200,00 |
200,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||||
4 | департамент городского хозяйства Администрации города |
4 257,32 |
3 891,80 |
4 298,00 |
4 298,00 |
40,68 |
406,20 |
0,00 |
||||
5 | управление информационной политики Администрации города |
44 866,60 |
42 190,80 |
40 348,70 |
40 348,70 |
-4 517,90 |
-1 842,10 |
0,00 |
Сокращены общие параметры бюджета Администрации города на 5%. | |||
6 | управление общественных связей Администрации города |
3 636,73 |
3 240,70 |
3 518,00 |
3 518,00 |
-118,73 |
277,30 |
0,00 |
Отклонение между утвержденным бюджетом на 2015 год и проектом бюджета на 2016 год обусловлено мероприятиями по оптимизации расходов. | |||
7 | Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута» |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||||
по источникам финансирования, из них: | ||||||||||||
ИТОГО, в том числе: |
108 938,21 |
156 848,59 |
139 074,73 |
139 074,73 |
30 136,52 |
-17 773,86 |
0,00 |
|||||
8 | — федеральный бюджет |
89,10 |
313,30 |
307,50 |
307,50 |
218,40 |
-5,80 |
0,00 |
||||
9 | — местный бюджет |
108 849,11 |
156 535,29 |
138 767,23 |
138 767,23 |
29 918,12 |
-17 768,06 |
0,00 |
||||
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту решения Думы города «О бюджете городского округа города Сургут на 2016 год», возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении КСП города на Проект бюджета.
2.5. В соответствии с пунктом 5.5. Порядка № 5159 Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы должен содержать характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.
В Разделе 1 Программы отражена её связь со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[3] и Планом по реализации Стратегии [4].
Вместе с тем, в разделе 1 Программы отсутствует обоснование связи Программы с мероприятием «Развитие рынка социальной рекламы», необходимость реализации которого предусмотрена Планом по реализации Стратегии (не утверждено на момент подготовки Проекта постановления). Предлагаем дополнить раздел 1 Программы обоснованием связи Программы с мероприятием «Развитие рынка социальной рекламы».
2.6. В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного Кодекса РФ в текстовой части проекта решения Думы о бюджете города на очередной финансовый год предусмотрены:
1) субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями:
— на осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения в сумме 19 114 250,00 рублей (в составе мероприятия 3.1.[5] Подпрограммы 1[6]);
— на возмещение затрат (погашение задолженности) по оплате жилищно-коммунальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям, объединяющим инвалидов и защищающим их права и интересы, предоставляющим услуги для инвалидов по проведению культурно-досуговых мероприятий и спортивной реабилитации в сумме 858 000,00 рублей (мероприятие 1.1.2.[7] Подпрограммы 3[8]).
2) бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам проводимых конкурсов:
— в целях поддержки общественно значимых инициатив в сумме 2 000 000,00 рублей (мероприятие 1.1.1.[9], Подпрограммы 3);
— по результатам городских конкурсов, проводимых в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы» в сумме 254 000,00 рублей (в составе мероприятия 3.1. Подпрограммы 1). Расхождения с Программой не установлены.
С целью полного соответствия Проекту бюджета, а также повышения прозрачности мероприятий Программы предлагаем расходы на предоставление субсидий территориальным общественным самоуправлениям, предусмотренные в составе мероприятия 3.1. Подпрограммы 1, выделить отдельными мероприятиями (подмероприятиями) в соответствии пунктом 5.7. Порядка № 5159.
2.7. Постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8954[10] в преамбуле Проекта постановления не отражено в актуальной редакции от 11.09.2015 № 6360[11]. Предлагаем устранить указанное замечание.
2.8. Наименование задачи 3 «Совершенствование механизма поддержки территориальных общественных самоуправлений и вовлечение граждан по месту жительства в решение проблем местного сообщества» Подпрограммы 1 имеет некорректную формулировку в части «… решение проблем местного сообщества». Понятие «местное сообщество» отсутствует в нормативных документах, указанных в Паспорте. Из мероприятий Задачи 3 следует, что взаимодействие осуществляется при решении вопросов местного значения. Понятие «вопросы местного значения» раскрывается Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ[12], в связи с чем, предлагаем наименование Задачи 3 Подпрограммы 1 изложить в следующей редакции «Совершенствование механизма поддержки территориальных общественных самоуправлений и вовлечение граждан по месту жительства в решение вопросом местного значения» либо в иной формулировке в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, указанными в Паспорте.
2.9. Итоговые значения показателей Программы, представленные в графе 3 Таблицы 2, не отражают результат ее реализации за период 2014-2030 годов. Предлагаем изложить итоговые значения показателей, как сумму показателей за период 2014-2030 годов (графа 2 Таблицы 2).
Таблица 2
Наименование показателя, ед. измер. |
Значение показателя, в том числе: |
Итоговое значение показателя
|
|||||||||||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
в Проекте постановления |
По предложению КСП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||
количество реализованных социально значимых проектов территориальных общественных самоуправлений, ед. |
15 |
15 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
300 |
количество участников проектов по созданию и продвижению социальной рекламы, чел. |
85 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
140 |
2 325 |
количество участников городской выставки социально значимых проектов, ед. |
40 |
43 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
758 |
2.10. Мероприятием 3.1. Подпрограммы 1[13] предусмотрена методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка территориальных общественных самоуправлений, являющихся некоммерческими организациями (далее – НКО).
Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ[14] предусмотрены следующие виды поддержки:
— финансовая,
— имущественная,
— информационная,
— консультационная,
— поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Рекомендуем название мероприятия 3.1. «Методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка деятельности территориальных общественных самоуправлений» Подпрограммы 1 изложить в соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
2.11. Подпрограммами 1, 3 предусмотрена поддержка социально ориентированных НКО в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, в связи с чем предлагаем дополнить Паспорт указанным законом, как основание для разработки программы.
2.12. В соответствии с пунктом 5.7. Порядка № 5159 наименования мероприятий должны обеспечивать конкретизацию деятельности администратора и соадминистраторов. Мероприятия Программы (графа 2 Таблицы 3) не конкретизирует деятельность МКУ «Наш город», направленную на выполнение мероприятий Плана по реализации Стратегии (далее – Проекты, графа 4 Таблицы 3). Не представляется возможным определить срок и показатели реализации Проектов. На протяжении срока реализации Проектов, представленного в графе 5 Таблицы 3, значения показателей мероприятий 2.1., 3.1. остаются неизменными, в связи с чем, невозможно определить эффективность проектов и их значение для достижения целей Программы. Также с целью повышения эффективности, проведения мониторинга реализации Плана по реализации Стратегии[15] рекомендуем:
— детализировать мероприятия, указанные в графе 2 Таблицы 3, до мероприятий графы 4 Таблицы 3, в соответствии пунктом 5.7. Порядка № 5159;
— установить показатели, характеризующие реализацию этих мероприятий.
Таблица 3
№ п/п: |
Наименования мероприятий Программы |
Сроки реализации мероприятий Программы, годы |
Наименования мероприятий Плана по реализации Стратегии |
Сроки реализации мероприятий Плана по реализации Стратегии, годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 | Мероприятие 1.1. Обеспечение выполнения функций муниципального казенного учреждения «Наш город» в рамках комплексной работы с населением | 2014-2030 | 3.3.1.1. Проект «Госликбез». Проект направлен на повышение правовой грамотности граждан | 2018 — 2030 |
2 | Мероприятие 3.1. Методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка деятельности территориальных общественных самоуправлений | 2014-2030 | 3.3.1.2. Проект «Активный город» («Банк идей»). Проект предполагает сбор инициатив граждан для их дальнейшего рассмотрения и возможной реализации | 2018-2023 |
3 | Мероприятие 2.1. Организация социологических исследований и информирование населения города по социально значимым вопросам | 2014-2030 | 3.3.1.3. Проект «Школа активиста». Проект |
направлен на повышение компетенций граждан в вопросах гражданского участия в управлении городом2023-20304Мероприятие 3.1. Методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка деятельности территориальных общественных самоуправлений2014-20303.3.1.4. Проекты, реализуемые территориальными общественными самоуправлениями
(советами многоквартирных домов): «Мой дом», «Мой город», «Мой двор»2023-2030
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, предлагаем Администрации города:
3.1. Устранить замечания, изложенные в подпунктах 2.4., 2.5., 2.7., 2.9., 2.10., 2.12. настоящего заключения;
3.2. Рассмотреть предложения, изложенные в подпунктах 2.6., 2.8., 2.11. настоящего заключения;
3.3. Информацию о принятых мерах направить в адрес Контрольно-счетной палаты города в срок до 21.12.2015.
Инспектор отдела контроля доходов, расходов на развитие
экономики и государственное управление К.С. Гончаров
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Аудитор Л.А. Бережная
[1] Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» в редакции решения Думы города от 23.09.2015 № 765-VДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее — решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (с изменениями)).
[2] Распоряжение Администрации города от 14.09.2015 № 2231 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 27.08.2013 № 3012 «О разработке муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городском округе город Сургут на 2014-2020 годы».
[3] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».
[4] Постановление Администрации города от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – План по реализации Стратегии).
[5] Мероприятие 3.1. «Методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка деятельности территориальных общественных самоуправлений».
[6] Подпрограмма 1. «Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения» (далее – подпрограмма 1).
[7] Мероприятие 1.1.2. «Предоставление субсидий на возмещение затрат (погашение задолженности) по оплате жилищно-коммунальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям, объединяющим инвалидов и защищающим их права и интересы, предоставляющим услуги для инвалидов по проведению культурно-досуговых мероприятий и спортивной реабилитации»
[8] Подпрограмма 3. «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – подпрограмма 3).
[9] Мероприятие 1.1.1. «Проведение конкурса на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям в целях поддержки общественно значимых инициатив».
[10] Постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8954 «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы».
[11] Постановление Администрации города Сургута от 11.09.2015 № 6360 №О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8954 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 — 2020 годы».
[12] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[13] Подпрограмма 1. «Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения».
[14] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
[15] Постановление Администрации города Сургута от 04.09.2015 № 6196 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга».