Заключение № 01-17-189/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8990 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

Заключение № 01-17-189/КСП

на проект постановления Администрации города Сургута

«О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013
№ 8990 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

 1.Общие положения

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате (далее – КСП города), утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8990 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы», по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Изменения, вносимые в муниципальную программу «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы», утвержденную постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8990 (далее – Проект постановления, Программа), рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

2.Анализ изменений, вносимых Проектом постановления

Проектом постановления администратором Программы определен комитет по управлению имуществом Администрации города (далее – Администратор). Соадминистраторами являются комитет по земельным отношениям, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города. Соответствующие изменения внесены в паспорт Программы[1].

Внесение изменений в Программу обусловлено:

— упразднением департамента имущественных и земельных отношений Администрации города и созданием двух комитетов[2];

—  продлением срока действия до 2030 года;

—  изложением Программы и приложения к ней в новой редакции;

— приведением объема бюджетных ассигнований на 2015 год в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» в редакции от 23.09.2015 № 765-VДГ (далее – решение Думы города № 636-V ДГ ), согласно п. 8.1.1 Порядка
№ 5159;

— формированием проекта бюджета городского округа города Сургут на 2016 год (п. 8.1.2 Порядка № 5159);

— совершенствованием муниципальной программы (п. 8.1.6 Порядка № 5159 — принятие решений, предусмотренных пунктом 8.5);

— утверждением Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[3] (п.1.8 Порядка
№ 5159);

— изменением паспорта Программы.

В ходе анализа проекта Постановления установлено следующее.

2.1. В соответствии с паспортом Программы предлагается продлить срок ее реализации с 7 лет до 17 и установить его до 2030 года включительно, что соответствует п.1.8 Порядка № 5159. Вместе с тем, цель и задача 2[4] не соответствуют паспорту Программы, что является нарушением п.5.4 Порядка № 5159. Детальная информация изложена в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Паспорт Программы

Проект Программы

1

Цель муниципальной программы «Формирование системы управления муниципальным имуществом (за исключением объектов муниципального жилищного фонда) и земельными ресурсами»

 

Цель муниципальной программы «Повышение эффективности использования муниципального имущества (за исключением объектов муниципального жилищного фонда) и земельных ресурсов с обеспечением оптимального уровня расходов местного бюджета на управление»

В связи с чем, предлагаем Администратору устранить данное несоответствие.

2.3. Проектом Постановления из целевых показателей исключено шесть[5], три из которых («количество объектов недвижимого имущества, несоответствующих вопросам местного значения», «количество организованных торгов», «количество проданных объектов») позволяли проследить в динамике по годам результаты выполнения цели Программы по повышению эффективности использования муниципального имущества и решения существующих проблем, в том числе «приведения структуры и состава муниципального имущества в соответствие вопросам местного значения» и «приватизации объектов муниципальной собственности». Учитывая вышеизложенное, а также исходя из требований абз.21 ч. 5.7 Порядка № 5159, считаем исключение данных трех показателей нецелесообразным. Таким образом, рекомендуем оставить эти три показателя в приложении 1 Программы
и установить их значения на весь срок ее реализации.

2.4. Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета, а также за счёт средств местного бюджета.

Общий объем финансирования за период с 2014 по 2030 годы составляет 2 920 351 260 рублей, из них:

1. На 2014 год – 588 728 540 рублей, в т.ч. за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета – 386 778 252 рублей, за счёт средств местного бюджета
– 201 950 288 рублей.

2. На 2015 год — 747 837 779 рублей, в т.ч. за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета — 615 997 000 рублей, за счёт средств местного бюджета
– 131 840 779 рублей.

Объем финансирования на реализацию Программы в 2015 году соответствует параметрам ее финансирования, утвержденным решением Думы города № 636-V ДГ.

3. На 2016 год — бюджетные ассигнования на реализацию Программы предусмотрены исключительно за счёт средств местного бюджета в размере 108 965 074 рублей, что соответствует параметрам ее финансирования, отраженным в проекте бюджета на 2016 год.

4. Бюджетные ассигнования на 2017 год и последующие годы реализации Программы предусмотрены только за счет средств местного бюджета и составляют:

— на 2017 год в размере 109 395 612 рублей;

— на 2018 год и последующие годы (по 2030 год) в размере 105 032 635 рублей ежегодно.

Информация об изменениях финансового обеспечения на 2016 год представлена в Таблице 2.

Таблица 2

(рублей)

№ п/п

Программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города

№ 636-V ДГ

(в ред. от 23.09.2015

№ 765-VДГ)

 

Бюджетные ассигнов-я по проекту Постанов-я согласно проекту бюджета на 2016 год

Отклонение бюджетных ассигнований по проекту Постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований:

2015

2016

по решению Думы города

№ 636-V ДГ

(в ред. от 23.09.2015 № 765-VДГ)

2015 год

(гр.5 – гр.3)

2016 год

(гр.5 – гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

1

ИТОГО, в том числе:

747 837 779

130 051 517

108 965 074

— 638 872 705

— 21 086 443

2

— бюджет ХМАО-Югры

615 997 000

0

0

0

0

3

— местный бюджет

131 840 779

130 051 517

108 965 074

— 22 875 705

— 21 086 443

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета.

Информация о изменениях объема финансирования на 2016 год в разрезе мероприятий изложена в приложении 1 к заключению.

2.5. Мероприятие 1.7[6] дополнено объектом «Входная группа нежилых помещений по адресу: г. Сургут, ул.Крылова,21» с объемом финансирования на 2015 год в размере 2 790 266,0 рублей[7]. Данный объект также добавлен в мероприятие 1.8[8] и мероприятие 1.9[9] задачи 1 с объемом финансирования на 2016 год в размере 870 890,0 рублей.
Из информации соадминистратора[10] средства в размере 2 790 266,0 рублей не использованы в 2015 году, т.к. не был заключен муниципальный контракт на проведение работ, в связи с чем, данные средства перераспределены на 2016 год для обследования объекта в сумме 617 869,0 рублей в рамках реализации мероприятия 1.8 «Строительство объектов муниципальной собственности» и для проектно-изыскательских работ в сумме 253 021,0 рублей в рамках реализации мероприятия 1.9 «Проведение работ по обследованию зданий, находящихся в муниципальной собственности». Оставшиеся бюджетные ассигнования включены на 2017 год для строительства объекта «Входная группа нежилых помещений по адресу: г. Сургут, ул.Крылова,21» в рамках мероприятия 1.8.

2.6. Задача 1[11] дополнена мероприятием 1.11 «Аренда помещения в целях предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции УВД по г. Сургуту для работы на обслуживаемом административном участке» с объемом бюджетных средств в размере 252 133,0 рублей[12].

На основании ч. 7 ст. 48 Закона № 3-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Однако законом чётко не предусмотрено, какое имущество должно быть предоставлено — арендованное либо находящееся в собственности муниципалитета[13]. Учитывая вышеизложенное, для решения вопроса о предоставлении помещения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции рекомендуем провести работу по выбору наиболее оптимального для муниципалитета варианта (предоставление свободного помещения, находящегося в муниципальной собственности либо аренда, но с учетом требований ст.24 Закона № 44-ФЗ[14]).

2.7. Структура Программы соответствует требованиям п.5.4 Порядка № 5159,
в частности, отражены характеристика текущего состояния, цель и задачи, программные мероприятия, объем ассигнований и показатели результатов ее реализации.

2.8. В соответствии с п. 5.5 Порядка № 5159 раздел 1 «Характеристика текущего состояния» (далее – Раздел 1) должен содержать:

— характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся[15]:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период[16];

5) муниципальные программы.

В Разделе 1[17] Программы отражена её связь только со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, в частности указано «реализация мероприятий Программы направлена на создание, формирование системы рекреационных и общественных пространств привлекательных для жителей города Сургута, что соответствует вектору «Градостроительство» направления «Жизнеобеспечение» Стратегии»[18]. Таким образом, в нарушение п. 5.5. Порядка № 5159 Раздел 1 не содержит обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования, кроме указанной Стратегии. В связи с чем, предлагаем включить в содержание Раздела 1 обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных
ст. 3 решения Думы № 652-V ДГ.

2.9. Характеристика текущих проблем не содержит анализа причин их возникновения, что является нарушением абз.4 п.5.5 Порядка № 5159. Вывод сформирован по следующим основаниям:

1) В абз.3 п.1.1 Раздела 1 указано, что «на момент разработки муниципальной программы в муниципальном образовании учтено 690 объектов недвижимого имущества, на которые не зарегистрировано право собственности, а также 177 объектов, которые обладают признаками бесхозяйственного имущества». Данное количество объектов было определено еще при разработке Программы в 2013 году и остается неизменным в течение 2-х лет ее действия. Таким образом, указанное количество объектов не характеризует текущее состояние, что является нарушением абз.6 п.5.5 Порядка № 5159.

2) Проект постановления предусматривает, что проблема «Приведение структуры и состава муниципального имущества в соответствие вопросам местного значения» решается посредством оптимизации состава муниципального имущества путём последовательного сокращения имущества, не участвующего в обеспечении полномочий органов местного самоуправления. При этом, механизм проведения «последовательного сокращения» не определен и не конкретизирован.

В соответствии с ч.5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ[19] имущество, которое не обеспечивает исполнение функций публичной власти, подлежит перепрофилированию либо отчуждению. При этом, муниципалитет, как собственник имущества, должен выбрать наиболее эффективный способ его использования или отчуждения. Учитывая вышеизложенное предлагаем:

— провести фактическую инвентаризацию и обследование имущественного комплекса по итогам которых определить имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения;

— отразить в п.1.3 раздела 1 способы (варианты) [20] сокращения такого имущества для обеспечения прозрачности управления муниципальным имуществом и предусмотреть мероприятия, характеризующие решение данной проблемы. К примеру, отразить «количество имущества, соответствующего вопросам местного значения, ед.», «количество имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения от общего количества муниципального имущества, ед.».

2.10. Отдельные оценочные показатели (4 из 11 предусмотренных) за 2015 год, отраженные в «Динамике изменения значений показателей…» Раздела 1,
не соответствуют показателям результатов реализации в Разделе 3[21] Программы за
2015 год. Детальная информация отражена в Таблице 3.

 Таблица 3

№ п/п

Наименование показателя результата реализации Программы

Оценочные показатели за 2015 год (оценка), отраженные в «Динамике изменения значений показателей…» Раздела 1

Показатели результатов реализации Программы за 2015 год, отраженные в Разделе 3

1

Количество объектов недвижимого имущества, не соответствующего вопросам местного значения

1

21

2

Количество организованных и проведенных торгов

26

18

3

Количество проданных объектов

7

18

4

Исполнение плановых назначений по администрируемым доходам (без учета безвозмездных поступлений)

99

95

Из пояснений Администратора следует, что данное несоответствие возникло в связи с тем, что в «Динамике изменения значений показателей…» Раздела 1 отражены фактические показатели, а в Разделе 3 указаны плановые значения, которые будут приведены к фактическим после внесения соответствующих изменений в решение Думы города об исполнении бюджета за 2015 год.

2.11. В рассматриваемом Проекте постановления срок вступления в силу устанавливается с 01.01.2016. Вместе с тем, одним из оснований внесения изменений в Программу является приведение целевых показателей и объемов финансирования 2015 года в соответствие с решением Думы города № 636-V ДГ. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.

Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую в настоящее время редакцию Программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого Проекта постановления в части целевых показателей и объемов финансирования 2015 года ранее, чем с 01.01.2016.

2.12. В п.1 Проекта указано постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8990[22] без учета последних изменений, которые отражены в редакции от 30.09.2015[23].
При утверждении Программы рекомендуем отразить актуальную редакцию постановления Администрации города от 30.09.2015 № 6904.

2.13. В абз. 4 Раздела 1 содержится ошибка технического характера, подлежащая корректировке, в частности слово «реакционных» следует заменить словом «рекреационных».

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:

3.1. Устранить замечания, изложенные в пунктах 2.1, 2.9, 2.13 настоящего заключения.

3.2. Учесть предложения, изложенные в пунктах 2.3, 2.6, 2.8, 2.11, пп.2 п.2.9, 2.12 настоящего заключения.

3.3. Представить информацию о рассмотрении замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении, в адрес Контрольно-счетной палаты в срок, не позднее 21.12.2015.

Инспектор отдела

контроля в сфере закупок                                                                                         Е.С. Галицкая

Согласовано

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты города Сургута                                                                       В.И. Жуков

Начальник отдела контроля расходов

на ремонтно-строительные работы                                                                 И.Ю. Недорезова



[1] Распоряжение Администрации города от 27.10.2015 № 2580 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 30.0.8.2013 № 3100 «О разработке муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы».

[2] Комитет по управлению имуществом и комитет по земельным отношениям Администрации города.

[3] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».

[4] Задача 2 «Обеспечение выполнения функций по управлению имуществом, управлению и распоряжению земельными ресурсами в целях решения отдельных вопросов местного значения» раздел 2 Программы «Цели и задачи муниципальной программы».

[5] «Количество проведенных проверок земельных участков», «Количество объектов недвижимого имущества, несоответствующих вопросам местного значения», «Количество организованных торгов», «Количество проданных объектов», «Исполнение плановых назначений по администрируемым доходам (без учета безвозмездных поступлений)», «Количество объектов муниципального имущества, приведенных в соответствие с санитарными нормами и противопожарными требованиями».

[6] Мероприятие 1.7 «Проведение работ по капитальному ремонту в целях приведения объектов муниципального имущества в соответствие с требованиями надзорных органов» задачи 1 «Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами» приложения к Программе.

[7] Средства местного бюджета.

[8] Мероприятие 1.8 «Строительство объектов муниципальной собственности» задачи 1 «Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами» приложения к Программе.

[9] Мероприятие 1.9 «Проведение работ по обследованию зданий, находящихся в муниципальной собственности» задачи 1 «Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами» приложения к Программе.

[10] Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута.

[11] Задача 1 «Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами» приложения к Программе.

[12] Средства местного бюджета.

[13] Согласно устной информации Администратора на сегодняшний день у муниципалитета имеется свободное встроенное нежилое помещение площадью около 500 кв.м. по адресу: г. Сургут, пр.Набережный,12/1. Данное помещение расположено в границах обслуживаемого участковым уполномоченным полиции административного участка.

[14] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[15] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ (далее – решение Думы № 652-V ДГ).

[16] Формирование бюджетного прогноза будет осуществляться начиная с формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов.

[17] Раздел 1 «Характеристика текущего состояния».

[18] П.4.4 Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ.

[19] Федеральный закон от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[20] Приватизация, перепрофилирование для дальнейшего использования в муниципальных целях.

[21] Раздел 3 «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы».

[22] Постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8990 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы».

[23] Постановления Администрации города Сургута от 30.09.2015 № 6904 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8990 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014-2020 годы».