ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 01-17-188/КСП
на проект постановления Администрации города Сургута
«О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8981 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы».
1. Общие положения.
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8981 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2020 годы» (далее по тексту – проект Постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
В ходе экспертизы Проекта постановления проведена оценка вносимых изменений на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее по тексту – Порядок № 5159).
Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее по тексту – ДГХ, Департамент, Администратор программы). Соадминистраторами — департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее по тексту – ДАиГ), департамент имущественных и земельных отношений Администрации города (далее по тексту – ДИиЗО).
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
В ходе экспертизы проекта постановления установлено следующее.
2.Анализ Программы
2.1. Администратор вносит изменения в Программу по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1.2, 8.1.3 Порядка № 5159.
2.2. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции и установить срок действия с 01.01.2016.
2.3. Срок реализации Программы продлен до 2030 года с целью приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[1] (далее по тексту – Стратегия). Все разделы Программы откорректированы с учетом срока ее реализации до 2030 года.
2.4. Паспорт Программы утвержден распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3094 (с изменениями от 28.08.2015) [2].
1) В Паспорте в основаниях для разработки Программы отсутствует ссылка на Постановление Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 418-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014 — 2020 годы», в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры рекомендовано утвердить аналогичные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию[3].
Предлагаем в Паспорте Программы отразить вышеуказанный документ в основаниях для ее разработки.
2) В нарушение пункта 5.4. Порядка количество задач Программы – 11 ед. не соответствует количеству задач, отраженному в Паспорте – 12 ед.
Из Программы исключена задача 11 «Обеспечение информационного обслуживания пассажиров», осуществить которую предполагается в рамках задачи 10 «Увеличение объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом»[4].
Предлагаем информацию, отраженную в Программе и в Паспорте, привести во взаимное соответствие.
2.5. В Разделе 1 Программы указывается, что реализация ее мероприятий направлена на улучшение качества содержания и обслуживания автомобильных дорог, совершенствование процесса управления транспортными потоками (грузо и пассажироперевозки), что соответствует вектору «ЖКХ», направления «Жизнеобеспечение» Стратегии.
В нарушение п. 5.5. Порядка в Разделе 1 Программы, кроме указанной Стратегии, не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования.
Отметим, что в соответствии с пунктом 5.5. Порядка Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы должен содержать:
— характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся[5]:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период[6];
5) муниципальные программы.
К документам стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры относятся[7]:
1) стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
2) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период;
3) бюджетный прогноз Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период[8];
4) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на среднесрочный период;
5) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
6) государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
7) схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся[9], в том числе следующие:
1) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
2) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
3) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьей 3 решения Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, статьей 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз, статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
2.6. Цель и задачи Программы соответствуют основным направлениям бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2016 год и плановый период 2017 — 2018 годов[10].
2.7. Согласно прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2016 год и плановый период 2017 — 2018 годов[11] в рамках обеспечения города транспортной инфраструктурой планируется завершить строительство следующих объектов:
— «Автомобильная дорога к новому кладбищу»;
— «Улица Киртбая от улицы 1 «З» до улицы 3 «З»;
— «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2».
Отметим, что финансирование данных мероприятий в Программе предусмотрено в меньшем объеме[12], чем требуется для завершения строительства, что имеет возможный риск в срок до 2018 года не достичь ожидаемых результатов.
2.8. В Программе отсутствует мероприятие «строительство съезда на ул. Энгельса»[13], отраженное в Стратегии.
Предлагаем информацию, отраженную в Программе и в Стратегии, привести во взаимное соответствие.
2.9. Сроки реализации мероприятий по выполнению проектно-изыскательских работ (ПИР) по строительству объектов «Улица Киртбая от ул. 1«З» до ул. 3«З», «Улица 5«З» от Нефтеюганского шоссе до ул. 39«З», «Автомобильная дорога к новому кладбищу», отраженные в Программе на 2015 год, не совпадают с указанными в плане мероприятий по реализации Стратегии[14] — 2018-2022 годы.
В Программе отсутствуют отраженные в плане мероприятий по реализации Стратегии в части направления «Жизнеобеспечение», вектора «ЖКХ» следующие мероприятия:
— «Проект «Город без пробок» (п. 4.1.12);
— «Строительство 11 автодорожных мостов и путепроводов» (п. 4.1.47);
— «Строительство 13 транспортных развязок в разных уровнях» (п. 4.1.48);
— «Строительство автостоянки общей мощностью 2140 машино-мест» (п. 4.1.49);
Кроме того, в связи с отсутствием конкретизации объектов строительства в плане мероприятий по реализации Стратегии не представляется возможным оценить фактическое отражение в Программе следующих мероприятий:
— «Строительство магистральных дорог скоростного движения, общей протяженностью 30,0 км» (п. 4.1.42);
— «Строительство магистральных дорог регулируемого движения, общей протяженностью 84,3 км» (п. 4.1.43);
— «Строительство магистральных улиц общегородского значения, общей протяженностью 38,0 км» (п. 4.1.44);
— «Строительство магистральных улиц районного значения, общей протяженностью 118,2 км» (п. 4.1.45);
— «Строительство улиц и дорог местного значения, общей протяженностью 109,1 км» (п. 4.1.46).
Предлагаем информацию, отраженную в Программе и в плане мероприятий по реализации Стратегии, привести во взаимное соответствие с конкретизацией объектов строительства.
2.10. Структура Программы соответствует требованиям пункта 5.4 Порядка.
2.11. Значения и наименования целевых показателей результатов реализации Программы и объем бюджетных ассигнований на ее реализацию в 2015 году в размере 2 540 787 847,0 рублей соответствуют значениям и наименованиям целевых показателей и объему финансирования Программы, утвержденным Решением Думы № 636-V ДГ[15].
2.12. Объем бюджетных ассигнований Программы на 2016 год соответствует параметрам ее финансирования, предусмотренным Проектом бюджета[16], и составляет 2 844 832 732,0 рублей, что на 304 044 885,00 рублей или на 12% больше объемов финансирования Программы на 2015 год, утвержденных Решением № 636-V ДГ15.
Основными причинами роста объемов финансирования на реализацию Программы является начало строительства за счет средств местного бюджета «улицы Маяковского на участке от ул.30 лет Победы до ул. Университетская в г. Сургуте», а за счет средств округа будет осуществляться строительство объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2 (1 этап. Автодорога от Восточной объездной дороги до СНТ № 49 «Черемушки». ПК 0+00-ПК54+08,16)» и капитальный ремонт улицы Крылова 39 «З» (от ул. Аэрофлотская до ул. Грибоедова).
2.13. Информация об изменениях объемов финансирования Программы на 2016 год в разрезе исполнителей и источников финансирования представлена в Таблице 1, более подробно в разрезе программных мероприятий в Приложении к настоящему заключению.
Проектом бюджета по сравнению с Решением Думы № 636- V ДГ15 объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2016 году увеличен на 14 688 261,00 рублей или на 0,5%.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к Проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета.
Общий объем финансирования по Программе в целом до 2030 года составляет 38 830 328 283,0 рублей, в том числе:
— на 2016 год — 2 844 832 732,0 рублей;
— на 2017 год — 2 400 082 736,0 рублей, что ниже объемов 2016 года на 15,6%;
— на 2018 год — 2 454 129 132,0 рублей, что ниже объемов 2016 года на 13,7%.
— с 2019 по 2030 годы — 2 196 276 811,0 рублей ежегодно. Данный размер финансирования не предусматривает строительство дорог, в том числе ПИР и СМР[17], внутриквартальных проездов, а также капитальный ремонт линий уличного освещения. Для реализации всех мероприятий, планируемых к исполнению на период с 2016 по 2030 годы, ежегодная дополнительная потребность в финансировании составляет более 100% и варьируется в диапазоне от 3 272 893 500,0 рублей в 2017 году до 5 324 766 666,0 рублей в 2029 году.
Таблица 1 (в тыс. рублей)
№ п/п |
Объем ассигнований[18] |
Источники финансирования |
Бюджетные ассигнования |
Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления (Программе) на 2016 год от бюджетных ассигнований: |
||||||
Решение Думы № 636-V ДГ15 |
на 2016 год |
по решению Думы № 636-V ДГ15 |
по проекту бюджета |
|||||||
2015 год |
2016 год |
по проекту бюджета |
по проекту постановления (Программе) |
2015 год |
2016 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8=7-4 |
9=7-5 |
10=7-6 |
|
1 |
Администратора – ДГХ |
Всего, в том числе: | 2 187 911,7 |
2 264 377,7 |
2 270 193,5 |
2 270 193,5 |
82 281,7 |
5 815,7 |
0,0 |
|
— за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
197 121,7 |
237 975,0 |
243 392,5 |
243 392,5 |
46 270,8 |
5 417,5 |
0,0 |
|||
— за счет средств местного бюджета |
1 990 790,0 |
2 026 402,7 |
2 026 801,0 |
2 026 801,0 |
36 010,9 |
398,2 |
0,0 |
|||
2 |
Соадминистратор – ДАиГ |
Всего, в том числе: |
352 876,1 |
565 766,7 |
574 639,3 |
574 639,3 |
221 763,2 |
8 872,5 |
0,0 |
|
— за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
304 055,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-304 055,1 |
0,0 |
0,0 |
|||
— за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
0,0 |
263 200,0 |
263 200,0 |
263 200,0 |
263 200,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
— за счет средств местного бюджета |
48 821,0 |
302 566,7 |
311 439,3 |
311 439,3 |
262 618,3 |
8 872,5 |
0,0 |
|||
4 |
Итого на реализацию программы |
Всего, в том числе: |
2 540 787,8 |
2 830 144,5 |
2 844 832,7 |
2 844 832,7 |
304 044,9 |
14 688,3 |
0,0 |
|
— за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
304 055,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-304 055,1 |
0,0 |
0,0 |
|||
— за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
197 121,7 |
501 175,0 |
506 592,5 |
506 592,5 |
309 470,8 |
5 417,5 |
0,0 |
|||
— за счет средств местного бюджета |
2 039 611,0 |
2 328 969,5 |
2 338 240,2 |
2 338 240,2 |
298 629,2 |
9 270,8 |
0,0 |
2.14. В приложение 1 к программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы» внесены следующие изменения:
1) актуализированы показатели результата реализации Программы на 2016 год в соответствии с Проектом бюджета;
2) включены прогнозные объемы бюджетных ассигнований и показатели программных мероприятий на 2021 — 2030 годы;
3) включены новые показатели:
— «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, %» значения которого на 2015 и 2016 годы составляют 21,6% и 21,3%;
— «Протяженность приобретенных внутриквартальных проездов, м» со значениями на 2015 и 2016 годы – 250 м и 962 м соответственно;
4) исключена задача 11 «Обеспечение информационного обслуживания пассажиров» подпрограммы «Автомобильный транспорт», соответственно задача 12 «Обновление подвижного состава общественного транспорта» изложена под нумерацией «Задача 11»;
5) сформированы в новой редакции Мероприятия по задаче 10 «Увеличение объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом» подпрограммы «Автомобильный транспорт»:
— Мероприятие 10.1. «Организация обеспечения населения услугами по перевозке пассажиров транспортом общего пользования»;
— Подмероприятие 10.1.1 «Осуществление городских пассажирских регулярных перевозок (Субсидия на финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам);
— Подмероприятие 10.1.2 «Обследование пассажиропотока на городских пассажирских регулярных перевозках»;
— Подмероприятие 10.1.3 «Изготовление и размещение маршрутных указателей на остановочных пунктах общественного транспорта».
2.15. В приложении 2 к Программе допущены следующие технические ошибки:
— с 2021 по 2030 годы не отражены итоги суммовых выражений объемов финансирования задачи 1 «Выполнение проектно-изыскательских работ на объекты строительства: автомобильные дороги, улицы, транспортные сооружения, линии уличного освещения, внутриквартальные проезды» при наличии показателей финансирования в разрезе мероприятий;
— мероприятие 3.1.7. «Объездная автомобильная дорога 1 «З» V пусковой комплекс (подъезд к улице Геологическая) в г. Сургуте» изложено как «Объездная автомобильная дорога 1 «З» III пусковой комплекс (подъезд к улице Геологическая) в г. Сургуте».
Предлагаем устранить технические ошибки.
- Заключительные положения.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить нарушения, изложенные в пунктах 2.4 (подпункт 2), 2.5 настоящего заключения.
3.2. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.4(подпункт 1), 2.8, 2.9, 2.15 настоящего заключения.
3.3. Представить информацию о принятых мерах в адрес Контрольно-счетной палаты города не позднее 21.12.2015.
Начальник отдела контроля
расходов на городское хозяйство Ж.А. Шаева
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство В.Н. Швачко
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты
города Сургута В.И. Жуков
Начальник отдела контроля
расходов на ремонтно-строительные работы И.Ю. Недорезова
[1] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее по тексту Стратегия).
[2] Распоряжение Администрации города от 28.08.2015 № 2136 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3094 «О разработке муниципальной программы «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2030 годы».
[3] Пункт 3 Постановления Правительства ХМАО — Югры от 09.10.2013 № 418-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014 — 2020 годы».
[4] Подмероприятие 10.1.3 «Изготовление и размещение маршрутных указателей на остановочных пунктах общественного транспорта» в составе Мероприятия 10.1. «Организация обеспечения населения услугами по перевозке пассажиров транспортом общего пользования».
[5] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ (далее по тексту – решение Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ).
[6] Формирование бюджетного прогноза будет осуществляться начиная с формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов.
[7] Статья 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее по тексту — Закон ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз).
[8] Действие Постановления Правительства ХМАО — Югры от 31.07.2015 № 247-п (с изм. от 23.10.2015) «О Порядке разработки бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период» приостановлено до 01.01.2016.
[9] Статья 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ).
[10] Постановление Администрации города Сургута от 06.10.2015 № 7047 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2016 год и плановый период 2017 — 2018 годов».
[11] Постановление Администрации города Сургута от 23.10.2015 № 7499 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2016 год и плановый период 2017 — 2018 годов».
[12] Часть финансирования строительства вышеуказанных объектов включена в приложение 2 Программы «Дополнительная потребность в объеме бюджетных ассигнований для реализации мероприятий Программы».
[13] Подпункт 6) пункта 3 «Улучшение качества автомобильных дорог» части 4.4.1. Вектор «ЖКХ» раздела 4.4 Направление «Жизнеобеспечение» главы 4 «Основные меры по достижению стратегических целей развития» Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года.
[14] Постановление от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее по тексту — план мероприятий по реализации Стратегии).
[15] Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов», далее по тексту – Решение Думы № 636-V ДГ).
[16] Проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее по тексту – Проект бюджета).
[17] Проектно-изыскательские работы и строительно-монтажные работы.
[18] С 2015 по 2030 годы в рамках Программы выполнение мероприятий соадминистратором ДИиЗО не предусмотрено.