1.Общие положения
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8983 «Об утверждении муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – проект Постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
В ходе экспертизы Проекта постановления проведена оценка вносимых изменений на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159).
Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных документов и информации.
2.Анализ Программы
Администратор Программы – департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ, Департамент, Администратор) вносит изменения в Программу, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1.2[1], 8.1.3[2], 8.1.6[3] Порядка № 5159.
В ходе экспертизы проекта Постановления установлено следующее.
2.1. Проектом Постановления предлагается продлить срок реализации Программы до 2030 года с целью приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[4] (далее по тексту – Стратегия), соответственно изложить Программу в новой редакции. Действие Проекта Постановления распространить на правоотношения, возникшие с 01.01.2016. Распоряжениями Администрации города[5] от 27.08.2015 № 2132 и 20.10.2015 № 2512 аналогичные изменения внесены в паспорт Программы[6].
2.2. Таблица 1 Программы «Динамика изменения значений показателей»[7] (далее по тексту – Таблица 1) дополнена оценочными показателями 2015 года.
В графе «2015 год (оценка)» Таблицы 1 отсутствует значение целевого показателя «доля выполненных работ от работ предусмотренных планом выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (ремонт и асфальтирование, приобретение и установка детских площадок, спортивных сооружений)», который отражен в приложении к Программе[8] со значением 100%.
Предлагаем устранить данную техническую ошибку и дополнить Таблицу 1 значением целевого показателя.
2.3. Общий объем финансирования, предусмотренный на реализацию Программы в 2016 году составляет 634 057 982 рублей, в том числе за счет внебюджетных средств — 588 749 472 рублей или 92,85% от общего объема финансирования. По сравнению с 2015 годом объем финансирования, отраженный в Проекте Постановления, увеличен в 2016 году на 72 847 855 рублей, в том числе за счет внебюджетных средств в размере 71 890 527 рублей или 98,68%. Увеличение объема финансирования за счет бюджетных ассигнований составило 957 328 рублей или 1,3% (более подробная информация приведена в Таблице № 1).
Общий объем финансирования по Программе в целом до 2030 года составляет 10 706 455 633 рублей, в том числе:
— 2014 год – 653 268 182 рублей, из них бюджет ХМАО — 803 200 рублей, за счет средств местного бюджета – 145 948 323 рублей, привлечение внебюджетных средств – 506 516 659 рублей;
— 2015 год – 561 210 127 рублей, из них бюджет ХМАО – 947 200 рублей, за счет средств местного бюджета – 43 403 982 рублей, привлечение внебюджетных средств – 516 858 945 рублей;
— 2016 год – 634 057 982 рублей, из них бюджет ХМАО – 1 092 000 рублей, за счет средств местного бюджета – 44 216 510 рублей, привлечение внебюджетных средств – 588 749 472 рублей;
— 2017 год – 633 638 862 рублей, из них бюджет ХМАО – 1 092 000 рублей, за счет средств местного бюджета – 43 797 390 рублей, привлечение внебюджетных средств – 588 749 472 рублей;
— с 2018 года по 2030 год по 632 636 960 рублей ежегодно, из них бюджет ХМАО – 930 000 рублей, за счет средств местного бюджета – 43 957 488 рублей, привлечение внебюджетных средств – 588 749 472 рублей.
Значения и наименования целевых показателей результатов реализации Программы, а также объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию Программы в 2015 году, соответствуют значениям и наименованиям целевых показателей и объему финансирования Программы, утвержденным Решением Думы города от 23.12.2014 № 636 — V ДГ[9](далее по тексту — Решение Думы № 636 -V ДГ).
В 2016 году объем бюджетных ассигнований Программы соответствует параметрам финансирования, предусмотренным на её реализацию проектом бюджета и составляет 45 308 510 рублей. По сравнению с объемом финансирования, утвержденным решением Думы города № 636-V ДГ, бюджетные ассигнования снижены на 12 956 818 рублей.
Таблица № 1
(в рублях)
Наименование подпрограммы |
Объем финансирования согласно Решению № 636-V ДГ и Постановлению №8983* |
Объем финансирования согласно проекту постановления и проекту бюджета на 2016 год |
Отклонение в объеме финансирования на 2016 год согласно проекту постановления и проекту бюджета от объемов финансирования |
||||
№ п/п
|
2015 год |
2016 год |
|||||
на 2015 год согласно Решению № 636-V ДГ, Постановле- нию №8983* |
на 2016 год согласно Решению № 636-V ДГ, Постановле-нию №8983* |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-3 |
7=5-4 |
|
1
|
Подпрограмма 1: «Безопасная среда», в том числе по источникам финансирования, из них: | 19 072 805 |
23 920 671 |
20 448 686 |
+1 375 881 |
-3 471 985 |
|
— бюджет ХМАО-Югры |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
— местный бюджет |
19 072 805 |
23 920 671 |
20 448 686 |
+1 375 881 |
-3 471 985 |
||
— внебюджетные средства** |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
2
|
Подпрограмма 2: «Капитальный ремонт и благоустройство жилищного фонда», в том числе по источникам финансирования, из них: |
13 875 155 |
25 886 278 |
601 977 932 |
+588 102 777 |
+576 091 654 |
|
— бюджет ХМАО-Югры |
0 |
6 219 800 |
0 |
0 |
-6 219 800 |
||
— местный бюджет |
13 875 155 |
17 587 914 |
13 228 460 |
0 |
-4 357 454 |
||
— внебюджетные средства** |
0 |
2 078 564 |
588 749 472 |
+588 749 472 |
+586 670 908 |
||
3
|
Подпрограмма 3: «Обеспечение отлова, содержания и утилизации безнадзорных и бродячих животных» |
11 403 222 |
10 536 943 |
11 631 364 |
+228 142 |
+1 094 421 |
|
— бюджет ХМАО-Югры |
947 200 |
947 200 |
1 092 000 |
+144 800 |
+144 800 |
||
— местный бюджет |
10 456 022 |
9 589 743 |
10 539 364 |
+83 342 |
+ 949 621 |
||
ИТОГО объем финансирования Программы,в том числе по источникам, из нихза счет бюджетных средств: |
44 351 182 44 351 182 |
60 343 892 58 265 328 |
634 057 982 45 308 510 |
+589 706 800 +957 328 |
+573 714 000 -12 956 818 |
||
— бюджет ХМАО-Югры |
947 200 |
7 167 000 |
1 092 000 |
+ 144 800 |
-6 075 000 |
||
— местный бюджет |
43 403 982 |
51 098 328 |
44 216 510 |
+812 528 |
-6 881 818 |
||
за счет внебюджетных средств** |
0 |
2 078 564 |
588 749 472 |
+588 749 472 |
+586 670 908 |
Пояснения:
* Согласно устной информации Администратора редакция Программы, прошедшая экспертизу КСП от 06.11.2015 № 01-17-176/КСП находится на стадии утверждения, в связи с чем считаем целесообразным при проведении настоящей экспертизы использовать последнюю согласованную КСП редакцию Программы (далее по тексту – Постановление № 8983).
** В целях сопоставления общих объемов финансирования действующей муниципальной Программы с проектом Постановления объем внебюджетных средств (средства собственников многоквартирных домов в виде взносов на капитальный ремонт) отражен в соответствующих графах таблицы № 1 и приложении к заключению, при этом внебюджетные средства в Решении Думы № 636 — V ДГ и в проекте бюджета на 2016 год не отражаются.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2016 год.
2.4. Администратором внесены следующие изменения в целевые показатели результатов реализации подпрограммы «Безопасная среда»:
— исключен показатель «удовлетворенность населения качеством выполнения муниципальной работы, балл от 0 до 10» и «степень соблюдения стандарта качества выполнения муниципальной работы,%» в связи с тем, что 2016 года муниципальная работа «Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в жилищном фонде» выполняться не будет по причине отсутствия ее в базовом (отраслевом) перечне государственных (муниципальных) услуг (работ);
— изменен показатель «Доля возмещенных управляющим организациям недополученных доходов за фактически предоставленные коммунальные услуги населению (теплоснабжения, водоснабжения), %» на «Доля возмещенных управляющим организациям средств за предоставленные коммунальные услуги населению (теплоснабжения, водоснабжения), %».
Также изменились значения показателей мероприятий 2.1[10], 2.2[11] и подмероприятий 1.1.2[12], 1.1.3[13], 1.1.5[14], 1.1.6[15], 1.2.2[16] Программы.
Информация о изменениях объема финансирования Программы за 2016 год в разрезе мероприятий (подмероприятий) приведена в приложении 1 к настоящему заключению.
2.5. Обращаем внимание, что подпрограмма 1 «Безопасная среда» содержит подмероприятие «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в жилищном фонде города». Значение показателя и бюджетные ассигнования на его реализацию отражены только в 2014 году, в связи с выполнением работ по ликвидации чрезвычайной ситуации техногенного характера (Отключение от теплоснабжения жилых домов (выхода из строя котельной) в поселке Лесном). Отметим, что ликвидация чрезвычайных ситуаций предусмотрена целями и задачами муниципальной программы «Защита населения и территории муниципального образования городской округ город Сургут от чрезвычайных ситуаций и совершенствования гражданской обороны на 2014-2020 годы» в части Задачи 1.2[17], Задачи 3.1[18], Цели подпрограммы 3[19]:
Таким образом, в связи с признанием случившегося факта выхода из строя котельной в п. Лесной чрезвычайной ситуацией техногенного характера реализация данного мероприятия должна предусматриваться в рамках вышеуказанной программы.
Аналогичное замечание указывалось в заключении Контрольно-счетной палаты города от 29.04.2015 № 01-17-47/КСП на Отчет об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014 год однако, Департаментом не учтено.
На основании вышеизложенного рекомендуем Администратору исключить данное мероприятие из Программы и предусмотреть его в муниципальной программе «Защита населения и территории муниципального образования городской округ город Сургут от чрезвычайных ситуаций и совершенствования гражданской обороны на 2014-2020 годы».
2.6. Программой предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 6 266 095 рублей на реализацию подмероприятия 1.2.1 «Предоставление управляющим организациям субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения населению, проживающему во временных поселках». Контрольно-счетная палата неоднократно указывала на нецелесообразность данных расходов[20], так как стоимость технологически необходимого теплоносителя и его нормативных потерь уже учтена в тарифе на тепловую энергию[21] и должна оплачиваться населением в полном объеме, вследствие чего субсидия предоставляется не только на возмещение недополученных доходов, но и в большей степени на возмещение затрат, обусловленных сливом теплоносителя. Объем субсидии рассчитывается как разница между стоимостью фактически приобретенного получателем субсидии объема тепловой энергии и теплоносителя (подпитки) для отопления населению, проживающему во временных поселках, и стоимостью услуг отопления, предъявленных к оплате населению. Данный расчет субсидии не отражает ее экономическую сущность, направленную на возмещение недополученных доходов, связанных с приобретением и транспортированием тепловой энергии, а по сути является субсидией, направленной на возмещение затрат предприятия по приобретению сверхнормативных потерь тепловой энергии и сверхнормативных потерь теплоносителя (воды). Предоставление субсидий в соответствии с указанным порядком способствует увеличению сверхнормативных потерь, не мотивирует управляющие организации (в данном случае СГМУП «Тепловик») к принятию эффективных и результативных мер по их ликвидации, и тем самым порождает иждивенческое отношение к бюджету города.
Исходя из вышеизложенного, субсидии на покрытие сверхнормативных потерь не могут являться бюджетными ассигнованиями, установленными в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ, как расходы несвойственные бюджету. В связи с чем, предлагаем рассмотреть целесообразность финансирования вышеуказанных расходов в сумме 6 266 095 рублей. А также рекомендуем в соответствии с требованиями, предусмотренными статьёй 13 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ[22] обеспечить учёт используемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов с населением за энергетические ресурсы.
2.7. Следует отметить, что в Разделе 1 Программы отражена её связь только со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[23] (далее по тексту – Стратегия). В данном Разделе указывается, что реализация мероприятий Программы направлена:
— на создание комфортных условий проживания в многоквартирных домах, что соответствует вектору «ЖКХ», направления «Жизнеобеспечение», снижение издержек производства коммунальных услуг за счет модернизации инженерной инфраструктуры города, что соответствует вектору «ЖКХ», направления «Жизнеобеспечение» Стратегии;
— на обеспечение безопасности жителей города, вектора «Безопасность», направления «Гражданское общество» в части обеспечения отлова, содержания и утилизации безнадзорных и бродячих животных.
В соответствии с пунктом 5.5. Порядка Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы должен содержать характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся[24]:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период[25];
5) муниципальные программы.
К документам стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры относятся[26]:
1) стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
2) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период;
3) бюджетный прогноз Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период[27];
4) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на среднесрочный период;
5) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
6) государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
7) схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся[28], в том числе следующие:
1) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
2) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
3) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
На основании вышеуказанного в нарушение пункта 5.5. Порядка в Разделе 1 Программы не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования, кроме указанной Стратегии.
Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьей 3 решения Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, статьей 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз, статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
3.Заключительные положения
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.2., 2.5., 2.6., 2.7. настоящего заключения.
3.2. Представить информацию о принятых мерах в адрес Контрольно-счетной палаты города не позднее 21.12.2015.
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство И.В. Кравченко
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты
города Сургута В.И. Жуков
Начальник отдела контроля
расходов на ремонтно-строительные работы И.Ю. Недорезова
[1] Формирование проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
[2] Внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, муниципальные правовые акты.
[3] В целях совершенствования муниципальной программы.
[4] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».
[5] Распоряжение Администрации города от 20.10.2015 № 2512 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 30.08.2013 № 3093 «О разработке муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее по тексту — Распоряжение Администрации города от 20.10.2015 № 2512).
[6] Паспорт Программы утвержден Распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3093«О разработке муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2020 годы».
[7] Раздел 1 «Характеристика текущего состояния».
[8] Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы «Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014-2030 годы» (далее по тексту – приложение к Программе).
[9] Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (в редакции Решения Думы города от 23.09.2015 № 765-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов»).
[10] Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
[11] Организация и обеспечение условий для проведения капитального ремонта муниципальных жилых домов.
[12] Содержание пожарных водоемов.
[13] Промывка систем теплоснабжения в ветхом жилищном фонде.
[14] Зимнее содержание проездов к жилым строениям и строениям, приспособленным для проживания.
[15] Летнее содержание проездов к жилым строениям и строениям приспособленным для проживания.
[16] Благоустройство домовых территорий
[17] Задача 1.2. «повышение эффективности мер защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
[18]Задача 3.1. «организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах».
[19]Цель подпрограммы 3 – «обеспечение реализации вопросов местного значения по гражданской обороне, защите населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах».
[20] Аналогичное замечание изложено в заключениях Контрольно-счетной палаты от 15.10.2012 № 03-10-98/КСП, от 02.12.2013 №01-17-197/КСП, от 10.12.2013 № 01-17-224/КСП[20] и от 26.11.2014 № 01-17-225/КСП.
[21] Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
[22] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[23] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».
[24] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ (далее по тексту – решение Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ).
[25] Формирование бюджетного прогноза будет осуществляться начиная с формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов.
[26] Статья 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее по тексту — Закон ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз).
[27] Действие Постановления Правительства ХМАО — Югры от 31.07.2015 № 247-п (с изм. от 23.10.2015) «О Порядке разработки бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период» приостановлено до 01.01.2016.