1. Общие положения
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8965 «Об утверждении муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2020 годы» (далее по тексту – Программа, проект Постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ Программы
Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ, Администратор), соадминистраторами — департамент архитектуры и градостроительства, управление учета и распределения жилья, комитет по управлению имуществом Администрации города.
Проектом Постановления предлагается изменить наименование Программы, изложить её в новой редакции и установить срок действия с 01.01.2016.
Администратор вносит изменения в Программу по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1.1, 8.1.2, 8.1.3, 8.1.6 Порядка № 5159.
В результате анализа изменений Программы установлено следующее.
2.1. Срок реализации Программы продлен по 2030 год с целью приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут[1]. Распоряжением Администрации города от 30.10.2015 № 2615[2] в паспорт Программы (далее по тексту – Паспорт) внесены соответствующие изменения.
2.2. В связи с изменением структуры Администрации города соадминистратором Программы определен комитет по управлению имуществом, полномочия которого закреплены распоряжением Администрации города от 08.09.2015 № 2174[3], внесены соответствующие изменения в Паспорт.
2.3. Финансовое обеспечение реализации Программы предусмотрено за счет средств федерального, окружного и местного бюджетов. Участие средств федерального бюджета в финансировании Программы предусмотрено только в 2014-2015 годах.
Значения и наименования целевых показателей результатов реализации Программы и объем бюджетных ассигнований на её реализацию в 2015 году соответствуют значениям и наименованиям целевых показателей, объему финансирования Программы, утвержденным решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ (далее по тексту — решение Думы города № 636-V ДГ).
Объем бюджетных ассигнований Программы на 2016 год, а также значения и наименования целевых показателей её реализации соответствует параметрам финансирования и целевым показателям, предусмотренным проектом решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее по тексту — Проект бюджета) в части данной Программы.
Общий объем финансирования Программы за период её реализации с 2014 по 2030 годы составляет 6 054 205 866 рублей, в том числе:
— на 2014 год в размере 788 577 300 рублей, из них за счет средств федерального бюджета 14 345 160 рублей, бюджета ХМАО – Югры – 680 072 605 рублей и средств местного бюджета – 94 159 535 рублей;
— на 2015 год в размере 1 518 499 822 рубля, из них за счет средств федерального бюджета – 44 434 900 рублей, бюджета ХМАО – Югры – 1 298 980 500 рублей и средств местного бюджета – 175 084 422 рубля;
— на 2016 год в размере 243 933 335 рублей, из них за счет средств бюджета ХМАО – Югры – 205 863 300 рублей и средств местного бюджета –38 070 035 рублей.
Объем финансирования Программы на 2017 год составляет 238 506 290 рублей, на 2018 год – 248 047 783 рубля, с 2019 года по 2030 год по 251 386 778 рублей ежегодно.
Информация об изменениях объема бюджетных ассигнований Программы на 2016 год в сравнении с параметрами финансирования, утвержденными решением Думы города № 636-V ДГ, в разрезе подпрограмм приведена в Таблице 1.
Таблица 1
(рублей)
Наименование подпрограмм |
Объем финансирования согласно решению № 636-V ДГ |
Объем финансирования согласно проекту Постановления и Проекту бюджета на 2016 год |
Отклонение в объеме финансирования на 2016 год согласно проекту Постановления и Проекту бюджета от объемов финансирования согласно решению № 636-V ДГ |
||||
№ п/п
|
2015 год |
2016 год |
|||||
на 2015 год
|
на 2016 год
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-3 |
7=5-4 |
|
1
|
Подпрограмма 1 «Обеспечение жилыми помещениями граждан», из них: |
950 456 164 |
287 299 879 |
191 041 190 |
— 759 414 974 |
— 96 258 689 |
|
— бюджет ХМАО-Югры |
833 781 100 |
221 222 100 |
162 427 534 |
— 671 353 566 |
— 58 794 566 |
||
— местный бюджет |
116 675 064 |
66 077 779 |
28 613 656 |
— 88 061 408 |
— 37 464 123 |
||
2 | Подпрограмма 2 «Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы»: |
485 254 394 |
58 402 900 |
0 |
— 485 254 394 |
— 58 402 900 |
|
— федеральный бюджет |
44 434 900 |
58 402 900 |
0 |
— 44 434 900 |
— 58 402 900 |
||
— бюджет ХМАО-Югры |
412 218 000 |
0 |
0 |
— 412 218 000 |
0 |
||
— местный бюджет |
28 601 494 |
0 |
0 |
— 28 601 494 |
0 |
||
3 | Подпрограмма 3 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений»: |
82 789 264 |
0 |
52 892 145 |
— 29 897 119 |
+ 52 892 145 |
|
— бюджет ХМАО-Югры |
52 981 400 |
0 |
43 435 766 |
— 9 545 634 |
+ 43 435 766 |
||
— местный бюджет |
29 807 864 |
0 |
9 456 379 |
— 20 351 485 |
+ 9 456 379 |
||
4 | Подпрограмма 4 «Развитие индивидуального строительства в поселках»: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО объем финансирования Программы, в том числе |
1 518 499 822 |
345 702 779 |
243 933 335 |
— 1 274 566 487 |
— 101 769 444 |
||
по соадминистраторам, из них: |
|||||||
Департамент городского хозяйства |
24 032 714 |
10 772 254 |
12 626 256 |
— 11 064 458 |
+ 1 854 002 |
||
— местный бюджет |
24 032 714 |
10 772 254 |
12 626 256 |
— 11 064 458 |
+ 1 854 002 |
||
Департамент архитектуры и градостроительства |
1 494 467 108 |
334 930 525 |
231 307 079 |
— 1 263 160 029 |
— 103 623 446 |
||
— федеральный бюджет |
44 434 900 |
58 402 900 |
0 |
— 44 434 900 |
— 58 402 900 |
||
— бюджет ХМАО-Югры |
1 298 980 500 |
221 222 100 |
205 863 300 |
— 1 093 117 200 |
— 15 358 800 |
||
— местный бюджет |
151 051 708 |
55 305 525 |
25 443 779 |
— 125 607 929 |
— 29 861 746 |
||
по источникам финансирования, из них: |
|||||||
— федеральный бюджет |
44 434 900 |
58 402 900 |
0 |
— 44 434 900 |
— 58 402 900 |
||
— бюджет ХМАО-Югры |
1 298 980 500 |
221 222 100 |
205 863 300 |
— 1 093 117 200 |
— 15 358 800 |
||
— местный бюджет |
175 084 422 |
66 077 779 |
38 070 035 |
— 137 014 387 |
-28 007 744 |
Проект Постановления предполагает снижение общего объема финансирования Программы в 2016 году относительно объема её финансирования, предусмотренного решением Думы № 636-V ДГ на 2015 год, на 1 274 566 487 рублей или на 83,9%.
Объем бюджетных средств на реализацию Программы на 2016 год относительно объема её финансирования, предусмотренного решением Думы № 636-V ДГ, снижен на 101 769 444 рубля или на 29,4 %.
Информация об изменении объема финансирования Программы за счет бюджетных средств и показателей её реализации на 2016 год в разрезе мероприятий и исполнителей представлена в Приложении 1 к настоящему заключению.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета.
2.4. В рамках выполнения Задачи 1.1 «организация комплекса мероприятий, обеспечивающих условия для переселения граждан» Подпрограммы 1[4] запланировано подмероприятие 1.1.1.6 «Снос домов, подлежащих выводу из эксплуатации с последующим демонтажем строительных конструкций в связи с переселением из них граждан». Снос расселенных домов не обеспечивает условия для переселения граждан, а является конечным этапом по результатам уже проведенной работы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и в большей степени относится к ликвидации, а не к расселению.
Целью выполнения Подпрограммы 3[5] является «создание условий, способствующих улучшению жилищных условий граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях», в рамках финансирования которой предусмотрены средства на приобретение жилых помещений и предоставление субсидии гражданам на приобретение жилых помещений. Бюджетные ассигнования на ликвидацию приспособленных для проживания строений предусмотрены в Подпрограмме 1.
Целью выполнения работ по сносу расселенных аварийных домов, а также приспособленных для проживания строений, является обеспечение комфортных и безопасных условий проживания на территории города Сургута.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем предусмотреть отдельное мероприятие (например, снос аварийных домов и приспособленных для проживания строений) в рамках реализации данной Программы.
2.5. Проектом Постановления предлагается изменить наименования мероприятий подпрограммы 4 «Развитие индивидуального жилищного строительства» (далее – подпрограмма 4) с соответствующими значениями показателей, на реализацию которых бюджетные ассигнования не предусмотрены.
2.6. В проекте Постановления (пункт 2 постановляющей части) срок вступления в силу предлагаемых изменений Программы устанавливается с 01.01.2016. Вместе с тем, одним из оснований внесения изменений в Программу является приведение целевых показателей и объёмов финансирования 2015 года в соответствие с решением Думы города № 636-VДГ в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.
Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую в настоящее время редакцию программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого проекта Постановления в части целевых показателей и объёмов финансирования 2015 года ранее, чем с 01.01.2016.
2.7. В пункте 1.3 раздела 1 «Характеристика текущего состояния» (далее – Раздел 1) в описании подпрограммы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» указаны некорректные формулировки, а именно: «Ликвидация и расселение граждан из строений с указанными неблагоприятными характеристиками, безусловно, является одной из острейших и первоочередных задач города, на решение которой направлена данная подпрограмма.
Комплексное и системное решение вопросов ликвидации и расселения граждан из указанных строений должно обеспечить кардинальное улучшение качества жизни граждан». Предлагаем Администратору уточнить некорректные, неоднозначные формулировки в Разделе 1 в части «ликвидации граждан».
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечание и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.4, 2.6, 2.7 настоящего заключения.
3.2. Представить информацию о принятых мерах в адрес Контрольно-счетной палаты города не позднее 21.12.2015.
Инспектор отдела контроля
расходов на городское хозяйство К.В. Афризонова
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты
города Сургута В.И. Жуков
[1] Решение Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее по тексту – Стратегия, решение Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ).
[2] Распоряжение Администрации города от 30.10.2015 № 2615 «О внесении изменений в распоряжение от 30.08.2013 № 3096 «О разработке и реализации муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения города Сургута на 2014-2030 годы».
[3] Распоряжение Администрации города от 08.09.2015 № 2174 «Об утверждении положения о комитете по управлению имуществом Администрации города».
[4] Подпрограмма 1 «Обеспечение жилыми помещениями граждан» (далее –Подпрограмма1).
[5] Подпрограмма 3 «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» (далее – Подпрограмма 3).