Заключение № 01-17-218/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы»

1.Общие положения

В составе материалов к Проекту решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее – проект бюджета) в Контрольно-счетную палату города были представлены на экспертизу тридцать две муниципальные программы, в том числе проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (в редакции от 06.11.2015), который в дальнейшем сопроводительным письмом Администрации города Сургута от 23.11.2015 № 01-11-8094/14-0-0 (далее – письмо Администрации города от 23.11.2015) был заменён на другую редакцию (от 09.11.2015, далее – Проект постановления, Программа). Согласно письму Администрации города от 23.11.2015 указанная замена была вызвана наличием технической ошибки в Проекте постановления.

В связи с необходимостью проведения экспертиз муниципальных программы до подготовки заключения на проект бюджета экспертиза Программы проведена в кратчайшие сроки.

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате (далее – КСП города), утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза Программы на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных информации и документов.

 2.Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1 Администратором Программы является департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС).

Внесение изменений в Программу обусловлено:

— формированием проекта бюджета;

— утверждением Стратегии СЭР города Сургута[1];

— приведением объема бюджетных ассигнований на 2015 год в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» в редакции от 23.09.2015 № 765-VДГ (далее – решение Думы города № 636-V ДГ, решение о бюджете города);

— изменением паспорта муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2030 годы» (далее – паспорт программы, паспорт)[2].

В связи с утверждением Стратегии СЭР города Сургута срок реализации Программы изменён и установлен на период с 2014 года по 2030 год.

2.2 В результате проведенной экспертизы установлено следующее.

Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы соответствуют данным, отраженным в паспорте программы.

Период действия Программы (с 2014 года по 2030 год) соответствует периоду, указанному в её паспорте и не превышает период, установленный в пункте 1.8. Порядка № 5159, Стратегии СЭР города Сургута.

В паспорте программы в графе «основания для разработки программы» не верно отражено наименование правового акта, послужившего основой для разработки Программы (см. Таблица 1)

Таблица 1

Наименование правового акта согласно Проекту постановления

Фактическое наименование правового акта

Государственная программа Российский Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302-р

Государственная программа Российский Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302


2.3. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» Программы указывается, что «деятельность муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодёжной политики и спорта, осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2030 годы» и обусловлена достижением целевого ориентира развития физической культуры и спорта – увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обозначенного в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Стратегии СЭР города Сургута, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, муниципального образования городской округ город Сургут». 
Предлагаем в графе «основания для разработки программы» отразить документы в соответствии с их фактическим наименованием.

При этом, в Стратегии СЭР города Сургута целью направления «Человеческий потенциал» вектора «Культура, спорт и молодёжная политика» является: создание условий, обеспечивающих возможность сургутянам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.

В основные задачи указанного направления входит следующее:

— увеличить число сургутян, регулярно занимающихся физической культурой и спортом три и более раз в неделю по 30 -50 минут за одно занятие на основе развитой мотивации быть спортивным и здоровым;

— создать развитую инфраструктуру для занятий физкультурой и спортом;

— повысить квалификацию и компетенцию специалистов в области спорта. Создать центры по оказанию научно-методического сопровождения физкультурно-оздоровительных услуг.

Следует отметить, что реализация двух первых задач направления «Человеческий потенциал» вектора «Культура, спорт и молодёжная политика» Стратегии СЭР города Сургута Программой предусмотрена, а задача повышения квалификации и компетенции специалистов в области спорта в Проекте постановления отсутствует, соответственно, не предусмотрены и показатели, отражающие реализацию данного направления.

Так как в соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 5159 «муниципальная программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования», предлагаем Проект постановления дополнить мероприятием, направленным на повышение квалификации и компетенции специалистов города Сургута в области спорта.

2.4. При сопоставлении перечня проектов (мероприятий), инвестиционных проектов, их источников финансирования и сроков реализации, указанных в Плане мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута[3] и в Проекте постановления, выявлены следующие несоответствия (см. Таблица 2).

Таблица 2

Перечень проектов (мероприятий), инвестиционных проектов

Источники финансирования проекта (мероприятия), инвестиционного проекта

Срок реализации проекта

(мероприятия), инвестиционного проекта

согласно Программе

согласно плану мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута

согласно Программе

согласно плану мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута

Проект «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия» на базе муниципального бюджетного учреждения «Олимпия»

Местный бюджет, межбюджетные трансферты из окружного бюджета

Местный бюджет

2014

2015-2017

Проект «Строительство аквапарка»

Не запланирован

Внебюджетные средства

Не запланирован

2018-2030

Строительство спортивного ядра в скр.35А города Сургут (2-пусковой комплекс)

Местный бюджет

Местный бюджет

2018-2022

2015-2017

Строительство легкоатлетического манежа

Местный бюджет

Местный бюджет, внебюджетные средства

2018-2022

2023-2030

Строительство объекта «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом и плавательным бассейном на 25м в мкр. 39»

Местный бюджет

Местный бюджет, внебюджетные средства

2023-2030

2018-2022

Строительство объекта «Спортивный комплекс с универсальны игровым залом и плавательным бассейном на 25 м вп. Черный мыс»

Местный бюджет

Местный бюджет, внебюджетные средства

2018-2022

2018-2022

 

Как видно из Таблицы 2 основные несоответствия выявлены по источникам финансирования и срокам реализации проектов. 

Кроме того, в Плане мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута в 2018-2030 годах предусмотрено строительство аквапарка за счет внебюджетных источников, но в Программе данный проект отсутствует и финансирование на него не планируется.

Также в Плане мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута обозначен проект «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия», который будет реализовываться в период с 2015-2017 годы за счет средств местного бюджета. Фактически указанный проект согласно Программе реализован в 2014 году за счет средств местного бюджета и межбюджетных трансфертов из окружного бюджета.

В связи с выявленными несоответствиями перечня проектов (мероприятий), инвестиционных проектов, их источников финансирования и сроков реализации, предлагаем Администратору привести данные Плана мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута и Программы во взаимное соответствие.

2.5. Целевые показатели результатов реализации Программы на 2016 год соответствуют целевым показателям, указанным в Проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год».

2.6. Общий объем финансирования с 2014 года по 2030 год, указанный в приложении к Программе, составляет 16 311 059 021,00 рубль (без учёта средств внебюджетных источников), в том числе:

— на 2014 год в размере 997 867 866,00 рублей;

— на 2015 год в размере 1 288 654 189,00 рублей, что соответствует объёму финансирования Программы, утверждённому решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ;

— на 2016 год в размере 1 204 650 921,00 рубль, что соответствует объему бюджетных ассигнований, указанному в проекте бюджета по данной Программе;

— на 2017 год в размере 910 814 477,00 рублей;

— на 2018 год в размере 921 166 004,00 рубля;

— на период с 2019 года по 2030 год в размере 915 658 797,00 рублей ежегодно.

Информация об основных подпрограммах, объёме финансирования (в разрезе источников), предусмотренных Программой, проектом бюджета, решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ на 2015 год и 2016 год, представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Наименование подпрограммы

Бюджетные ассигнования согласно решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ, руб.

Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год, руб.

Бюджетные ассигнования согласно Проекту постановления на 2016 год, руб.

Отклонение бюджетных ассигнований по Проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований, руб.:

по решению о бюджете города

по проекту бюджета на 2016 год

(гр.6-гр.5)

2015 год

2016 год

2015 год

(гр.6 –гр.3)

2016 год

(гр.6 – гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

8

            9

1.

Организация занятий физической культурой и массовым спортом

286 102 873

288 407 127

320 136 581

320 136 581

34 033 708

31 729 454

2.

Дополнительное образование в спортивных школах

576 323 651

577 599 601

590 472 522

590 472 522

14 148 871

12 872 921

3.

Развитие инфраструктуры спорта

422 357 930

5 143 740

289 445 900

289 445 900

-132 912030

284 302 160

4.

Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время (на базе учреждений физической культуры и спорта)

3 869 735

3 869 735

4 595 918

4 595 918

726 183

726 183

5.

Всего, в том числе:

1 288 654 189

875 020 203

1 204 650 921

1 204 650 921

-84 003 268

329 630718

5.1

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

384 270 375

6 231 156

251 705 259

251 705 259

-132 565116

245 474103

5.2

за счёт местного бюджета

904 383 814

868 789 047

952 945 662

952 945 662

48 561 848

84 156 615

Администратор / Соадминистратор

1)

Департамент культуры, молодежной политики и спорта

821 552 362

57 053 062

859 044 881

859 044 881

37 492 519

801 99 1819

2)

Департамент архитектуры и градостроительства

412 494 285

0

289 445 900

289 445 900

-123 04 8385

289 445 900

3)

Департамент городского хозяйства

54 607 542

817 967 141

56 160 140

56 160 140

1 552 598

-761 807001

Общий объём финансирования, предусмотренный на реализацию Программы в 2016 году уменьшился по сравнению с 2015 годом на 84 003 268,00 рублей, в том числе за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из окружного бюджета на 132 565 116,00 рублей и увеличения средств местного бюджета на 48 561 848,00 рублей. На указанное изменение повлияло уменьшение объема бюджетных ассигнований по подпрограмме «Развитие инфраструктуры спорта» в связи с отсутствием в 2016 году вновь запланированных объемов работ и, соответственно, объемов финансирования по мероприятиям указанной подпрограммы.

Сумма бюджетных ассигнований, выделяемая в 2016 году на реализацию подпрограммы «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» по сравнению с 2015 годом возросла на 34 033 708,00 рублей, в том числе за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из окружного бюджета на 1 368 000,00 рублей и увеличения средств местного бюджета на 35 401 708,00 рублей. Основная часть указанной суммы будет направлена на обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по организации занятий физической культурой и массовым спортом.

Финансирование по подпрограмме «Дополнительное образование в спортивных школах» возросло в 2016 году на 14 148 871,00 рубль по сравнению с 2015 годом, в том числе за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из окружного бюджета на 7 323 507,00 рублей и увеличения средств местного бюджета на 21 472 378,00 рублей. Основная сумма дополнительного финансирования за счет средств местного бюджета будет направлена на обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по обеспечению дополнительного образования в спортивных школах.

Сумма бюджетных ассигнований, выделяемая в 2016 году на реализацию подпрограммы «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время (на базе учреждений физической культуры и спорта)» по сравнению с 2015 годом возросла на 726 183,00 рубля, в связи с выделением дополнительного финансирования из окружного бюджета на мероприятие «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в муниципальных образованиях автономного округа».

2.7. На мероприятие 3.1.10 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 метров в городе Сургуте»
(далее – спорткомплекс, мероприятие 3.1.10) в 2016 году выделено дополнительное финансирование из средств окружного и местного бюджета в общей сумме 289 445 900,00 рублей. Значения показателей по данному мероприятию в Программе отражены следующим образом (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Наименование мероприятия

Объем финансирования (всего, руб.)

В том числе по годам:

Наименование показателе, ед. измер.

Значение показателя, в том числе

Итоговое значение показателя

2014 год

2015 год

2016 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Мероприятие 3.1.10

 

 

 

 

 

 

 

820 829 185,00

118 889 000,00

412 494 285,00 289 445 900,00

Количество вновь введенных объектов спорта, ед.

Количество выполненных работ по корректировке проектно-изыскательных работ, ед.

Степень готовности объекта, %

 

 

 

28

1

 

1

 

100

 

 

86

0

1

86


Информация о причинах вносимых изменений по мероприятию 3.1.10 в пояснительной записке к Проекту постановления отсутствует.

Согласно устным пояснениям соадминистратора Программы (департамент архитектуры и градостроительства) сумма на строительство данного объекта изначально составляла 531 383 285,00 рублей, завершение строительства планировалось в 2015 году. В связи с тем, что в 2015 году повысился курс доллара, увеличилась стоимость затрат на строительные материалы, подрядчик отказался выполнять дальнейшие работы по строительству данного объекта по стоимости, которая изначально была прописана в контракте, и контракт был расторгнут. При планировании бюджетных ассигнований на 2016 год был произведён перерасчёт стоимости работ по строительству объекта «Спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 метров в городе Сургуте», а сроки его ввода в эксплуатацию перенесены на 2017 год.

Так как значения показателей по мероприятию 3.1.10 в Программе (см. Таблица 4) не отражают стадию строительства объекта, планируемый год его завершения, считаем, что в Программе они отображены не корректно.

С целью устранения данного замечания рекомендуем отразить значения показателей мероприятия 3.1.10, например, в соответствии с Таблицей 5.

Таблица 5

 

Наименование мероприятия

Объем финансирования (всего, руб.)

В том числе по годам

Наименование показателе, ед. измер.

Значение показателя, в том числе

Итоговое значение показателя

2014 год

2015 год

2016 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Мероприятие 3.1.10

 

 

 

 

 

 

 

820829185,00

118889000,00

412494285,00 289445900,00

Количество вновь введенных объектов спорта, ед.

Количество выполненных работ по корректировке проектно-изыскательных работ, ед.

Степень готовности объекта, %

 

28

1

от 29

до 85

86

1

 

100

1

1

 

100

 

2.8. В соответствии с пояснительной запиской[4] планирование бюджетных расходов на развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2016 год осуществлялось в соответствии с утверждённым Базовым (отраслевым) перечнем государственных и муниципальных услуг (работ)[5].

Согласно пункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное задание) на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Пунктом 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.

При этом, в подпункте «з» пункта 5 правил формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг Постановления Правительства от 26.02.2014 № 151 говорится о том, что в базовый (отраслевой) перечень включаются наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем государственной (муниципальной) услуги (выполняемой работы), и единицы их измерения.

В ходе экспертизы установлено, что в Программе отражены не все показатели, предусмотренные Базовым (отраслевым) перечнем государственных и муниципальных услуг. Так, например, согласно финансово-экономическим обоснованиям, представленным в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, реализацию мероприятия «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по организации занятий физической культурой и массовым спортом» планируется осуществлять посредством оказания девяти муниципальных работ и шести муниципальных услуг[6]:

Показателями объема по данным муниципальным услугам согласно Базовому (отраслевому) перечню услуг и работ в сфере «Физическая культура и спорт» являются, в том числе: число лиц, прошедших спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки по олимпийским видам спорта, чел.[7]

В Программе же по данному мероприятию предусмотрен единственный показатель:

— количество потребителей муниципальных услуг (работ) по организации занятий физической культурой и массовым спортом, чел.

Так как формирование бюджета города Сургута на 2016 год основано на программно — целевом методе бюджетного планирования, при котором планирование должно исходить из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности, с целью более полного отражения информации об оказываемых услугах, предлагаем дополнить показатели Программы, соответствующими показателями из Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг (работ).

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагает Администрации города:

3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 2.7, п. 2.8 настоящего заключения.

3.2. Представить информацию о принятых мерах в КСП города не позднее 21.12.2015 года.

Инспектор отдела контроля

расходов на социальную сферу                                А.Г. Балуева

Согласовано

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты города Сургута                         В.И. Жуков

Аудитор                                                       И.А. Дубровина


[1]Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – Стратегия СЭР города Сургута).

[2]Распоряжение Администрации города Сургута от 11.09.2015 № 2208 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3052 «О разработке муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 — 2020 годы»

 

[3]Постановление Администрации города Сургута от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее — План мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута).

[4]Пояснительная записка б/н за подписью директора ДКМПиС «Распределение предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств» (далее – пояснительная записка).

[5]Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных работ и услуг, оказываемых и выполняемых Федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) (далее — Постановление Правительства от 26.02.2014
№ 151, Базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг (работ)).

[6]Муниципальные услуги в рамках мероприятия «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по организации занятий физической культурой и массовым спортом»:

— «Проведение занятий физкультурно – спортивной направленности по месту проживания граждан»;

— «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта: фигурное катание на коньках (этап начальной подготовки), фигурное катание на коньках (тренировочный этап — этап спортивной специализации), хоккей (этап начальной подготовки), хоккей (тренировочный этап – этап спортивной специализации), хоккей (этап совершенствования спортивного мастерства)».

[7]Фигурное катание на коньках (этап начальной подготовки), фигурное катание на коньках (тренировочный этап — этап спортивной специализации), хоккей (этап начальной подготовки), хоккей (тренировочный этап – этап спортивной специализации), хоккей (этап совершенствования спортивного мастерства).