1.Общие положения
В составе материалов к Проекту решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее – проект бюджета) в Контрольно-счетную палату города были представлены на экспертизу тридцать две муниципальные программы, в том числе проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8989 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (в редакции от 06.11.2015), который в дальнейшем сопроводительным письмом Администрации города Сургута от 23.11.2015 № 01-11-8094/14-0-0 (далее – письмо Администрации города от 23.11.2015) был заменён на другую редакцию (от 09.11.2015, далее – Проект постановления, Программа). Согласно письму Администрации города от 23.11.2015 указанная замена была вызвана наличием технической ошибки в Проекте постановления.
В связи с необходимостью проведения экспертиз муниципальных программы до подготовки заключения на проект бюджета экспертиза Программы проведена в кратчайшие сроки.
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате (далее – КСП города), утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза Программы на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Выводы по результатам настоящей экспертизы сформированы на основании представленных информации и документов.
2.Анализ изменений, вносимых в Программу
2.1 Администратором Программы является департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС).
Внесение изменений в Программу обусловлено:
— формированием проекта бюджета;
— утверждением Стратегии СЭР города Сургута[1];
— приведением объема бюджетных ассигнований на 2015 год в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» в редакции от 23.09.2015 № 765-VДГ (далее – решение Думы города № 636-V ДГ, решение о бюджете города);
— изменением паспорта муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2030 годы» (далее – паспорт программы, паспорт)[2].
В связи с утверждением Стратегии СЭР города Сургута срок реализации Программы изменён и установлен на период с 2014 года по 2030 год.
2.2 В результате проведенной экспертизы установлено следующее.
Цели, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы соответствуют данным, отраженным в паспорте программы.
Период действия Программы (с 2014 года по 2030 год) соответствует периоду, указанному в её паспорте и не превышает период, установленный в пункте 1.8. Порядка № 5159, Стратегии СЭР города Сургута.
В паспорте программы в графе «основания для разработки программы» не верно отражено наименование правового акта, послужившего основой для разработки Программы (см. Таблица 1)
Таблица 1
Наименование правового акта согласно Проекту постановления |
Фактическое наименование правового акта |
Государственная программа Российский Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302-р |
Государственная программа Российский Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 |
2.3. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» Программы указывается, что «деятельность муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодёжной политики и спорта, осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014-2030 годы» и обусловлена достижением целевого ориентира развития физической культуры и спорта – увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обозначенного в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Стратегии СЭР города Сургута, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, муниципального образования городской округ город Сургут». Предлагаем в графе «основания для разработки программы» отразить документы в соответствии с их фактическим наименованием.
При этом, в Стратегии СЭР города Сургута целью направления «Человеческий потенциал» вектора «Культура, спорт и молодёжная политика» является: создание условий, обеспечивающих возможность сургутянам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
В основные задачи указанного направления входит следующее:
— увеличить число сургутян, регулярно занимающихся физической культурой и спортом три и более раз в неделю по 30 -50 минут за одно занятие на основе развитой мотивации быть спортивным и здоровым;
— создать развитую инфраструктуру для занятий физкультурой и спортом;
— повысить квалификацию и компетенцию специалистов в области спорта. Создать центры по оказанию научно-методического сопровождения физкультурно-оздоровительных услуг.
Следует отметить, что реализация двух первых задач направления «Человеческий потенциал» вектора «Культура, спорт и молодёжная политика» Стратегии СЭР города Сургута Программой предусмотрена, а задача повышения квалификации и компетенции специалистов в области спорта в Проекте постановления отсутствует, соответственно, не предусмотрены и показатели, отражающие реализацию данного направления.
Так как в соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 5159 «муниципальная программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования», предлагаем Проект постановления дополнить мероприятием, направленным на повышение квалификации и компетенции специалистов города Сургута в области спорта.
2.4. При сопоставлении перечня проектов (мероприятий), инвестиционных проектов, их источников финансирования и сроков реализации, указанных в Плане мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута[3] и в Проекте постановления, выявлены следующие несоответствия (см. Таблица 2).
Таблица 2
Перечень проектов (мероприятий), инвестиционных проектов |
Источники финансирования проекта (мероприятия), инвестиционного проекта
|
Срок реализации проекта (мероприятия), инвестиционного проекта |
||
согласно Программе |
согласно плану мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута |
согласно Программе |
согласно плану мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута |
|
Проект «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия» на базе муниципального бюджетного учреждения «Олимпия» |
Местный бюджет, межбюджетные трансферты из окружного бюджета |
Местный бюджет |
2014 |
2015-2017 |
Проект «Строительство аквапарка» |
Не запланирован |
Внебюджетные средства |
Не запланирован |
2018-2030 |
Строительство спортивного ядра в скр.35А города Сургут (2-пусковой комплекс) |
Местный бюджет |
Местный бюджет |
2018-2022 |
2015-2017 |
Строительство легкоатлетического манежа |
Местный бюджет |
Местный бюджет, внебюджетные средства |
2018-2022 |
2023-2030 |
Строительство объекта «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом и плавательным бассейном на 25м в мкр. 39» |
Местный бюджет |
Местный бюджет, внебюджетные средства |
2023-2030 |
2018-2022 |
Строительство объекта «Спортивный комплекс с универсальны игровым залом и плавательным бассейном на 25 м вп. Черный мыс» |
Местный бюджет |
Местный бюджет, внебюджетные средства |
2018-2022 |
2018-2022 |
Как видно из Таблицы 2 основные несоответствия выявлены по источникам финансирования и срокам реализации проектов.
Кроме того, в Плане мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута в 2018-2030 годах предусмотрено строительство аквапарка за счет внебюджетных источников, но в Программе данный проект отсутствует и финансирование на него не планируется.
Также в Плане мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута обозначен проект «Загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпия», который будет реализовываться в период с 2015-2017 годы за счет средств местного бюджета. Фактически указанный проект согласно Программе реализован в 2014 году за счет средств местного бюджета и межбюджетных трансфертов из окружного бюджета.
В связи с выявленными несоответствиями перечня проектов (мероприятий), инвестиционных проектов, их источников финансирования и сроков реализации, предлагаем Администратору привести данные Плана мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута и Программы во взаимное соответствие.
2.5. Целевые показатели результатов реализации Программы на 2016 год соответствуют целевым показателям, указанным в Проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год».
2.6. Общий объем финансирования с 2014 года по 2030 год, указанный в приложении к Программе, составляет 16 311 059 021,00 рубль (без учёта средств внебюджетных источников), в том числе:
— на 2014 год в размере 997 867 866,00 рублей;
— на 2015 год в размере 1 288 654 189,00 рублей, что соответствует объёму финансирования Программы, утверждённому решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ;
— на 2016 год в размере 1 204 650 921,00 рубль, что соответствует объему бюджетных ассигнований, указанному в проекте бюджета по данной Программе;
— на 2017 год в размере 910 814 477,00 рублей;
— на 2018 год в размере 921 166 004,00 рубля;
— на период с 2019 года по 2030 год в размере 915 658 797,00 рублей ежегодно.
Информация об основных подпрограммах, объёме финансирования (в разрезе источников), предусмотренных Программой, проектом бюджета, решением Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ на 2015 год и 2016 год, представлена в Таблице 3.
Таблица 3
№ |
Наименование подпрограммы |
Бюджетные ассигнования согласно решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ, руб. |
Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год, руб. |
Бюджетные ассигнования согласно Проекту постановления на 2016 год, руб. |
Отклонение бюджетных ассигнований по Проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований, руб.: |
|||
по решению о бюджете города |
по проекту бюджета на 2016 год (гр.6-гр.5) |
|||||||
2015 год |
2016 год |
2015 год (гр.6 –гр.3) |
2016 год (гр.6 – гр.4) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Организация занятий физической культурой и массовым спортом |
286 102 873 |
288 407 127 |
320 136 581 |
320 136 581 |
34 033 708 |
31 729 454 |
— |
2. |
Дополнительное образование в спортивных школах |
576 323 651 |
577 599 601 |
590 472 522 |
590 472 522 |
14 148 871 |
12 872 921 |
— |
3. |
Развитие инфраструктуры спорта |
422 357 930 |
5 143 740 |
289 445 900 |
289 445 900 |
-132 912030 |
284 302 160 |
— |
4. |
Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время (на базе учреждений физической культуры и спорта) |
3 869 735 |
3 869 735 |
4 595 918 |
4 595 918 |
726 183 |
726 183 |
— |
5. |
Всего, в том числе: |
1 288 654 189 |
875 020 203 |
1 204 650 921 |
1 204 650 921 |
-84 003 268 |
329 630718 |
— |
5.1 |
за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
384 270 375 |
6 231 156 |
251 705 259 |
251 705 259 |
-132 565116 |
245 474103 |
— |
5.2 |
за счёт местного бюджета |
904 383 814 |
868 789 047 |
952 945 662 |
952 945 662 |
48 561 848 |
84 156 615 |
— |
Администратор / Соадминистратор |
||||||||
1) |
Департамент культуры, молодежной политики и спорта |
821 552 362 |
57 053 062 |
859 044 881 |
859 044 881 |
37 492 519 |
801 99 1819 |
— |
2) |
Департамент архитектуры и градостроительства |
412 494 285 |
0 |
289 445 900 |
289 445 900 |
-123 04 8385 |
289 445 900 |
— |
3) |
Департамент городского хозяйства |
54 607 542 |
817 967 141 |
56 160 140 |
56 160 140 |
1 552 598 |
-761 807001 |
— |
Общий объём финансирования, предусмотренный на реализацию Программы в 2016 году уменьшился по сравнению с 2015 годом на 84 003 268,00 рублей, в том числе за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из окружного бюджета на 132 565 116,00 рублей и увеличения средств местного бюджета на 48 561 848,00 рублей. На указанное изменение повлияло уменьшение объема бюджетных ассигнований по подпрограмме «Развитие инфраструктуры спорта» в связи с отсутствием в 2016 году вновь запланированных объемов работ и, соответственно, объемов финансирования по мероприятиям указанной подпрограммы.
Сумма бюджетных ассигнований, выделяемая в 2016 году на реализацию подпрограммы «Организация занятий физической культурой и массовым спортом» по сравнению с 2015 годом возросла на 34 033 708,00 рублей, в том числе за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из окружного бюджета на 1 368 000,00 рублей и увеличения средств местного бюджета на 35 401 708,00 рублей. Основная часть указанной суммы будет направлена на обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по организации занятий физической культурой и массовым спортом.
Финансирование по подпрограмме «Дополнительное образование в спортивных школах» возросло в 2016 году на 14 148 871,00 рубль по сравнению с 2015 годом, в том числе за счет уменьшения межбюджетных трансфертов из окружного бюджета на 7 323 507,00 рублей и увеличения средств местного бюджета на 21 472 378,00 рублей. Основная сумма дополнительного финансирования за счет средств местного бюджета будет направлена на обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по обеспечению дополнительного образования в спортивных школах.
Сумма бюджетных ассигнований, выделяемая в 2016 году на реализацию подпрограммы «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время (на базе учреждений физической культуры и спорта)» по сравнению с 2015 годом возросла на 726 183,00 рубля, в связи с выделением дополнительного финансирования из окружного бюджета на мероприятие «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в муниципальных образованиях автономного округа».
2.7. На мероприятие 3.1.10 «Выполнение работ по строительству объекта «Спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 метров в городе Сургуте»
(далее – спорткомплекс, мероприятие 3.1.10) в 2016 году выделено дополнительное финансирование из средств окружного и местного бюджета в общей сумме 289 445 900,00 рублей. Значения показателей по данному мероприятию в Программе отражены следующим образом (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Наименование мероприятия |
Объем финансирования (всего, руб.) |
В том числе по годам: |
Наименование показателе, ед. измер. |
Значение показателя, в том числе |
Итоговое значение показателя |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||||
Мероприятие 3.1.10
|
820 829 185,00 |
118 889 000,00 |
412 494 285,00 | 289 445 900,00 |
Количество вновь введенных объектов спорта, ед. Количество выполненных работ по корректировке проектно-изыскательных работ, ед. Степень готовности объекта, % |
—
—
28 |
1
1
100 |
—
—
86 |
— — — |
0 1 86 |
Информация о причинах вносимых изменений по мероприятию 3.1.10 в пояснительной записке к Проекту постановления отсутствует.
Согласно устным пояснениям соадминистратора Программы (департамент архитектуры и градостроительства) сумма на строительство данного объекта изначально составляла 531 383 285,00 рублей, завершение строительства планировалось в 2015 году. В связи с тем, что в 2015 году повысился курс доллара, увеличилась стоимость затрат на строительные материалы, подрядчик отказался выполнять дальнейшие работы по строительству данного объекта по стоимости, которая изначально была прописана в контракте, и контракт был расторгнут. При планировании бюджетных ассигнований на 2016 год был произведён перерасчёт стоимости работ по строительству объекта «Спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 метров в городе Сургуте», а сроки его ввода в эксплуатацию перенесены на 2017 год.
Так как значения показателей по мероприятию 3.1.10 в Программе (см. Таблица 4) не отражают стадию строительства объекта, планируемый год его завершения, считаем, что в Программе они отображены не корректно.
С целью устранения данного замечания рекомендуем отразить значения показателей мероприятия 3.1.10, например, в соответствии с Таблицей 5.
Таблица 5
Наименование мероприятия |
Объем финансирования (всего, руб.) |
В том числе по годам |
Наименование показателе, ед. измер. |
Значение показателя, в том числе |
Итоговое значение показателя |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||||
Мероприятие 3.1.10
|
820829185,00 |
118889000,00 |
412494285,00 | 289445900,00 |
Количество вновь введенных объектов спорта, ед. Количество выполненных работ по корректировке проектно-изыскательных работ, ед. Степень готовности объекта, % |
— —
28 |
— 1 от 29 до 85 |
— — 86 |
1 —
100 |
1 1
100 |
2.8. В соответствии с пояснительной запиской[4] планирование бюджетных расходов на развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2016 год осуществлялось в соответствии с утверждённым Базовым (отраслевым) перечнем государственных и муниципальных услуг (работ)[5].
Согласно пункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное задание) на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности.
Пунктом 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.
При этом, в подпункте «з» пункта 5 правил формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг Постановления Правительства от 26.02.2014 № 151 говорится о том, что в базовый (отраслевой) перечень включаются наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем государственной (муниципальной) услуги (выполняемой работы), и единицы их измерения.
В ходе экспертизы установлено, что в Программе отражены не все показатели, предусмотренные Базовым (отраслевым) перечнем государственных и муниципальных услуг. Так, например, согласно финансово-экономическим обоснованиям, представленным в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, реализацию мероприятия «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по организации занятий физической культурой и массовым спортом» планируется осуществлять посредством оказания девяти муниципальных работ и шести муниципальных услуг[6]:
Показателями объема по данным муниципальным услугам согласно Базовому (отраслевому) перечню услуг и работ в сфере «Физическая культура и спорт» являются, в том числе: число лиц, прошедших спортивную подготовку на этапах спортивной подготовки по олимпийским видам спорта, чел.[7]
В Программе же по данному мероприятию предусмотрен единственный показатель:
— количество потребителей муниципальных услуг (работ) по организации занятий физической культурой и массовым спортом, чел.
Так как формирование бюджета города Сургута на 2016 год основано на программно — целевом методе бюджетного планирования, при котором планирование должно исходить из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности, с целью более полного отражения информации об оказываемых услугах, предлагаем дополнить показатели Программы, соответствующими показателями из Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг (работ).
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 2.7, п. 2.8 настоящего заключения.
3.2. Представить информацию о принятых мерах в КСП города не позднее 21.12.2015 года.
Инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу А.Г. Балуева
Согласовано
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты города Сургута В.И. Жуков
Аудитор И.А. Дубровина
[1]Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – Стратегия СЭР города Сургута).
[2]Распоряжение Администрации города Сургута от 11.09.2015 № 2208 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3052 «О разработке муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 — 2020 годы»
[3]Постановление Администрации города Сургута от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее — План мероприятий по реализации Стратегии СЭР города Сургута).
[4]Пояснительная записка б/н за подписью директора ДКМПиС «Распределение предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств» (далее – пояснительная записка).
[5]Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных работ и услуг, оказываемых и выполняемых Федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) (далее — Постановление Правительства от 26.02.2014
№ 151, Базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг (работ)).
[6]Муниципальные услуги в рамках мероприятия «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальные услуги (работы) по организации занятий физической культурой и массовым спортом»:
— «Проведение занятий физкультурно – спортивной направленности по месту проживания граждан»;
— «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта: фигурное катание на коньках (этап начальной подготовки), фигурное катание на коньках (тренировочный этап — этап спортивной специализации), хоккей (этап начальной подготовки), хоккей (тренировочный этап – этап спортивной специализации), хоккей (этап совершенствования спортивного мастерства)».
[7]Фигурное катание на коньках (этап начальной подготовки), фигурное катание на коньках (тренировочный этап — этап спортивной специализации), хоккей (этап начальной подготовки), хоккей (тренировочный этап – этап спортивной специализации), хоккей (этап совершенствования спортивного мастерства).