1.Общие положения
Контрольно-счетной палатой города (далее – КСП) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8974 «Об утверждении муниципальной программы «Молодёжная политика Сургута на 2014-2020 годы» (далее – проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Программа рассмотрена на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями, далее – Порядок № 5159) и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу реализации Программы.
Администратором Программы является департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее – Департамент).
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых в Программу
Внесение изменений в Программу обусловлено формированием проекта бюджета на 2016 год (далее – проект бюджета), утверждением Стратегии социально-экономического развития г. Сургута на период до 2030 года[1].
Проектом постановления предлагается продлить срок реализации Программы и установить его на период 2014–2030 годы, а также изложить Программу в новой редакции.
В ходе настоящей экспертизы установлено следующее.
2.1. Согласно п. 5.5. Порядка № 5159 раздел 1 Программы должен содержать характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, Российской Федерации, утверждёнными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 решения Думы № 652-V ДГ[2] к документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся, в том числе:
— решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-VДГ «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года»;
— постановление Администрации города от 06.10.2015 № 7047 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов» (далее – ПАГ № 7047, основные направления г. Сургута);
— постановление Администрации города от 23.10.2015 № 7499 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов» (далее – ПАГ № 7499, прогноз СЭР г. Сургута);
— постановление Администрации города от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – ПАГ № 7674, План мероприятий по реализации Стратегии 2030).
В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» (далее – раздел 1) указано, что реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется в соответствии с вектором «Культура, спорт и молодёжная политика» направления «Человеческий потенциал» Стратегии 2030. При этом в разделе 1 не указано обоснование связи Программы ни с одним из указанных выше документов, кроме Стратегии 2030. Отдельные мероприятия и инвестиционные проекты, содержащиеся в плане мероприятий по реализации Стратегии 2030, не включены в Программу.
Таким образом, в нарушение п. 5.5. Порядка в разделе 1 Программы не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования, кроме Стратегии 2030. В связи с чем, предлагаем Администрации города доработать раздел 1 Программы, включив в его содержание обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных ст. 3 решения Думы № 652-V ДГ.
2.2. Общий объем финансирования Программы за 2014-2030 годы, указанный в приложении[3] к Программе, составляет 4 815 619 586,00 рублей (без учёта средств внебюджетных источников), в том числе:
— на 2014 год – 278 743 197,00;
— на 2015 год – 312 663 058,00 рублей;
— на 2016 год – 283 870 715,00 рублей, что соответствует объёму бюджетных ассигнований, указанному в проекте бюджета по данной Программе;
— на 2017 год – 327 404 926,00 рублей;
— на 2018 год – 287 823 802,00 рублей;
— на период с 2019 года по 2030 год – 277 092 824,00 рублей ежегодно.
Информация об объёмах бюджетных ассигнований на реализацию Программы (в разрезе подпрограмм, соадминистраторов и источников финансирования), предусмотренных проектом бюджета и решением Думы № 636-V ДГ, представлена в Таблице 1.
Таблица 1 (руб.)
Наименование подпрограммы |
Объём финансирования Программы |
Отклонение объёма финансирования Программы, предусмотренного в проекте постановления на 2016 год от предусмотренного решением Думы города от 23.09.2015 № 765-V ДГ |
|||
согласно решению Думы города от 23.09.2015 № 765-V ДГ[1] |
согласно проекту постановления |
||||
на 2015 год |
на 2016 год |
на 2015 год |
на 2016 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма 1[2] |
280 379 373,00 |
269 228 585,00 |
276 299 569,00 |
— 4 079 804,00 |
+ 7 070 984,00 |
Подпрограмма 2[3] |
29 999 091,00 |
15 356 638,00 |
5 599 170,00 |
— 24 399 921 |
— 9 757 468,00 |
Подпрограмма 3[4] |
2 284 594,00 |
2 284 594,00 |
1 971 976,00 |
— 312 618,00 |
— 312 618,00 |
Общий объём финансирования Программы – всего, в том числе |
312 663 058,00 |
286 869 817,00 |
283 870 715,00 |
— 28 792 343,00 |
— 2 999 102,00 |
По соадминистраторам Программы, из них |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
департамент культуры, молодёжной политики и спорта |
269 814 917,00 |
268 498 678,00 |
265 116 155,00 |
— 4 698 762,00 |
— 3 382 523,00 |
департамент городского хозяйства |
12 849 050,00 |
12 771 879,00 |
13 155 390,00 |
+ 306 340,00 |
+ 383 511,00 |
департамент архитектуры и градостроительства |
29 999 091,00 |
5 599 260,00 |
5 599 170,00 |
— 24 399 921,00 |
— 90,00 |
По источникам финансирования, из них |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
1 711 210,00 |
798 210,00 |
985 988,00 |
— 725 222,00 |
+ 187 778,00 |
за счёт средств местного бюджета |
310 951 848,00 |
286 071 607,00 |
282 884 727,00 |
— 28 067 121,00 |
— 3 186 880,00 |
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета:
— уменьшение объёма бюджетных ассигнований на 3 382,5 тыс. руб. по администратору Программы – департаменту культуры, молодёжной политики и спорта обусловлено вводом в эксплуатацию молодёжного центра по адресу: ул. Просвещения, 29 и оптимизацией расходов текущего характера;
— увеличение объёма бюджетных ассигнований на 383,5 тыс. руб. по соадминистратору – департаменту городского хозяйства (далее – ДГХ) обусловлено увеличением расходов на оплату коммунальных услуг и техническую эксплуатацию инженерных систем в связи с уточнением количественных показателей действующей сети по результатам технической инвентаризации и введением в эксплуатацию нового объекта.
2.3. Значения целевых показателей результатов реализации муниципальной программы, установленные на 2016 год в приложении к Программе, соответствуют значениям показателей результатов реализации муниципальной программы «Молодёжная политика Сургута на 2014-2030 годы», установленным в проекте бюджета, в том числе по показателям:
— количество мероприятий, проведённых учреждениями молодёжной политики, ед. – 977;
— количество детей и молодёжи, отдохнувших на базе лагерей с дневным пребыванием, чел. – 420.
2.4. В результате анализа показателей Программы установлено следующее.
1. Значение показателя «Количество временных мобильных туалетов, предоставленных при проведении городских массовых мероприятий, ед.» по мероприятию 1.1.3[8] в 2016-2030 годах установлено в количестве 2 единиц (ежегодно). Средства на данное мероприятие за тот же период предусмотрены в объёме 15 422,00 рублей ежегодно. При этом, в 2014 году значение этого показателя установлено в количестве 5 единиц при объёме финансирования 15 486,00 рублей, в 2015 году – 10 единиц и 30 970,00 рублей соответственно. Таким образом, расходы на установку и обслуживание 1-го временного мобильного туалета в 2016-2030 годах в 5 раз больше, чем в 2014-2015 годах. Указанное свидетельствует либо о наличии технической ошибки, либо о недостатках состава показателей (установленные показатели не обеспечивают полного отражения результатов расходования бюджетных средств, так как расходование зависит, в том числе, от количества городских массовых мероприятий, при проведении которых устанавливаются мобильные туалеты). Предлагаем Администрации города либо устранить техническую ошибку, либо предусмотреть дополнительные показатели по мероприятию 1.1.3 с целью более полного отражения результатов расходования бюджетных средств.
2. В подпрограмме 2[9] установлен целевой показатель «Количество объектов молодёжной политики, на которых выполнен капитальный ремонт, ед.». Итоговое значение данного показателя за период 2014-2030 годы установлено в количестве
2 единицы, в том числе: 1 единица – в 2015 году и 1 единица – в 2017 году. Согласно мероприятиям подпрограммы 2 капитальный ремонт в 2014-2030 годах должен быть произведён на объектах сферы молодёжной политики:
— «Встроенно-пристроенное помещение, ул. Просвещения, 29», что отражено в значении показателя «Количество объектов молодёжной политики, на которых выполнен капитальный ремонт, ед.» за 2015 год по мероприятию 2.1.2[10];
— «Встроенно-пристроенное помещение, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Первопроходцев, 18». При этом по мероприятию 2.1.1[11] не предусмотрен показатель, отражающий выполнение капитального ремонта на указанном объекте.
С целью корректного отражения итогового значения целевого показателя подпрограммы 2 предлагаем Администрации города по мероприятию 2.1.1 предусмотреть соответствующий показатель со значением 1 единица.
2.5. В состав Программы включена подпрограмма 1 «Организация мероприятий по работе с детьми и молодёжью» (далее – подпрограмма 1), в результате анализа которой установлено следующее.
2.5.1. Реализация мероприятий по работе с детьми и молодёжью осуществляется учреждениями сферы молодёжной политики, подведомственными Департаменту, за счёт средств субсидии на выполнение муниципального задания в соответствии с полномочиями, закреплёнными в Законе № 131-ФЗ[12] и Уставе города[13].
Согласно п. 34 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 34 ч. 1 ст. 7 Устава города к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе – организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. Однако, в ходе контрольного мероприятия[14] было выявлено, что МБУ «Вариант» в 2014-2015 годах организовывало участие детей и молодёжи города в мероприятиях различных уровней, в том числе – окружных, областных, региональных и российских. При этом, обеспечение такого участия осуществлялось за счёт средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии на выполнение муниципального задания МБУ «Вариант». Согласно п. 38 Положения о ДКМПиС[15] участие учащихся (воспитанников) подведомственных муниципальных организаций в окружных, областных, региональных, российских, международных конференциях, соревнованиях, фестивалях, конкурсах, олимпиадах, акциях, семинарах и других мероприятиях (далее – иногородние мероприятия) в области культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики обеспечивает Департамент в пределах выделенных бюджетных ассигнований и своей компетенции. Между тем, право на расходование средств бюджета для участия воспитанников подведомственных учреждений в иногородних мероприятиях в области молодёжной политики, в Законе № 131-ФЗ нормативно не закреплено. Механизм участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики в ХМАО–Югре определён в Законе № 27-оз[16]. Согласно ст. 19 Закона № 27-оз в целях реализации государственной молодёжной политики органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа в пределах своих полномочий могут самостоятельно участвовать в реализации государственной молодёжной политики, в том числе иными способами, не определёнными в данном законе. Однако, ни в Уставе города, ни в других муниципальных правовых актах города Сургута такое право не закреплено. Таким образом, расходование средств субсидии на выполнение муниципального задания на обеспечение участия детей и молодёжи города в иногородних мероприятиях является неправомерным. Учитывая изложенное, рекомендуем Администрации города нормативно закрепить право на обеспечение участия воспитанников подведомственных учреждений в окружных, областных, региональных, российских, международных конференциях, соревнованиях, фестивалях, конкурсах, олимпиадах, акциях, семинарах и других мероприятиях в области молодёжной политики. До закрепления такого права средства, запланированные в бюджете г. Сургута на 2016 год для обеспечения участия детей и молодёжи города в иногородних мероприятиях, предлагаем исключить из объёма финансирования Программы.
Поскольку финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, суммовые значения по указанному замечанию будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета.
2.5.2. Финансовое обеспечение на реализацию мероприятий подпрограммы 1 осуществляется, в том числе, путём предоставления учреждениям сферы молодёжной политики средств из бюджета города в форме субсидии на выполнение муниципального задания. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета при формировании расходов на предоставление таких субсидий бюджетным и автономным учреждениям учтены требования ст. 69.2 БК РФ, которые заключаются в необходимости формирования с 01.01.2016 года ведомственных перечней муниципальных услуг и работ на основе утверждённых федеральными органами исполнительной власти базовых (отраслевых) перечней. Однако, на момент внесения проекта бюджета в Думу города базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ, размещённые в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет», федеральными органами не актуализированы, техническая возможность формировать в данной системе ведомственные перечни муниципальных услуг и работ отсутствует. Кроме того, согласно письму Министерства образования и науки РФ (исх. от 08.09.2015№ АП-1670/18, далее – письмо Минобрнауки России) на официальном сайте www.bus.gov.ru представлена неактуальная редакция базовых перечней Минобрнауки России (от 11.11.2014), которая будет изменена после ввода в эксплуатацию системы «Электронный бюджет». В частности, в базовый перечень по виду деятельности «Молодёжная политика» планируется добавление работ, в том числе:
— организация досуга детей, подростков и молодёжи;
— организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий в сфере молодёжной политики, направленных на формирование системы развития талантливой и инициативной молодёжи, создание условий для самореализации подростков и молодёжи, развитие творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов подростков и молодёжи;
— организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий в сфере молодёжной политики, направленных на гражданское и патриотическое воспитание молодёжи, воспитание толерантности в молодёжной среде, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи;
— организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий в сфере молодёжной политики, направленных на вовлечение молодёжи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодёжи и формирование здорового образа жизни.
Согласно представленным материалам к проекту бюджета объём субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями сферы молодёжной политики рассчитан исходя из указанных выше работ, которые на сегодняшний день не предусмотрены в базовых перечнях услуг и работ. В связи с чем, расчёт объёма финансирования мероприятий подпрограммы 1 на момент проведения настоящей экспертизы нормативно не обоснован. В случае, если указанные выше работы не будут включены в базовые перечни до 01.01.2016, то данный расчёт будет являться недействительным, а предоставление субсидий на выполнение муниципального задания муниципальным бюджетным и автономным учреждениям – неправомерным.
Кроме того, в базовых перечнях предусмотрены качественные и количественные показатели для отражения результатов оказания (выполнения) услуг и работ. В связи с чем, после внесения изменений в базовые перечни предлагаем Администрации города проанализировать Программу на наличие таких показателей и, в случае их отсутствия, внести соответствующие изменения.
2.6. По тексту и в приложении к Программе встречаются словосочетания «муниципальные услуги», «предоставляемые услуги» (в различных склонениях). Однако, согласно базовым перечням государственных (муниципальных) услуг и работ, утверждённым, в том числе, в сферах «Молодёжная политика», «Образование и наука», начиная с 2016 года учреждения сферы молодёжной политики будут осуществлять оказание услуг и выполнение работ. Это также подтверждается материалами, представленными к проекту бюджета на 2016 год. В связи с чем, рекомендуем по тексту и в приложении к Программе словосочетания «муниципальные услуги», «предоставляемые услуги» заменить словами «муниципальные услуги и работы», «предоставляемые услуги и работы».
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пп. 2.1, 2.4, 2.5.1 настоящего заключения.
3.2. Рассмотреть предложения, изложенные в пп. 2.5.2, 2.6 настоящего заключения.
3.3. Информацию о принятых мерах направить в адрес КСП города не позднее 22.12.2015.
Исполнитель:
инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу Л.А. Бакина
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Аудитор И.А. Дубровина
[1] Решение Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее – решение Думы № 718-V ДГ, Стратегия 2030).
[2] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ (далее – решение Думы № 652-V ДГ).
[3] Приложение «Программные мероприятия, объём ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы функционирования «Обеспечение деятельности департамента культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города на 2014-2030 годы» (далее – приложение к Программе).
[4] Решение Думы города Сургута от 23.09.2015 № 765-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее – решение Думы города № 765).
[5] Подпрограмма 1 «Организация мероприятий по работе с детьми и молодёжью» (далее – подпрограмма 1).
[6] Подпрограмма 2 «Развитие инфраструктуры сферы молодёжной политики» (далее – подпрограмма 2).
[7] Подпрограмма 3 «Организация отдыха детей и молодёжи в каникулярное время (на базе учреждений молодёжной политики)»
(далее – подпрограмма 3).
[8] Мероприятие 1.1.3 «Организация установки и обслуживания временных мобильных туалетов при проведении городских молодёжных массовых мероприятий» (далее – мероприятие 1.1.3).
[9] Подпрограмма 2 «Развитие инфраструктуры сферы молодёжной политики» (далее – подпрограмма 2).
[10] Мероприятие 2.1.2. Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Встроенно-пристроенное помещение, ул. Просвещения, 29» (далее – мероприятие 2.1.2).
[11] Мероприятие 2.1.1. Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Встроенно-пристроенное помещение, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Первопроходцев, 18» (далее – мероприятие 2.1.1).
[12]Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(с изменениями, далее – Закон № 131-ФЗ).
[13]Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа–Югры утверждён решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (с изменениями, далее – Устав города).
[14] Контрольное мероприятие «Проверка использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии МБУ по работе с подростками и молодежью по месту жительства «Вариант» на выполнение муниципального задания и субсидии на иные цели за 2014 год и текущий период 2015 года. Проверка достижения показателей муниципального задания. Проверка поступления и использования средств от приносящей доход деятельности за 2014 год и текущий период 2015 года» (совместно с Прокуратурой города), проводимое в соответствии с п. 2.16 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год, утверждённого распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты от 26.12.2014 № 01-06-139/КСП.
[15] Положение о департаменте культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города, утверждённое решением Думы города Сургута от 24.05.2012 № 189-V ДГ (с изменениями, далее – Положение о ДКМПиС).
[16] Закон ХМАО — Югры от 30.04.2011 № 27-оз «О реализации государственной молодежной политики в ХМАО-Югре» (с изменениями, далее – Закон № 27-оз).