1. Общие положения
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – Проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014-2020 годы» рассмотрена на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса РФ, постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями, далее – Порядок № 5159) и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу реализации Программы. Администратор программы — департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города (далее – Администратор), соадминистраторы программы – департамент городского хозяйства Администрации города, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города.
Выводы по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых в Программу
2.1. Администратор вносит в Программу изменения в части:
— продления срока действия Программы до 2030 года;
— уточнения объёмов финансирования на 2015 год в соответствии с решением Думы города от 23.09.2015 № 765-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее – решение Думы № 636-V ДГ);
— уточнения объёмов финансирования в связи с формированием проекта бюджета города на 2016 год.
2.2. Распоряжением Администрации города от 11.09.2015 № 2205 были внесены изменения в паспорт муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы» [1] (далее – Паспорт), которые вступят в силу с 01.01.2016. В ходе экспертизы установлено, что задачи Программы не соответствуют задачам Паспорта. Данные несоответствия отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Редакция Паспорта, которая вступит в силу с 01.01.2016 |
Редакция Программы, которая вступит в силу с 01.01.2016 |
Задача 3. Реализация комплекса мер, направленных на выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей и молодежи, развитие обучающихся и обеспечение их профессиональной подготовки. | Задача 3. Реализация комплекса мер, направленных на выявление, сопровождение и поддержку одарённых детей, развитие обучающихся и обеспечение их предпрофессиональной подготовки. |
Задача 4. Совершенствование материально-технической базы детских школ искусств. | Задача 4. Совершенствование материально-технической базы детских школ искусств (по видам искусств). |
Задача 9. Создание условий для отдыха детей и молодежи и развитие творческих способностей в каникулярный период. | Задача 9. Создание условий для отдыха детей и развитие творческих способностей в каникулярный период. |
Задача 10. Создание муниципального механизма управления в сфере туризма города Сургута, информационное и методическое обеспечение отрасли туризма города Сургута, продвижение туристских возможностей города Сургута на российском и международном рынках. | Задача 10. Создание эффективного механизма взаимодействия муниципальных органов власти, туристского бизнеса, иных организаций в реализации проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности города. |
Наличие вышеуказанных отклонений противоречит требованиям абз. 7 п. 5.4 Порядка № 5159, в связи с чем предлагаем привести во взаимное соответствие Программу и её Паспорт.
2.3. Наименования отдельных показателей, отраженных в таблице 1 «Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы» (далее- таблица 1 «Динамика») не соответствуют наименованиям, указанным в приложении 1 к муниципальной Программе (см. Таблицу 2). С целью сопоставления показателей, отраженных в таблице 1 «Динамика» и в приложении 1 к муниципальной Программе, предлагаем привести их наименования во взаимное соответствие.
Таблице 2
Раздел 1 муниципальной Программы (таблица 1 «Динамика») |
Приложение 1 к муниципальной Программе |
Наименование показателя |
Наименование показателя |
Численность детей, обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств) по дополнительным программам в области искусств в рамках муниципального задания | Численность детей, обучающихся в муниципальных детских школах искусств (по видам искусств) по дополнительным программам в области искусств в рамках муниципального задания |
Доля лауреатов конкурсов в общей численности обучающихся в детских школ* искусств (по видам искусств), обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств в рамках муниципального задания | Доля лауреатов конкурсов в общей численности обучающихся в муниципальных детских школ* искусств (по видам искусств) по дополнительным программам в области искусств |
Количество детей, посетивших лагерь дневного пребывания | Количество учащихся, посетивших лагерь дневного пребывания |
Количество учреждений культуры и дополнительного образования, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания | Количество лагерей, открытых на базе учреждений культуры |
* Наименование показателя приводится в соответствии с редакцией муниципальной Программы.
Предлагаем Администратору исправить опечатки и несоответствия по тексту Программы.
2.4. Форму таблицы 1 «Динамика» раздела 1 рекомендуем привести в соответствие с приложением 2 к Порядку № 5159 (абз. 9 п. 5.5), т.е. рекомендуем название графы 2 «Наименование показателя», изложить в следующей редакции «Наименование показателя результата реализации муниципальной программы».
2.5. В нарушение абз. 4 п. 5.6 Порядка № 5159 в разделе 2 Программы не содержится обоснование сроков её реализации. Предлагаем устранить данное замечание.
2.6. Задачи раздела 3 Программы не соответствуют задачам, указанным в её приложении 1. Рекомендуем устранить данное несоответствие, которое отражено в Таблице 3.
Таблица 3
Раздел 3 муниципальной Программы |
Приложение 1 к муниципальной Программе |
Задача 4. Совершенствование материально-технической базы детских школ искусств (по видам искусств). | Совершенствование материально-технической базы детских школ искусств |
Задача 10. Создание эффективного механизма взаимодействия муниципальных органов власти, туристского бизнеса, иных организаций в реализации проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности города | Создание муниципального механизма управления в сфере туризма города Сургута, информационное и методическое обеспечение отрасли туризма города Сургута, продвижение туристических возможностей города Сургута на российском и международном рынках |
2.7. В нарушение абз. 3 п. 5.8 Порядка № 5159 в разделе 4 не отражен механизм реализации Программы, с учетом разграничения деятельности администратора и соадминистратора, направленной на достижение целевых показателей и решение задач, поставленных в программе, обеспечивающей их согласованные действия по конкретным мероприятиям, реализации и финансирования муниципальной Программы, включая четкое разграничение полномочий администратора и соадминистраторов. С целью устранения замечания рекомендуем доработать раздел 4 Программы.
2.8. Бюджетные ассигнования на реализацию Программы предусматриваются, в том числе по кодам видов расходов: 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)», 621 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)». Согласно п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности».
В п. 3.1. ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ. Согласно пп. «з» п. 5 постановления Правительства от 26.02.2014 № 151[2] в базовый (отраслевой) перечень включаются наименования показателей, характеризующих качество и (или) объем государственной (муниципальной) услуги (выполняемой работы), и единицы их измерения.
В связи с тем, что показатели из базового (отраслевого) перечня не отражены в Программе, предлагаем дополнить её соответствующими показателями, отраженными в Таблице 4.
Таблица 4
Базовый (отраслевой) перечень услуг и работ |
|
Наименование базовой услуги или работы |
Наименование показателя объема (качества) услуги (работы) |
Подпрограмма «Сохранение и популяризация историко-культурного наследия» | |
Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций | Количество предметов (Единица) |
Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (в стационарных условиях) | Количество посещений (Единица) |
Подпрограмма «Дополнительное образование детей в детских школах искусств» | |
Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ | Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги |
2.9. В Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут[3] установлен показатель «Количество массовых библиотек». В связи с отсутствием данного показателя в муниципальной Программе, с целью установления взаимосвязи с приоритетами социально-экономического развития города, которые отражены в документах стратегического планирования, а также для оценки обеспеченности города библиотеками, предлагаем предусмотреть вышеуказанный показатель в подпрограмме 1 «Библиотечное обслуживание населения».
2.10. Подпрограмма 7 предусматривает организацию отдыха детей и молодежи в каникулярное время (на базе учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей). Согласно п. 3.1 ст. 3 Стандарта качества муниципальной услуги «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время»[4]потребителями услуги являются физические лица в возрасте от 6 до 30 лет. Обращаем внимание, что согласно основам государственной молодежной политики[5], «молодежь это социально-демографическая группа, которая включает группу лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)». Согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ[6] к полномочиям органов местного самоуправления относится организация отдыха детей в каникулярное время. Возраст детей от 14 до 18 входит в возрастную категорию и «детей» и «молодежи». В связи с изложенным, рекомендуем из состава мероприятий и подпрограммы 7 «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время (на базе учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей)» исключить организацию отдыха молодежи в возрасте от 18 лет и старше, а также планируемый на данные цели объем финансирования.
2.11. Проектом постановления предлагается внесение изменений в объемы бюджетных ассигнований на 2015 год в целях приведения муниципальной Программы в соответствие с решением Думы № 636-V ДГ. Однако срок вступления в силу устанавливается с 01.01.2016. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.
Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую в настоящее время редакцию Программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого Проекта постановления в части целевых показателей и объемов финансирования 2015 года ранее, чем с 01.01.2016.
Объем финансирования Программы на 2015 год увеличен на сумму 8 549 008,00 рублей по сравнению с действующей редакцией Программы и составляет 1 362 520 062, 00 рублей (см. Таблицу 5). Бюджетные ассигнования, наименования и значения целевых показателей в Программе соответствуют решению Думы № 636-V ДГ.
Таблица 5
Наименование подпрограмм |
Объем финансирования на 2015 год |
Изменение |
|
Действующая редакция муниципальной Программы, руб. |
Проект муниципальной Программы, руб. |
(гр.3-гр.2), руб. |
|
Подпрограмма 1 «Библиотечное обслуживание населения» |
154 284 696 |
150 331 814 |
— 3 952 882 |
Подпрограмма 2 «Сохранение и популяризация историко-культурного наследия» |
116 419 067 |
110 790 415 |
— 5 628 652 |
Подпрограмма 3 «Дополнительное образование детей в детских школах искусств» |
366 043 068 |
386 096 760 |
+ 20 053 692 |
Подпрограмма 4 «Организация культурного досуга на базе учреждений и организаций культуры» |
467 203 534 |
461 037 551 |
— 6 165 983 |
Подпрограмма 5 «Организация массовых мероприятий» |
26 735 406 |
26 735 406 |
0 |
Подпрограмма 6 «Развитие инфраструктуры отрасли культуры» |
221 656 678 |
225 899 511 |
+ 4 242 833 |
Подпрограмма 7 «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время (на базе учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей») |
1 103 605 |
1 103 605 |
0 |
Подпрограмма 8 «Развитие внутреннего и въездного туризма» |
525 000 |
525 000 |
0 |
Всего, в том числе: |
1 353 971 054 |
1 362 520 062 |
+ 8 549 008 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
81 700 |
81 700 |
0 |
за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
165 758 296 |
179 717 504 |
+ 13 959 208 |
за счет местного бюджета |
1 114 236 173 |
1 108 825 973 |
— 5 410 200 |
за счет других источников (плата потребителей услуги) |
73 894 885 |
73 894 885 |
0 |
Администратор/Соадминистратор |
|||
Департамент культуры, молодежной политики и спорта |
1 103 152 521 |
1 108 464 167 |
+ 5 311 646 |
Департамент городского хозяйства (ДГХ) |
34 175 379 |
32 683 571 |
— 1 491 808 |
Департамент архитектуры и градостроительства (ДАиГ) |
216 643 154 |
221 372 324 |
+ 4 729 170 |
Всего |
1 353 971 054 |
1 362 520 062 |
+8 549 008 |
2.12. Объем финансирования Программы на 2016 год увеличен на 33 308 852,00 рублей по сравнению с решением Думы № 636-V ДГ и составляет 1 321 934 029,00 рублей (см. Таблицу 6). Бюджетные ассигнования, наименования и значения целевых показателей в Программе соответствуют проекту бюджета на 2016 год.
Таблица 6
№ п/п |
Наименование подпрограммы |
Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (в редакции от 23.09.2015) |
Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год |
Бюджетные ассигнования согласно муниципальной программы на 2016 год |
Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований по решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ (в редакции от 23.09.2015) |
|||
2015 год |
2016 год |
|||||||
2015 год (гр.6 –гр.3) |
2016 год (гр.6 – гр.4) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Подпрограмма 1 «Библиотечное обслуживание населения» |
150 331 814 |
176 083 683 |
174 163 789 |
174 163 789 |
+ 23 831 975 |
— 1 919 894 |
|
2 |
Подпрограмма 2 «Сохранение и популяризация историко-культурного наследия» |
108 454 184 |
126 314 143 |
104 758 147 |
104 758 147 |
— 3 696 037 |
— 21 555 996 |
|
3 |
Подпрограмма 3 «Дополнительное образование детей в детских школах искусств» |
386 096 760 |
376 395 058 |
365 405 921 |
365 405 921 |
— 20 690 839 |
-10 989 137 |
|
4 |
Подпрограмма 4 «Организация культурного досуга на базе учреждений и организаций культуры» |
389 628 897 |
418 691 953 |
458 249 868 |
458 249 868 |
+ 68 620 971 |
+ 39 557 915 |
|
5 |
Подпрограмма 5 «Организация массовых мероприятий» |
26 735 406 |
23 458 659 |
21 113 251 |
21 113 251 |
— 5 622 155 |
— 2 345 408 |
|
6 |
Подпрограмма 6 «Развитие инфраструктуры отрасли культуры» |
225 899 511 |
216 766 175 |
196 577 921 |
196 577 921 |
— 29 321 590 |
— 20 188 254 |
|
7 |
Подпрограмма 7 «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время (на базе учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей») |
953 605 |
953 605 |
563 424 |
563 424 |
— 390 181 |
— 390 181 |
|
8 |
Подпрограмма 8 «Развитие внутреннего и въездного туризма» |
525 000 |
1 601 708 |
1 101 708 |
1 101 708 |
+ 576 708 |
— 500 000 |
|
9 |
ИТОГО, в том числе: |
1 288 625 177 |
1 340 264 984 |
1 321 934 029 |
1 321 934 029 |
+ 33 308 852 |
— 18 330 995 |
|
по соадминистраторам программы: |
||||||||
9.1 | Департамент культуры, молодежной политики и спорта |
1 034 569 282 |
1 092 023 583 |
1 099 324 363 |
1 099 324 363 |
+ 64 755 081 |
+ 7 300 780 |
|
9.2 | Департамент городского хозяйства |
32 683 571 |
33 125 350 |
33 096 916 |
33 096 916 |
+ 413 345 |
— 28 434 |
|
9.3 | Департамент архитектуры и градостроительства |
221 372 324 |
215 116 051 |
189 512 750 |
189 512 750 |
— 31 859 574 |
— 25 603 301 |
|
по источникам финансирования: |
||||||||
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
81 700 |
90 700 |
100 100 |
100 100 |
+ 18 400 |
— 9 400 |
||
за счет межбюджетных трансфертов из окружного бюджета |
179 717 504 |
265 796 777 |
203 474 412 |
203 474 412 |
+ 23 756 908 |
— 62 322 365 |
||
за счет местного бюджета |
1 108 825 973 |
1 074 377 507 |
1 118 359 517 |
1 118 359 517 |
+ 9 533 544 |
+ 1 074 377 507 |
Общий объем финансирования по муниципальной Программе за период с 2017 года по 2030 год составит 14 900 303 232,00 рублей, в том числе:
— в 2017 году — в сумме 1 094 400 591,00 рублей;
— в 2018 году — в сумме 1 084 096 461,00 рублей;
— с 2019 года по 2030 год ежегодный объем ассигнований в размере 1 060 150 515 рублей.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета.
2.13. Для мероприятия 8.2.4 «Театр актера и куклы «Петрушка»» подпрограммы 6 «Развитие инфраструктуры отрасли культуры» предусмотрены показатели:
— количество снесенных объектов, неподлежащих эксплуатации, ед.;
— количество выполненных проектных работ, проект,
со значениями в 2016 году – 1 ед. для каждого показателя.
В рамках данного мероприятия предполагается снос старого здания театра, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. 60 лет Октября, д. 16, а также проектно-изыскательские работы на реконструкцию нового здания театра (бывший кинотеатр «Аврора»). Здание старого театра выведено из оперативного управления муниципального автономного учреждения «ТАиК «Петрушка» и передано комитету по управлению имуществом Администрации города[7]. Согласно п. 3.1. постановления Администрации города от 05.10.2015 № 6986 снос нежилого здания должен произвести МКУ «УКС». Таким образом, здание не находится на балансе учреждения, строительство новых объектов культуры на освобождаемом участке не предусмотрено, следовательно снос здания не способствует достижению цели подпрограммы 6 — создание современной развитой материально-технической базы учреждений культуры на территории муниципального образования городской округ город Сургут. Исходя из вышеизложенного, включение сноса указанного здания в подпрограмму не обосновано. В связи с чем, предлагаем по мероприятию 8.2.4 исключить показатель «Количество снесенных объектов, неподлежащих эксплуатации, ед.», а также бюджетные ассигнования, предусмотренные на снос старого здания «Театр актера и куклы «Петрушка»», в размере 1 002 120,00 рублей и предусмотреть мероприятие по сносу здания в муниципальной программе «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в городе Сургуте на 2014 -2020 годы», администратором которой является комитет по управлению имуществом Администрации города и соадминистратором — департамент архитектуры и градостроительства Администрации.
3. Заключительные положения
На основании изложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в п. 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.9, 2.10, 2.11, 2.13 настоящего заключения.
3.2. Рассмотреть предложение, изложенное в п. 2.8 настоящего заключения.
3.3. Представить информацию о принятых мерах в Контрольно-счетной палату города в срок, не позднее 21.12.2015.
Инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу А.М. Глотова
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной платы города В.И. Жуков
Аудитор И.А. Дубровина
[1] Распоряжение Администрации города от 11.09.2015 № 2205 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3051 «О разработке муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014 – 2020 годы».
[2] Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)» (далее – постановление Правительства от 26.02.2014 № 151).
[3] Постановление Администрации города Сургута от 23.10.2015 № 7499 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2016 год и плановый период 2017 — 2018 годов».
[4] Постановление Администрации города Сургута от 16.06.2014 № 3991 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время».
[5] Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
[6] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
[7] Постановление Администрации города от 05.10.2015 № 6986 «О сносе нежилого здания, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, улица 60 лет Октября, 16».