1. Общие положения.
Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8966 «Об утверждении муниципальной программы функционирования «Обеспечение деятельности департамента городского хозяйства в сфере дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса на 2014-2020 годы» (далее по тексту – проект Постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
В ходе экспертизы Проекта постановления проведена оценка вносимых изменений на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее по тексту – Порядок № 5159).
Администратором Программы является департамент городского хозяйства Администрации города (далее по тексту – ДГХ, Департамент, Администратор программы).
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
В ходе экспертизы проекта постановления установлено следующее.
2.Анализ Программы
2.1. Администратор вносит изменения в Программу по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1.2[1], 8.1.3[2] Порядка № 5159.
2.2. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции и установить срок действия с 01.01.2016.
2.3. Срок реализации Программы продлен до 2030 года с целью приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[3] (далее по тексту – Стратегия). Все разделы Программы откорректированы с учетом срока ее реализации до 2030 года.
2.4. В Разделе 1 указывается, что в рамках Программы «осуществляется администрирование муниципальных программ ДГХ, направленных на реализацию всех задач вектора «ЖКХ» направления «Жизнеобеспечение», формирование объективного чувства защищенности у горожан и обеспечение безопасности жителей города векторов «Коммуникации», «Безопасность», направления «Гражданское общество», что соответствует Стратегии…»
В нарушение п. 5.5. Порядка в Разделе 1 Программы, кроме Стратегии, не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования.
Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьей 3 решения Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, статьей 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз, статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
2.5. В приложение 1 к программе «Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы» внесены следующие изменения:
1) Актуализированы показатели результата реализации Программы на 2016 год в соответствии с Проектом бюджета;
2) Включены прогнозные объемы бюджетных ассигнований и показатели программных мероприятий на 2021 — 2030 годы.
2.6. Значения и наименования целевых показателей результатов реализации Программы и объем бюджетных ассигнований на её реализацию в 2015 году в размере 261 525 023,0 рублей соответствуют значениям и наименованиям целевых показателей и объему финансирования Программы, утвержденным Решением Думы № 636-V ДГ«О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (в редакции от 23.09.2015 № 765-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее по тексту – Решение Думы № 636-V ДГ).
2.7. Общий объем финансирования по Программе в целом до 2030 года составляет 4 438 635 315,0 рублей, в том числе:
— на 2016 год – 261 969 750,0 рублей;
— на 2017 год – 261 096 549,0 рублей, что ниже объемов 2016 года на 0,3%;
— с 2018 по 2030 годы – 261 463 149,0 рублей ежегодно.
Объем бюджетных ассигнований Программы на 2016 год соответствует параметрам её финансирования, предусмотренным Проектом бюджета[4]. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к Проекту бюджета, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении КСП города на Проект бюджета.
2.8. Объем финансирования Программы на 2016 год, предусмотренный Проектом бюджета, увеличен по сравнению с утвержденными Решением № 636-V ДГ объемами финансирования Программы на 2015 и 2016 годы соответственно на 444 727,0 рублей (или на 0,17%) и на 751 328,0 рублей (или на 0,29%). Информация об изменениях объемов финансирования Программы на 2016 год в разрезе мероприятий и источников финансирования представлена в Таблице 1.
Таблица 1
(в тыс. рублях)
№ п/п |
Наименование |
Источники финансирования |
Бюджетные ассигнования |
Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления (Программе) на 2016 год от бюджетных ассигнований: |
||||||
Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ |
на 2016 год |
по решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ |
по проекту бюджета |
|||||||
2015 год |
2016 год |
по проекту бюджета |
по проекту постановления (Программе) |
2015 год |
2016 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8=7-4 |
9=7-5 |
10=7-6 |
|
1 |
Мероприятие 6. Содержание аппарата управления департамента городского хозяйства | Всего, в том числе: |
103 683,1 |
101 235,7 |
97 293,8 |
97 293,8 |
-6 389,3 |
-3 942,0 |
0,0 |
|
— за счет средств местного бюджета |
103 683,1 |
101 235,7 |
97 293,8 |
97 293,8 |
-6 389,3 |
-3 942,0 |
0,0 |
|||
2 |
Мероприятие 7. Обеспечение объектов социальной сферы услугами нормативного качества, надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры | Всего, в том числе: |
84 111,6 |
83 975,3 |
88 050,2 |
88 050,2 |
3 938,6 |
4 075,0 |
0,0 |
|
— за счет средств местного бюджета |
84 111,6 |
83 975,3 |
88 050,2 |
88 050,2 |
3 938,6 |
4 075,0 |
0,0 |
|||
3 |
Мероприятие 8. Обеспечение надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов дорожного хозяйства, городского пассажирского транспорта и объектов жилищно-коммунального комплекса | Всего, в том числе: |
73 730,3 |
76 007,4 |
76 625,7 |
76 625,7 |
2 895,4 |
618,4 |
0,0 |
|
— за счет средств местного бюджета |
73 730,3 |
76 007,4 |
76 625,7 |
76 625,7 |
2 895,4 |
618,4 |
0,0 |
|||
4 |
Общий объем ассигнований на реализацию программы – всего, в том числе | Всего, в том числе: |
261 525,0 |
261 218,4 |
261 969,8 |
261 969,8 |
444,7 |
751,3 |
0,0 |
|
— за счет средств местного бюджета |
261 525,0 |
261 218,4 |
261 969,8 |
261 969,8 |
444,7 |
751,3 |
0,0 |
2.10. Основной причиной роста планируемых объемов финансирования на реализацию Программы в 2016 году является увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда МКУ «ДЭАЗиИС»[5] и МКУ «ДДТиЖКК»[6], что обусловлено увеличением штатной численности учреждений.
2.10.1. В МКУ «ДЭАЗиИС» планируется создание нового отдела по мониторингу технического состояния зданий и сооружений социальной сферы численностью 4 единицы. Согласно представленной к Проекту бюджета пояснительной записке, «в задачи мониторинга входит разработка решений по обеспечению сохранности и надежности эксплуатации существующих зданий и сооружений, недопущению негативных изменений окружающей среды, предупреждению и устранению дефектов конструкций, а также осуществление контроля за выполнением принятых решений».
В отношении правомерности создания вышеуказанного отдела и расходов на его содержание отметим следующее.
В соответствии с пунктами 6, 7, 9 статьи 55.24. ГрК РФ[7] в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится … путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 31 Устава города определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом относится к исключительной компетенции Думы города. Согласно пунктам 1, 9 статьи 6 Решения Думы города № 604-IV ДГ[8] ответственность за «надлежащее содержание муниципального имущества» возлагается на бюджетные учреждения, которым это имущество передано в оперативное управление. При этом на муниципальном уровне отсутствуют правовые акты, предусматривающие возложение на МКУ «ДЭАЗиИС» полномочий по эксплуатации зданий и сооружений социальной сферы (включая мониторинг их технического состояния).
Кроме того, в соответствии с правилами, установленными в разделе 4 ГОСТ 31937-2011[9] обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят по определенной программе, утверждаемой заказчиком, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Специализированная организация: физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.
Таким образом, функции по осуществлению мониторинга технического состояния зданий и сооружений социальной сферы могут быть возложены на МКУ «ДЭАЗиИС» только в случае закрепления за ним соответствующих полномочий путем внесения соответствующих изменений в решение Думы города № 604-IV ДГ7.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем исключить расходы на содержание нового отдела из объемов финансирования Мероприятия 7 «Обеспечение объектов социальной сферы услугами нормативного качества, надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры».
2.10.2. В МКУ «ДДТиЖКК» планируется увеличение штатной численности на 1 единицу, вследствие передачи МКУ «ДДТиЖКК» функции по приему заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и прилагаемых к нему документов, выполняемой в рамках муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
Согласно представленной к Проекту бюджета пояснительной записке увеличение численности МКУ «ДДТиЖКК» планируется из-за роста объема работ, выполняемых в рамках оказания вышеуказанной муниципальной услуги, вследствие внесения изменений в законодательство[10] в части уточнения перечня транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, в результате чего «все самоходные механические транспортные средства всех организаций города должны получать специальные разрешения для движения по автомобильным дорогам города»[11]. Анализ правомерности и целесообразности увеличения штатной численности МКУ «ДДТиЖКК» будет проведен в рамках экспертизы Проекта бюджета на 2016 год.
Заключительные положения.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.4 и 2.10.1 настоящего заключения.
3.2. Представить информацию о рассмотрении замечаний и предложений в адрес Контрольно-счетной палаты города не позднее 21.12.2015.
Начальник отдела контроля
расходов на городское хозяйство Ж.А. Шаева
Согласовано:
Заместитель Председателя
Контрольно-счетной палаты
города Сургута В.И. Жуков
Начальник отдела контроля
расходов на ремонтно-строительные работы И.Ю. Недорезова
[1] Формирование проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
[2] Внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, муниципальные правовые акты.
[3] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее по тексту — Стратегия).
[4] Проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее по тексту – Проект бюджета).
[5] Муниципальное казенное учреждение «Дирекция эксплуатации административных зданий и инженерных систем» (далее по тексту — МКУ «ДЭАЗиИС»).
[6] Муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (далее по тексту — МКУ «ДДТиЖКК»).
[7] Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту — ГрК РФ).
[8] Решение Думы города от 07.10.2009 № 604-V ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (с изменениями, далее – Решение Думы города № 604-V ДГ).
[9] 1) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.03. 2010 № 37-ст. (период действия по 31.12.2013, включительно);
2) Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12. 2012 № 1984-ст (период действия с 01.01.2014).
[10] «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934.
[11] Пояснительная записка к Проекту бюджета.