Заключение № 01-17-214/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2020 годы»

1.Общие положения

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута (далее — КСП города), утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом муниципального финансового контроля «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 № 01-06-85/13 КСП.

Предлагаемые изменения проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8982 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – проект постановления, Программа) рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утвержденному постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее — Порядок), и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам экспертизы проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год» (далее – Проект бюджета на 2016 год), возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении КСП города на Проект бюджета на 2016 год.

2. Анализ Проекта постановления

Согласно пояснительной записке администратора в Программу внесены следующие изменения:

—  исключены подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте» и «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте»;

— содержание подпрограмм «Обеспечение деятельности Администрации города» и «Строительство объектов муниципальной собственности» объединено в муниципальную программу «Обеспечение деятельности Администрации города на 2014-2030 годы» без деления на подпрограммы;

— внесены изменения в цели, задачи, мероприятия и целевые показатели;

— изменены объемы ассигнований за весь период реализации программы.

Указанные изменения предложены к вступлению в силу с 01.01.2016.

По результатам экспертизы проекта постановления установлено следующее.

 

1. В соответствии с пунктом 5.5. Порядка Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» должен содержать характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся[1]:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период[2];

5) муниципальные программы.

К документам стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры относятся[3]:

1) стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

2) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период;

3) бюджетный прогноз Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период[4];

4) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на среднесрочный период;

5) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

6) государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

7) схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся[5], в том числе следующие:

1) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

2) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

3) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В Разделе 1 Программы отражена её связь только со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[6]. В данном Разделе указано, что реализация мероприятий направлена на стимулирование позитивной активности сургутян, вовлечение горожан в управление городом, что соответствует вектору «Самоуправление» направления «Гражданское общество» Стратегии.

В нарушение пункта 5.5 Порядка в Разделе 1 не содержится обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования, кроме указанной Стратегии.

Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьей 3 решения Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, статьей 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз, статьей 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

  1. Проектом постановления предлагается установить объем финансирования по Программе на период 2014-2030 годы в общей сумме 18 385 344 994 рублей.

Объем финансирования по Программе за 2014 -2015 годы не соответствует решению Думы города Сургута от 02.06.2015 № 711-V ДГ «Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014 год» и решению Думы города Сургута от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» (в редакции от 23.09.2015, далее – решение о бюджете города на 2015 год) в связи с исключением 01.01.2016 из Программы объемов финансирования и показателей 2014-2015 годов по подпрограммам «Развитие малого и среднего предпринимательства» и «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте».

Поскольку Программа не утратила силу, а продолжает свое действие, и срок ее реализации установлен с 2014 по 2030 годы, то в соответствии с пунктом 8.1.4 Порядка ее необходимо привести в соответствие с вышеуказанными решениями Думы города. В связи с исключением объемов финансирования и показателей по данным направлениям существует возможный риск того, что общий объем исполнения по Программе в части расходов и целевых показателей не будет соответствовать решениям Думы города об исполнении бюджета за 2014 и 2015 годы.

Кроме того, исключение вышеуказанных объемов и соответствующих показателей 2014 — 2015 годов не позволит осуществить оценку эффективности их реализации по окончании срока действия Программы в 2030 году.

В связи с чем, предлагаем рассмотреть один из вариантов — отразить в Программе объемы финансирования и показатели за 2014 и 2015 годы либо утвердить с 01.01.2016 новую муниципальную программу «Обеспечение деятельности Администрации города на 2016-2030 годы», а срок реализации действующей программы «Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014-2020 годы» установить до 31.12.2015.

  1. Объем финансирования Программы на 2016 год соответствует объему финансирования на ее реализацию, указанному в Проекте бюджета на 2016 год, и составляет 1 172 109 859 рублей (Таблица), в том числе:

— за счет федерального бюджета – 19 255 700 рублей;

— за счет окружного бюджета – 7 007 500 рублей;

— за счет местного бюджета – 1 145 846 659 рублей.

Таблица

(рублей)

№ п/п

Наименование задач Программы

Бюджетные ассигнования согласно Проекту бюджета на 2016 год

Бюджетные ассигнования согласно проекту постановления на 2016 год

Отклонение

1

2

3

4

5

1. Осуществление функций, возложенных на структурные подразделения Администрации города, не являющиеся юридическими лицами, в соответствии с положениями о структурных подразделениях Администрации города

613 105 876

613 105 876

2. Развитие материально-технической базы органов местного самоуправления

421 308 823

421 308 823

3. Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе путем организации их предоставления по принципу «одного окна»

137 695 160

137 695 160

  ИТОГО:

1 172 109 859

1 172 109 859

В соответствии с пунктом 5.7 Порядка все мероприятия по исполнению государственных полномочий изложены в соответствии с их наименованиями согласно законам ХМАО-Югры, наделяющими государственными полномочиями город Сургут, а объемы финансирования по ним соответствуют объемам бюджетных ассигнований, указанным в Законе ХМАО — Югры от 16.11.2015 № 118-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2016 год».

В ходе анализа мероприятий, направленных на решение задач Программы за счет средств местного бюджета, установлено следующее.

1) На проведение мероприятия по реализации переданных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния предусмотрено 26 164 407 рублей (в том числе за счет средств местного бюджета 92 807 рублей). Право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Закона ХМАО — Югры от 30.09.2008 № 91-оз[7] и пунктом 7 статьи 65 Устава города.

Средства местного бюджета предлагается направить на отчисления в профсоюзную организацию на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в отношении работников, осуществляющих государственные полномочия. Данные обязательства предусмотрены в отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства, что не соответствует требованиям статьи 86 Бюджетного кодекса РФ. Следовательно, указанные расходы в сумме 92 807 рублей включены в проект бюджета города на 2016 год в отсутствие расходного обязательства, что является нарушением статьи 65 Бюджетного кодекса РФ.

Вместе с тем, Администрацией города подготовлен проект решения Думы города «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния», который предлагается к рассмотрению на 45 заседании Думы города 25 ноября 2015 года. В случае отклонения данного проекта решения Думы города включение в Программу и дальнейшее использование средств местного бюджета на указанные цели будет являться неправомерным.

2) Федеральным законом от 29.12.2014 № 456-ФЗ внесено изменение в подпункт 9 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, которым полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности с 01.01.2015 дополнены разработкой и утверждением программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и программ комплексного развития социальной инфраструктуры. В настоящее время в городе Сургуте данные программы комплексного развития не утверждены. В связи с чем, предлагаем департаменту по экономике Администрации города в рамках осуществления функций, предусмотренных пунктами 2.1.1 и 2.1.3 Положения о департаменте[8], организовать работу по формированию вышеуказанных программ комплексного развития.

3) На проведение мероприятия по осуществлению функций муниципального контроля и контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Сургута (в рамках установленной компетенции) предусмотрены средства в сумме 243 700 рублей.

Отношения в области организации муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно пункту 5 данного Федерального закона органы муниципального контроля ежегодно осуществляют подготовку докладов о его эффективности. Пунктом 6 приложения 1 к Правилам подготовки докладов[9] установлены 20 показателей, используемых для анализа и оценки эффективности с указанием формулы расчета по каждому показателю.

Необходимо отметить, что показатель «Степень соблюдения плана осуществления ежегодных плановых проверок, %» данного мероприятия аналогичен одному из показателей Правил9 «выполнение плана проведения проверок». При этом, в графе «Расчетная формула, описание расчета» приложения к пояснительной записке указано, что значение показателя определяется как соблюдение плана проверок в полном объеме. Так как формула предусматривает безусловное исполнение плана, то возможно существует риск того, что в случае частичного неисполнения плана будет сложно определить фактическое значения показателя. В связи с чем, предлагаем по аналогии с Правилами9 установить формулу расчета данного показателя «доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок».

Кроме того, предлагаем включить в Программу отдельные показатели, указанные в пункте 6 приложения 1 к Правилам, которые характеризуют эффективность осуществления функций муниципального контроля, например:

— доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок);

— доля заявлений органов, муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений);

— среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя,

либо иные показатели, характеризующие данное мероприятие и содержащие формулы расчета.

4. В нарушение пункта 5.8 Порядка разделом 4 «Механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы» не предусмотрен механизм реализации программы с учетом разграничения деятельности администратора и соадминистраторов, направленной на достижение целевых показателей и решение задач, поставленных в программе, обеспечивающей их согласованные действия по конкретным мероприятиям, реализации и финансированию муниципальной программы, включая четкое разграничение полномочий администратора и соадминистраторов.

Фактически в разделе 4 Программы (в части механизма) указана единственная фраза «механизм реализации муниципальной программы осуществляется с применением единого подхода». При этом, не указано, какой подход должен применяться.

На основании вышеизложенного, предлагаем доработать механизм реализации Программы в соответствии с требованиями пункта 5.8 Порядка.

 3.Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:

  1. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 1-4 настоящего заключения.
  2. Информацию о принятых мерах направить в адрес Контрольно-счетной палаты не позднее 21.12.2014 года.

Начальник

отдела контроля доходов,

расходов на развитие экономики

и государственное управление                         А.Н. Шукулюкова

Согласовано:

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты города                 В.И. Жуков

Аудитор                                                Л.А. Бережная


[1] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ (далее – решение Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ).

[2] Формирование бюджетного прогноза будет осуществляться начиная с формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов.

[3] Статья 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее —  Закон ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз).

[4] Действие Постановления Правительства ХМАО — Югры от 31.07.2015 № 247-п (с изм. от 23.10.2015) «О Порядке разработки бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период» приостановлено до 01.01.2016.

[5] Статья 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ).

[6] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».

[7] Закон ХМАО — Югры от 30.09.2008 № 91-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО — Югры отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния».

[8] Распоряжение Администрации города от 22.08.2008 № 2372 «Об утверждении Положения о департаменте по экономической политике Администрации города».

[9] Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» (далее – Правила).