Заключение № 01-17-212/КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8978 «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда города Сургута на 2014 – 2020 годы»».

1.Общие положения

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8978 «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда города Сургута на 2014 – 2020 годы»» (далее – проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Изменения Программы рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта изменений муниципальной Программы сформированы на основании представленных документов и информации.

2.Анализ изменений, вносимых Проектом постановления

Администратором Программы — департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – Департамент, Администратор программы) вносятся изменения, предусмотренные Порядком № 5159, а именно:

— пунктом 8.1.1 Порядка № 5159, в целях приведения в соответствие с Решением Думы № 636-V ДГ[1];

— пунктом 8.1.2. Порядка № 5159, в связи с формированием проекта бюджета на 2016 год;

— пунктом 8.1.3 Порядка № 5159, в целях приведения в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года от 08.06.2015 № 718-V ДГ (далее – Стратегия развития);

— пунктом 8.1.5 Порядка № 5159, в связи с изменением объемов внебюджетных средств.

В результате анализа предлагаемых изменений установлено следующее.

2.1.             Объем финансирования Программы в 2015 году соответствует объему бюджетных ассигнований, утвержденных Решением Думы № 636-V ДГ1 на её реализацию, и установлен в размере 47 635 008,0 рублей.

Значения измененных в 2015 году целевых показателей результатов реализации программы соответствуют значениям целевых показателей, предусмотренных Решением Думы № 636-V ДГ1.

2.2. С целью приведения Программы в соответствие со Стратегией развития, срок реализации Программы продлен до 2030 года, с соответствующим указанием объема бюджетных ассигнований и показателей достижения результатов её реализации.

2.3. Цель, задача, ожидаемые результаты реализации Программы соответствуют паспорту Программы[2].

2.4. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния», изложенном в новой редакции указано, что «…реализация мероприятий настоящей программы направлена на формирование системы рекреационных и общественных пространств, привлекательных для жителей Сургута, что соответствует вектору «Градостроительство» направления «Жизнеобеспечение» Стратегии развития.

Обращаем внимание, Стратегией развития мероприятия Программы предусмотрены направлением «Жизнеобеспечение» вектором «Градостроительство», а в Плане мероприятий по реализации Стратегии развития[3] реализация мероприятий настоящей Программы соответствует вектору «ЖКХ» направления «Жизнеобеспечение» (п. 4.1.10) и вектору «Коммуникации» направления «Гражданское общество» (п. 3.1.8).

Рекомендуем привести в соответствие План мероприятий по реализации Стратегии развития и Стратегию развития, а также раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы.

2.5. В разделе 2 «Цели и задачи муниципальной программы» обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации не соответствует Задаче 1 Программы (см. Таблицу 1).

Задачей 1 предусмотрено выполнение работ по реконструкции объектов социальной сферы и административных зданий для обеспечения доступности в учреждениях социальной инфраструктуры людей с ограниченными возможностями здоровья, а решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы планируется путем выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы и административных зданий.

На основании п. 14.1. Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. 14.2. ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п. 27 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157 н:

— затраты на реконструкцию относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объекта;

— по капитальному ремонту затраты на объект списываются единовременно и не влияют на его балансовую стоимость.

Таблица 1

Задачи муниципальной программы Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы

1

2

Задача 1.Реконструкция объектов социальной сферы и административных зданий для обеспечения доступности в учреждениях социальной инфраструктуры людей с ограниченными возможностями здоровья. Решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы и административных зданий позволит увеличить долю объектов молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры и искусства, зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить выполнение поставленной цели.

Учитывая существенные различия в понятиях «реконструкция» и «капитальный ремонт» в ГрК РФ и в отражении затрат в бухгалтерском учете, предлагаем привести во взаимное соответствие содержание граф 1 и 2 Таблицы 1.

2.6. В «Обосновании соответствия задач цели программы, сроков реализации программы» отсутствуют объекты образования, тогда как Программные мероприятия содержат Мероприятие 1.4. «Капитальный ремонт объектов образования».

Рекомендуем «Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы» дополнить фразой «объекты образования». А также дополнить такой же фразой раздел «Ожидаемые результаты реализации программы» Паспорта Программы.

2.7.Общий объем финансирования Программы за период с 2014 по 2030 годы составит 342 219 229,0 рублей, из них за счет средств местного бюджета – 321 919 229,0 рублей, внебюджетные средства – 20 300 000,0 рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в Проекте постановления соответствует параметрам финансирования, предусмотренным на её реализацию в Проекте бюджета на 2016 год.

Информация об изменении объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в Проекте постановления по сравнению с объемами, утвержденными Решением Думы № 636-V ДГ1 на 2015-2016 годы, представлена в Таблице 2.

Таблица 2 (руб.)

№ п/п

Объем бюджетных ассигнований

Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ1 (в редакции от 23.09.2015)

Бюджетные ассигнования согласно проекту бюджета на 2016 год

и проекту постановления

на 2016 год

Отклонение бюджетных ассигнований по проекту постановления на 2016 год от бюджетных ассигнований:

2015 год

2016 год

по решению Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ1 (в редакции от 23.09.2015)

2015 год

(гр.5 –гр.3)

2016 год

(гр.5 – гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

Задача 1

1

Мероприятие 1.1. Капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта.

880 494

6 070 000

1 449 159

+568 665

— 4 620 841

2

Мероприятие 1.2. Капитальный ремонт объектов молодежной политики.

373 340

3 970 000

0

-373 340

-3 970 000

3 Мероприятие 1.3. Капитальный ремонт объектов культуры и искусства.

1 024 134

10 000 000

551 444

-472 690

-9 448 556

4 Мероприятие 1.4. Капитальный ремонт объектов образования.

24 625 054

0

20 523 927

-4 101 127

+20 523 927

5 Мероприятие 1.5. Капитальный ремонт зданий и помещений административного назначения.

7 418 502

0

0

-7 418 502

0

Итого по Задаче 1

34 321 524

20 040 000

22 524 530

-11 796 994

+2 484 530

Задача 2
1 Мероприятие 2.2. Устройство посадочных площадок на остановочных пунктах на автодорогах местного значения

1 824 678

0

0

-1 824 678

0

2 Мероприятие 2.3. Оборудование регулируемых пешеходных переходов табло обратного отсчета времени и звуковой сигнализацией

231 985

0

0

-231 985

0

Итого по Задаче 2

2 056 663

0

0

-2 056 663

0

Задача 3
1 Мероприятие 3.1. Поэтапная замена городских автобусов на низкопольные автобусы, адаптированные для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, осуществляющих перевозку пассажиров на 5 регулярных автобусных маршрутах.

10 000 000

10 000 000

0

-10 000 000

-10 000 000

Итого по Задаче 3

10 000 000

10 000 000

0

-10 000 000

-10 000 000

Задача 4
1 Мероприятие 4.3. Оснащение образовательных учреждений специальным оборудованием, приспособлениями, программными комплексами для создания универсальной без барьерной среды.

1 256 821

1 249 617

467 005

-789 816

-782 612

Итого по Задаче 4

1 256 821

1 249 617

467 005

-789 816

-782 612

ИТОГО по Программе, в том числе:

47 635 008

31 289 617

22 991 535

-24 643 473

-8 298 082

  — местный бюджет

37 635 008

21 289 617

22 991 535

-14 643 473

1 701 918

  — внебюджетные источники

10 000 000

10 000 000

0

-10 000 000

-10 000 000

Объем финансирования на реализацию Программы в Проекте постановления снижается в период с 2017 по 2021 год от 83 567 780,00 рублей до 18 420 126,00 рублей, с 2022 по 2030 года предусмотрен в размере 401 948,00 рублей ежегодно.

Информация об изменении в 2016 году объемов бюджетных ассигнований в Проекте постановления по сравнению с объемами, утвержденными в Программе (в редакции от 13.10.2015)[4] на реализацию её мероприятий, представлена в Таблице 3.

Таблица 3 (руб.)

№ п/п

Наименования мероприятия

Объем бюджетных ассигнований/ значение целевого показателя

Отклонение (гр.4-гр.3)

Причины вносимых изменений

Программа (в редакции от 13.10.2015) в Проекте постановления

1

2

3

4

5

6

Задача 1
1. Мероприятие 1.1. Капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта.

6 070 000

1 449 159

— 4 620 841

В связи с неисполнением подрядными организациями обязательств по проектным работам, срок выполнения строительно-монтажных работ перенесен.
Показатель: доля объектов физической культуры и спорта, доступность, которых обеспечена в рамках реализации программы, %

5

0

-5

2. Мероприятие 1.2. Капитальный ремонт объектов молодежной политики.

3 970 000

0

-3 970 000

В связи с неисполнением подрядными организациями обязательств по проектным работам, срок выполнения строительно-монтажных работ перенесен.
Показатель: доля объектов молодежной политики, доступность которых обеспечена в рамках реализации программы, %

5

0

-5

3. Мероприятие 1.3. Капитальный ремонт объектов культуры и искусства.

10 000 000

551 444

— 9 448 556

В связи с неисполнением подрядными организациями обязательств по проектным работам, срок выполнения строительно-монтажных работ перенесен
Показатель: доля объектов культуры и искусства, доступность которых обеспечена в рамках реализации программы, %

13

3

-10

4. Мероприятие 1.4. Капитальный ремонт объектов образования.

0

20 523 927

20 523 927

Значение показателя изменено в связи с дополнением перечня образовательных учреждений двумя объектами, планируемыми к выполнению.
Показатель: доля образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных учреждений, %

5

6

+1

Задача 3

1

Мероприятие 3.1. Поэтапная замена городских автобусов на низкопольные автобусы, адаптированные для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, осуществляющих перевозку пассажиров на 5 регулярных автобусных маршрутах.

10 000 000

0

-10 000 000

Приобретение автобусов осуществляется за счет средств автотранспортных предприятий, обслуживающих городские регулярные маршруты. Учитывая нестабильность экономики и финансового положения автопредприятий, отсутствуют гарантии выполнения мероприятия.
Показатель: количество приобретенных транспортных средств, оборудованных для перевозки людей с ограниченными возможностями и здоровья, ед.

2

0

-2

Задача 4
1. Мероприятие 4.3. Оснащение образовательных учреждений специальным оборудованием, приспособлениями, программными комплексами для создания универсальной без барьерной среды.

1 249 617

467 005

-782 612

Причины вносимых изменений не указаны.
Показатель: количество образовательных учреждений, улучшивших материально-техническую базу для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не менее, ед.

3

3

0

Итого по Программе, в том числе:

31 289 617

22 991 535

— 8 298 082

  — средства местного бюджета

21 289 617

22 991 535

1 701 918

 

  — внебюджетные средства

10 000 000

0

-10 000 000

 

2.8. При проведении экспертизы отчета об исполнении бюджета за 2014 год и анализа изменений, вносимых в Программу в 2015 году, регулярно выявляются отклонения показателей и объемов финансирования, связанных с отсутствием заявок от общественных организаций инвалидов по оснащению объектов транспортной инфраструктуры и безопасного беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья. В Заключении КСП[5] рекомендовано независимо от поступивших заявок определять приоритеты проведения работ по созданию безбарьерной среды на основании результатов комиссионного обследования. В связи с чем для реализации мероприятий 2.2. и 2.3. Задачи 2 предлагаем дополнить Программу следующими мероприятиями, не требующими финансирования:

  1. Мероприятие «Ежегодный мониторинг объектов транспортной инфраструктуры, с целью определения потребности проведения работ по обеспечению доступности, устройству специализированного оснащения для безопасного беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья»;
  2. Мероприятие «Разработка порядка определения приоритетности (первоочередности) объектов, нуждающихся в устройстве специализированного оснащения для безопасного беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья».

2.9. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета города.

 3.Заключительные положения

3.1 На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.4, 2.5, 2.6 и 2.8 настоящего заключения.

3.2. Информацию о принятых мерах направить в адрес Контрольно-счетной палаты города в срок не позднее 21.12.2015.

Инспектор отдела

контроля расходов на ремонтно-строительные работы                       О.М. Тарасова

Согласовано:

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты города Сургута                             В.И. Жуков

Аудитор                                                                   И.А. Дубровина


[1] Решением Думы города от 23.09.2015 № 765 -V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 23.12.2014 № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»» (далее – Решение Думы № 636-V ДГ).

[2] Паспорт Программы утвержден распоряжением Администрации города от 30.08.2013 № 3103 (с изменениями).

[3] Постановление Администрации города от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее — План мероприятий по реализации Стратегии развития).

[4] Постановление Администрации города от 13.10.2015 № 7172 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8978 «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Программа (в редакции от 13.10.2015)).

[5] Заключение от 29.04.2015 № 01-17-47/КСП на Отчет об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2014 год (далее – Заключение).