Заключение № 01-17-206/КСП на проект постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8977 «Обеспечение деятельности департамента архитектуры и градостроительства на 2014-2020 годы»

1. Общие положения

Контрольно-счетной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями), проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8977 «Обеспечение деятельности департамента архитектуры и градостроительства на 2014-2020 годы» (далее – проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Администратором Программы является департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее – Департамент, Администратор программы).

Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта изменений муниципальной Программы сформированы на основании представленных информации и документов.

 2.Анализ изменений Программы

2.1. Администратор Программы вносит изменения в Программу, предусмотренные Порядком, а именно:

— пунктом 8.1.1 (изменение объема бюджетных ассигнований на реализацию Программы в соответствии с решением Думы города о внесении изменений в бюджет города);

— пунктом 8.1.2 (формирование проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период);

2.2. Объем финансирования Программы в 2015 году соответствует объему бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы города от 23.12.2014             № 636-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» в редакции решения Думы города от 23.09.2015 № 765-V ДГ (далее – Решение Думы № 636-V ДГ) на реализацию Программы, и установлен в размере 278 327 204 рублей.

2.3. С целью приведения Программы в соответствие со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ (далее – Стратегия), срок реализации Программы продлен до 2030 года, с соответствующим указанием объема бюджетных ассигнований и показателей достижения результатов реализации Программы.

Общий объем финансирования Программы за период с 2014 по 2030 годы составил 4 032 385 290 рублей, из них за счет средств местного бюджета – 4 011 894 801 рублей и средств окружного бюджета – 20 490 489 рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в Проекте постановления соответствует параметрам финансирования, предусмотренным на ее реализацию в Проекте бюджета на 2016 год.

Объем финансирования на реализацию Программы в Проекте постановления в 2017 году установлен в размере 236 644 168 рублей, с 2018 по 2030 год – в размере 232 115 609 рублей ежегодно.

Информация об изменении объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в Проекте постановления по сравнению с объемами, утвержденными Решением Думы № 636-V ДГ на 2015-2016 годы на реализацию мероприятий Программы, представлена в Приложении 1.

2.4. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» Программы отражено, что реализация ее мероприятий направлена на решение задач Стратегии в векторе «Градостроительство» направления «Жизнеобеспечение».

В Плане мероприятий по реализации Стратегии[1] (далее – План мероприятий) запланированы:

— 4.2.1. Мероприятие «Разработка плана по реализации генерального плана города (в рамках работы «Совершенствование системы управления градостроительным развитием городского округа города Сургута»)» (далее – пункт 4.2.1. Плана мероприятий);

— 4.2.2. Мероприятие «Разработка и реализация концепции инвестиционного развития территории города Сургута (в рамках работы «Совершенствование системы управления градостроительным развитием городского округа города Сургута»)» (далее – пункт 4.2.2. Плана мероприятий).

В Программе по мероприятию 2.1.7 «Научно-исследовательская работа: «Совершенствование системы управления градостроительным развитием г. Сургута» не учтены показатели мероприятия направленные на реализацию пунктов 4.2.1. и 4.2.2. Плана мероприятий.

Предлагаем внести изменения в Программу по мероприятию 2.1.7 «Научно-исследовательская работа: «Совершенствование системы управления градостроительным развитием г. Сургута», установив новые показатели реализации Программы для достижения целей, изложенных в Плане мероприятий. Рассмотреть возможность включения пунктов 4.2.1. и 4.2.2. Плана мероприятий отдельными мероприятиями Программы.

В 2015 году по мероприятию 2.1.7 «Научно-исследовательская работа: «Совершенствование системы управления градостроительным развитием г. Сургута» предусмотрено наличие выполненной научно-исследовательской работы, финансирование на 2016-2030 годы не предусмотрено. В рамках данного мероприятия пунктом 4.2.1. Плана мероприятий предусмотрена разработка плана по реализации генерального плана города.

На момент проведения экспертизы действует план реализации Генерального плана города Сургута на 2010 — 2015 годы[2]. Изменения в документ не вносились, новый план реализации Генерального плана города Сургута не утвержден.

2.5. В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ «к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся … разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов».

Согласно ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ «программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов».

Данные изменения в ГрК РФ вступили в силу с 01.01.2015.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Сургута и программа комплексного развития социальной инфраструктуры города Сургута на данный момент не утверждены.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Сургут на 2008 — 2018 годы была принята в 2008 году[3]. Изменения в нее вносились в 2010 году[4]. Департаментом в проекте постановления запланировано мероприятие 2.2. «Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры» в 2016 году.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Положения[5], Департамент создан в целях «осуществления архитектурно-градостроительной политики в городском округе с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности». Соответственно разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексного развития социальной инфраструктуры города Сургута относится к полномочиям Департамента. При этом, в мероприятиях, показателях реализации отдельных мероприятий проекта постановления не запланирована разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексного развития социальной инфраструктуры.

Таким образом, отсутствие утвержденных вышеназванных программ противоречит требованиям п. 9 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 2 Положения.

Для устранения вышеуказанных нарушений предлагаем Департаменту разработать и принять меры к утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексного развития социальной инфраструктуры города Сургута.

2.6. В соответствии с пунктом 5.5. Порядка Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы должен содержать:

— характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Российской Федерации, утвержденными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальном образовании городской округ город Сургут, относятся[6]:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период[7];

5) муниципальные программы.

2.6.1 В нарушение п. 5.5. Порядка в Разделе 1 Программы не содержится обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в других документах стратегического планирования, кроме указанной Стратегии.

В Разделе 1 Программы отражена её связь только со Стратегией. В данном Разделе указывается, что реализация мероприятий Программы направлена на создание условий для динамичного развития строительной отрасли и территорий для инвестиционной деятельности, улучшения архитектурного облика города, обеспечения качества строительства, что не в полной мере соответствует задачам вектора «Градостроительство» направления «Жизнеобеспечение» Стратегии.

            Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы:

— обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в документах стратегического планирования, предусмотренных статьей 3 Приложения к решению Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ;

— указать стратегическую цель и обозначить в полном объеме основные задачи вектора «Градостроительство», в соответствии со Стратегией.

2.6.2 В Программе не учтена реализация проектов, предусмотренных Планом мероприятий, таких как:

— 4.2.8. Проект «СУРГУТ-ЭКОГОРОД» (развитие общественных и рекреационных пространств);

— 4.2.9. Проект по реновации микрорайонов города 1, 21, 224;

— 4.2.16. Реновация и застройка поймы реки Оби;

— 4.2.17. Застройка Ядра города;

— 4.2.20. Комплексная застройка микрорайонов 31, 45, 44, 42, 43, 46, 38, 50;

— и других.

Предлагаем привести во взаимное соответствие Программу и План мероприятий.

2.7. В Программе запланировано новое мероприятие 1.6.3 «Иные расходы на декоративно-художественное и праздничное оформление города» (далее – мероприятие 1.6.3) на 2016 год – в сумме 26 819 169 рублей, на 2017 год – 26 395 031 рублей и с 2018 по 2030 год – в размере 28 150 000 рублей ежегодно.

В соответствии с п. 5.7. Порядка «наименования мероприятий должны обеспечивать конкретизацию деятельности администратора и соадминистраторов». Наименование мероприятия 1.6.3 предполагает совокупность мероприятий и носит обезличенный характер, не предполагая конкретную деятельность Администратора программы.

Для достижения результата реализации мероприятия 1.6.3 установлен показатель «уровень выполнения договорных обязательств по декоративно-художественному и праздничному оформлению города, %» не менее 95% ежегодно с 2018 по 2030 год. В соответствии с представленным расчетом, «показатель рассчитан прямым счетом, исходя из планируемого объема бюджетных ассигнований» по формуле «фактическая сумма произведенных расходов на выполнение договорных обязательств по декоративно-художественному и праздничному оформлению города / предельный объем бюджетных ассигнований, доведенный на выполнение декоративно-художественного и праздничного оформления города*100».

Следовательно, в случае достижения экономии по результатам проведенных торгов, например, более, чем на 5% от начальной (максимальной) цены контракта, значение показателя составит менее 95%. Таким образом, при достижении цели мероприятия с меньшими затратами бюджетных средств значение результата показателя реализации Программы не будет достигнуто.

С целью соблюдения требований ст. 34 Бюджетного кодекса РФ предлагаем Департаменту детализировать мероприятие 1.6.3, предусмотрев конкретный перечень мероприятий в Программе, и установить показатели характеризующие результаты реализации мероприятий.

2.8. В Программе содержится мероприятие 2.1.6. «Проект межевания микрорайонов», по наименованию которого не представляется возможным определить место проведения работ.

С целью обеспечения прозрачности и адресности мероприятия Программы предлагаем конкретизировать наименование мероприятия (например, включением номеров или названий микрорайонов), либо предусмотреть подмероприятия и установить показатели их характеризующие.

2.9. Администратором программы по мероприятию 1.2. «Предоставление муниципальных услуг департаментом архитектуры и градостроительства» в итоговом значении показателя «число обращений бизнес-сообщества в департамент архитектуры и градостроительства для получения одной муниципальной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, ед.» допущена техническая ошибка, вместо исчисляемого прямым счетом значения – 18450 ед. отражено 17359 ед. Предлагаем исправить техническую ошибку.

2.10. В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на Проект бюджета города.

3. Заключительные положения

На основании вышеизложенного, предлагаем Администрации города:

3.1. Устранить нарушение, изложенное в пункте 2.5. настоящего заключения.

3.2. Устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.4., 2.6.1. – 2.9. настоящего заключения.

3.3. Информацию о принятых мерах направить в адрес Контрольно-счетной палаты города в срок не позднее 21.12.2015.

Инспектор отдела контроля расходов

на ремонтно-строительные работы                                            А.В. Рогаченко

 

Согласовано

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты города Сургута                                  В.И. Жуков

 

Приложение 1

Информация об изменении объемов бюджетных ассигнований 2015-2016 годы.

(руб.)

№ п/п

Наименование мероприятий*

В Решении Думы                                 № 636-V ДГ

В Проекте бюджета и в Проекте постановления на 2016 г.

Отклонение бюджетных ассигнований на 2016 год в Проекте постановления от бюджетных ассигнований, утвержденных в Решении Думы № 636-V ДГ

2015 год.

2016 год

Решение Думы № 636-V ДГ

Проект постановления

2015 г.

(гр.6 – гр.4)

2016 г.

(гр.6 – гр.5)

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Мероприятие 1.1.Выполнение полномочий департаментом архитектуры и градостроительства Мероприятие 1.1.Содержание аппарата управления и иные расходы на осуществление функций, возложенных на департамент архитектуры и градостроительства

100 888 037

97 373 504

103 530 696

+2 642 659

+6 157 192

2. Мероприятие 1.2.
Выполнение муниципальной работы «Декоративно-художественное и праздничное оформление города», в том числе
Мероприятие 1.6.Осуществление декоративно-художественного и праздничного оформления города

48 996 703

28 893 707

35 271 824

-13 724 879

+6 378 117

3. Мероприятие 2.1.Осуществление градостроительной деятельности, в том числе:

369 800

9 247 197

15 077 512

+14 707 712

+5 830 315

3.1. Мероприятие 2.1.4.Проект планировки поселка Кедровый в городе Сургуте

1 039 968

+1 039 968

+1 039 968

3.2. Мероприятие 2.1.5.Проект планировки территории поселка Лунный в городе Сургуте

639 330

+ 639 330

+639 330

3.3. Мероприятие 2.1.6.Проект межевания микрорайонов

13 398 214

+13 398 214

+13 398 214

3.4. Мероприятие 2.1.1.Проект планировки и проект межевания территории поселка Юность в городе Сургуте

369 800

-369 800

3.5. Мероприятие 2.2.Организация работы по выполнению научно-исследовательской работы: «Совершенствование системы управления градостроительным развитием  г.Сургута» Мероприятие 2.1.7Научно-исследовательская работа: «Совершенствование системы управления градостроительным развитием  г.Сургута»

32 012 057

-32 012 057

 за счет средств местного б-та

11 566 600

-11 566 600

за счет средств окружного б-та

20 445 457

-20 445 457

3.6. Мероприятие 2.1.4.
Проекты планировкии проекты межевания  территорий индустриальных парков

9 247 197

-9 247 197

4. Мероприятие 2.2.Разработка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

18 707 082

+18 707 082

+18 707 082

5. Мероприятие 3.1.
Организация работы по формированию земельных участков на аукцион и под ИЖС для льготных категорий граждан
Мероприятие 3.1.Организация работы по формированию земельных участков на аукцион и под индивидуальное жилищное строительство для льготных категорий граждан

2 201 725

4 615 278

4 131 001

+1 929 276

-484 277

6. Мероприятие 4.1.
Обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства»

90 859 083

92 037 797

91 284 880

+425 797

-752 917

7. Мероприятие 5.1.Организация работы по разработке, совершенствованию и внедрению программного обеспечения АСУП ИСОГД для автоматизации процессов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций департамента архитектуры и градостроительства

2 999 799

2 999 799

2 999 799

Всего, в том числе:

278 327 204

235 167 282

271 002 794

-7 324 410

+35 835 512

местный бюджет

266 760 604

235 167 282

271 002 794

+4 242 190

+35 835 512

бюджет ХМАО-Югры

11 566 600

0

0

-11 566 600

 

 



[1] Постановление Администрации города от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2013 года».

[2] Постановление Администрации города Сургута от 03.11.2010 № 5817 «Об утверждении плана реализации Генерального плана города Сургута на 2010 — 2015 годы».

[3] Решение Думы города Сургута от 13.05.2008 № 381-IV ДГ «О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Сургут на 2008 — 2018 годы».

[4] Решение Думы города Сургута от 02.04.2010 № 717-IV ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 13.05.2008 N 381-IV ДГ «О программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Сургут на 2008 — 2012 годы».

[5] Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утверждено Решением Думы города Сургута от 27.12.2013 № 452-V ДГ (далее – Положение).

[6] Статья 3 Положения об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования и их содержания, утвержденного решением Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ.

[7] Формирование бюджетного прогноза будет осуществляться начиная с формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов.