Заключение № 01-17-203/КСП на проект постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8984 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014-2020 годы»

1.Общие положения

Контрольно-счетной палатой города Сургута (далее – КСП города) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), Стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8984 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014-2020 годы» (далее – Проект постановления, Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

Изменения, вносимые в Программу, рассмотрены на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее – Порядок № 5159), и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.

Администратором Программы является управление по природопользованию и экологии Администрации города (далее – Управление, Администратор программы).

Выводы по результатам настоящей экспертизы Проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.

В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2016 год, возможные нарушения и замечания (при их наличии) будут отражены в заключении КСП города на проект бюджета.

2.Анализ изменений, вносимых в Программу

2.1. Управление вносит изменения в Программу в целях формирования проекта бюджета на 2016 финансовый год и её приведения в соответствие с новой редакцией части 3[1] статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с Паспортом[2] и документами стратегического планирования. В общем Программа и приложение к ней изложены в новой редакции, предусматривающей следующие изменения:
1) срок действия Программы продлён до 2030 года включительно, что соответствует пункту 1.8 Порядка № 5159;
2) в связи со вступлением в силу с 01.01.2016 новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по тексту Программы слова «твёрдые бытовые отходы» заменены на слова «твёрдые коммунальные отходы», в мероприятии 1.1[3] исключены слова «твёрдых бытовых», наименование подпрограммы 6[4] изложено в новой редакции: «Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов», в задаче 6[5], в мероприятии 6.1[6] и показателе к мероприятию[7] слово «вывоз» заменено на слово «транспортирование», слово «бытовых» заменено на слово «коммунальных»;
3) в связи с завершением работ по объектам «Расширение полигона твёрдых бытовых отходов», «Рекультивация первой очереди муниципального полигона твёрдых бытовых отходов» пункт 1.2 раздела 1 «Характеристика текущего состояния» Программы изложен в новой актуальной редакции[8], характеризующей положение дел на момент подготовки Проекта постановления;
4) в связи с исключением полномочия по реализации права на создание условий для развития туризма из Положения об управлении по природопользованию и экологии[9] в пункте 1.6 раздела 1 «Характеристика текущего состояния» Программы исключён абзац «Реализация права на создание условий для развития туризма», а также исключены мероприятие 5.8 «Обустройство, содержание экологических маршрутов» и показатель «Количество обустраиваемых экологических маршрутов, находящихся на содержании, шт.»;
5) из пояснительной записки к Проекту постановления следует, что «по мероприятию 2.1.1 «Ликвидация несанкционированных свалок в промышленных местах и местах общего пользования» увеличен объём финансирования на 6 125 787 рублей в связи со сложившейся экономией по результатам муниципального заказа и необходимостью ликвидации несанкционированной свалки биологических отходов. Увеличение объёма финансирования повлекло увеличение значения показателя «Объём ликвидированных несанкционированных свалок в промышленных местах и местах общего пользования» на 60 куб. м[10]. Ликвидация такого рода отходов требует использование специализированного оборудования, поэтому стоимость значительно выше, чем при ликвидации свалки ТБО.» Однако отмечаем, что факт увеличения объёма финансирования и значения показателя при сопоставлении данных, изложенных в действующей редакции Программы, с изменениями, предлагаемыми Проектом постановления, не подтвердился. Таким образом, рекомендуем скорректировать пояснительную записку в целях исключения не подтверждённых сведений;
6) в целях совершенствования Программы[11] наименование мероприятия 2.2.2 «Привлечение населения к практической природоохранной деятельности»[12] изложено в новой редакции: «Привлечение населения города Сургута к природоохранной и эколого-просветительской деятельности». Указанное изменение также повлекло за собой исключение показателя «Количество человек, привлечённых к практической природоохранной деятельности»[13] и включение показателей «Количество человек, привлечённых к природоохранной деятельности»[14], «Количество человек, привлечённых к эколого-просветительской деятельности» [15];
7) по причине применения новых подходов при формировании муниципального задания в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ:

— наименование мероприятия 3.1 «Обеспечение деятельности и развития учреждения, выполняющего муниципальную работу «Благоустройство рекреационных зон», в том числе содержание территорий общего пользования, занятых зелёными насаждениями, содержание объектов благоустройства (парки, скверы и набережные)»[16] изложено в новой редакции: «Предоставление субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели подведомственному учреждению, выполняющему работу «Организация благоустройства и озеленения»»;

— наименование мероприятия 4.1 «Обеспечение деятельности и развития учреждения, выполняющего муниципальную работу «Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов», в том числе содержание зеленых зон активного отдыха населения на территории городских лесов; патрулирование территории городских лесов» изложено в новой редакции: «Предоставление субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели, подведомственному учреждению, выполняющему муниципальную работу «Обеспечение соблюдения лесного законодательства, выявление нарушений и принятие мер в соответствии с законодательством»;

8) в целях совершенствования Программы Администратор программы предлагает исключить ряд не содержащих объёмы финансирования мероприятий задачи 5[17] с показателями, а именно:

— мероприятие 5.1 «Выявление административных правонарушений в области охраны окружающей среды» и показатель «Количество выявленных административных правонарушений в области охраны окружающей среды, шт.»;

— мероприятие 5.7 «Содержание мест для массового отдыха населения» и показатель «Площадь мест для массового отдыха населения, находящаяся на содержании, га»;

— мероприятие 5.8 «Обустройство, содержание экологических маршрутов» и показатель «количество обустраиваемых экологических маршрутов, находящихся на содержании, шт.».

9) задача 5 дополнена новым мероприятием 5.9 «Создание общественного совета» с показателем «Доля проведённых мероприятий от общего количества запланированных мероприятий, %»[18] со значениями, указанными в приложении 1 к Программе.

2.2. По результатам анализа предлагаемых изменений установлено следующее:

2.2.1. Структура Программы соответствует пункту 5.4 Порядка № 5159.

2.2.2. Целевой показатель Программы «Доля собранных, вывезенных и утилизированных твёрдых бытовых отходов от муниципальных учреждений, подведомственных департаментам образования, культуры, молодёжной политики и спорта, МКУ «ХЭУ» от общего объёма отходов, образованными данными учреждениями, %» в связи с вступлением в силу с 01.01.2016 новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требует внесения изменений[19], аналогичных указанным в пункте 2.1.2 настоящего заключения. Предлагаем внести соответствующие изменения.

2.2.3. Объём финансирования мероприятия 2.2.2 «Привлечение населения к практической природоохранной деятельности»[20] в строке «всего, в том числе» столбца «2015 год» указан и составляет — 0 рублей. При этом ниже (в строке «за счёт средств местного бюджета» столбца «2015 год») данный объём финансирования не указан. Предлагаем исправить техническую ошибку.

2.2.4. Итоговое значение показателя «Количество организованных мероприятий экологической направленности, шт» (83 шт.) мероприятия 2.2.1 «Организация мероприятий экологической направленности»[21] не соответствует сумме значений показателей за 2014-2030 годы (203 шт.). Предлагаем устранить техническую ошибку и откорректировать итоговое значение показателя.

2.2.5. Значение показателя «Уровень удовлетворённости населения качеством выполняемой муниципальной работы, %» мероприятия 4.1[22] установлено в 2015 году в размере 60 %. В 2016-2030 годах значение данного показателя не установлено. В столбце «Итоговое значение показателя» приложения 1 к Программе значение показателя по данному мероприятию составляет «90%»[23]. Согласно пояснениям исполнителя Проекта постановления показатель «90%» указан ошибочно. В связи с чем предлагаем исправить техническую ошибку, отразив итоговое значение показателя в размере реально достижимого результата реализации мероприятия Программы.

2.2.6. В соответствии с п. 5.5 Порядка № 5159 Раздел 1 «Характеристика текущего состояния» Программы должен содержать характеристику текущего состояния и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отражёнными в документах стратегического планирования муниципального образования городской округ город Сургут[24] и (или) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры[25], Российской Федерации[26], утверждёнными в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации.

В Разделе 1 Программы отражена её связь только со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года[27], Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[28].

В нарушение п. 5.5 Порядка № 5159 в Разделе 1 Программы не содержится обоснование связи Программы с приоритетами социально-экономического развития города, отражёнными в других документах стратегического планирования, кроме указанных Стратегий.

Предлагаем включить в содержание Раздела 1 Программы обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития города, отражёнными в документах стратегического планирования, предусмотренных ст. 3 Приложения к решению Думы города Сургута от 25.02.2015 № 652-V ДГ, ст. 6 Закона ХМАО-Югры от 28.05.2015 № 46-оз[29], ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

2.2.7. Пункт 4.3.2 плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года[30] предусматривает «Развитие сети ландшафтных и рекреационных комплексов (цель – в каждом новом микрорайоне, который планируется под застройку: мкр. 31, 45, 44, 42, 38, 50 создать парк или сквер, общая площадь 118 га)». В новой редакции Программы исключён пункт, предусматривающий проектирование, обустройство (строительство) объектов благоустройства (парки, скверы и набережные) – сквера в 44 микрорайоне, который отражён в действующей редакции Программы (п. 3.2.12). Таким образом, новая редакция Программы не соответствует пункту 4.3.2 Плана мероприятий по реализации Стратегии. Предлагаем устранить данное замечание.

2.2.8. В пункте 1 Проекта постановления указано постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 № 8984 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014-2020 годы» не в актуальной редакции – не отражено постановление от 16.09.2015 № 6455. Предлагаем устранить указанное замечание.

2.2.9. В Проекте постановления срок вступления в силу устанавливается с 01.01.2016. Вместе с тем, одним из оснований внесения изменений в Программу является приведение целевых показателей и объёмов финансирования 2015 года в соответствие с решением Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ[31]. Следовательно, действующую редакцию Программы необходимо привести в соответствие с указанным решением Думы города о бюджете в 2015 году.

Предлагаем внести в 2015 году отдельные изменения в действующую редакцию Программы либо установить срок вступления в силу рассматриваемого Проекта постановления в части целевых показателей и объёмов финансирования 2015 года ранее, чем с 01.01.2016.

2.3. Финансовое обеспечение Программы в 2014-2030 годах предусматривается за счёт средств местного бюджета и межбюджетных трансфертов из окружного бюджета. Проектом постановления общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014-2030 годах предусмотрен в размере 4 765 557 326 рублей, из них 4 675 170 005 рублей за счёт средств местного бюджета и 90 387 321 рублей за счёт средств окружного бюджета. Более детальная информация о финансовом обеспечении Программы по годам представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.

(руб.)

№ п/п

Объём бюджетных ассигнований

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018-2030 годы

1

2

3

4

5

6

7

1.

Всего, в том числе:

353 957 650

348 906 088

319 426 465

240 752 328

269 424 215

2.

за счёт межбюджетных трансфертов из окружного бюджета

78 433 022

925 799

11 028 500

0

0

3.

за счёт средств местного бюджета

275 524 628

347 980 289

308 397 965

240 752 328

269 424 215

Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы, соответствует параметрам финансирования, отражённым в проекте бюджета на 2016 год. Более детальная информация о финансовом обеспечении Программы на 2016 год представлена в таблице 2.

Таблица 2.

(руб.)

№ п/п

Наименование подпрограммы (задачи, мероприятия)

Бюджетные ассигнования по программе согласно решению Думы города
от 23.12.2014
№ 636-V ДГ
(в редакции от 23.09.2015 № 764-V ДГ)

Бюджетные ассигнования согласно
проекту
бюджета и проекту постановления
на 2016 год,

Отклонение бюджетных ассигнований
по проекту бюджета (проекта постановления) на 2016 год
от бюджетных ассигнований:

2015 год,

2016 год

по решению Думы города
от 23.12.2014 № 636-V ДГ
(в редакции от 23.09.2015 № 764-V ДГ)

2015 год
(гр.5 – гр.3)

2016 год
(гр.5 – гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Подпрограмма 1
«Строительство объектов природоохранного назначения»

0

0

0

0

0

2.

Подпрограмма 2
«Организация мероприятий по охране окружающей среды», из них:

21 621 598

8 210 000

8 210 002

-13 411 596

2

 

за счёт средств местного бюджета

21 621 598

8 210 000

8 210 002

-13 411 596

2

3.

Подпрограмма 3
«Благоустройство рекреационных зон», из них:

243 621 237

221 831 194

239 085 264

-4 535 973

17 254 070

 

за счёт средств местного бюджета

243 621 237

210 802 694

228 056 764

-15 564 473

17 254 070

 

за счёт средств окружного бюджета

925 799

11 028 500

11 028 500

10 102 701

0

4.

Подпрограмма 4
«Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов», из них:

30 619 466

30 565 566

18 546 985

-12 072 481

-12 018 581

 

за счёт средств местного бюджета

30 619 466

30 565 566

18 546 985

-12 072 481

-12 018 581

5.

Подпрограмма 5
«Функционирование управления по природопользованию и экологии»

27 995 034

27 366 100

27 688 862

-306 172

322 762

за счёт средств местного бюджета

27 995 034

27 366 100

27 688 862

-306 172

322 762

6.

Подпрограмма 6
«Участие в организации деятельности по сбору (в том числе реальному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов»

25 048 753

25 895 352

25 895 352

846 599

0

за счёт средств местного бюджета

25 048 753

25 895 352

25 895 352

846 599

0

ИТОГО:

348 906 088

313 868 212

319 426 465

-29 479 623

5 558 253

по источникам финансирования,
из них:
— федеральный бюджет

0

0

0

0

0

— бюджет ХМАО-Югры

925 799

11 028 500

11 028 500

10 102 701

0

— местный бюджет

348 906 088

302 839 712

308 397 965

-40 508 123

5 558 253

— внебюджетные источники

0

0

0

0

0

3.Заключительные положения

На основании вышеизложенного предлагаем Администрации города:

3.1. Устранить замечания и учесть предложения, указанные в абзаце 7 пункта 2.1, в пунктах 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9 настоящего заключения.

3.2.  Представить информацию о принятых мерах в срок, не позднее 21.12.2015.

Начальник отдела

контроля в сфере закупок                                                       Д.А. Шайтан

Согласовано

Заместитель Председателя

Контрольно-счетной палаты

города Сургута                                                               В.И. Жуков


[1] С 01.01.2016 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

[2] Распоряжение Администрации города Сургута 14.09.2015 № 2230 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 21.08.2013 № 2965 «О разработке муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 – 2020 годы».

[3] Мероприятие 1.1 «Строительство объектов для размещения твёрдых бытовых отходов».

[4] «Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки твёрдых бытовых и промышленных отходов».

[5] «Улучшение качества работ по сбору, вывозу твёрдых бытовых отходов».

[6] «Сбор, вывоз и утилизация твёрдых бытовых отходов от муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, департаменту культуры, молодёжной политики и спорта и МКУ «ХЭУ»».

[7] «Объём собранных, вывезенных и утилизированных твёрдых бытовых отходов от муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, департаменту культуры, молодёжной политики и спорта и МКУ «ХЭУ», куб.м».

[8] Рекомендация по актуализации сведений в данной части, содержалась в заключении КСП города от 11.06.2015 № 01-17-63/КСП.

[9] Распоряжение Администрации города Сургута от 18.09.2015 № 2253 «О внесении изменения в распоряжение Администрации города от 07.10.2013 № 3476 «Об утверждении Положения об управлении по природопользованию и экологии».

[10] Муниципальный контракт от 30.09.2015 № 17-10-3557/5 на оказание услуг по сбору, транспортировке
и утилизации биологических отходов.

[11] С учётом замечаний, изложенных в письме Председателя Думы города Сургута от 22.06.2015
№ 18-02-1633/15-0-0 по поводу недостоверности отражённых показателей.

[12] Задача 2.2 «Экологическое просвещение и пропаганда» подпрограммы 2 «Организация мероприятий по охране окружающей среды» приложения 1 к Программе.

[13] Год/Значение показателя: 2014 год/12 027 чел.; 2015-2020 годы/по 13 300 чел. ежегодно. Итоговое значение показателя за 2014-2020 годы — 91 827 человек.

[14] Год/Значение показателя: 2014 год/12 027 чел.; 2015 год/12 000 чел.; 2016 год/12 200 чел.; 2017 год/12 300 чел.; 2018 год/12 500 чел.; 2019 год/12 600 чел.; 2020-2030 годы/ по 12 700 чел. ежегодно. Итоговое значение показателя: за 2014-2015 годы — 24 027 человек; за 2016-2030 годы – 189 300 человек.

[15] Год/Значение показателя: 2014 год/12 027 чел.; 2015 год/1 300 чел.; 2016 год/1 600 чел.; 2017 год/1 800 чел.; 2018 год/1 900 чел.; 2019-2030 годы/ по 2 000 чел. ежегодно. Итоговое значение показателя: за 2014-2015 годы – 1300 человек; за 2016-2030 годы – 29 300 человек.

[16] Задача 3 «Обеспечение устойчивого уровня благоустроенности территорий общего пользования: сохранение текущего уровня состояния зелёных насаждений» подпрограммы 3 «Благоустройство рекреационных зон» приложения 1 к Программе.

[17] Задача 5 «Повышение эффективности деятельности управления по природопользованию и экологии по реализации вопросов местного значения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности территории городского округа, рационального использования природных ресурсов» подпрограммы 5 «Функционирование управления по природопользованию и экологии» приложения 1 к Программе.

[18] Год/Значение показателя: 2016-2030 годы/ по 100% ежегодно. Итоговое значение показателя: за 2016-2030 годы – 100%.

[19] Согласно пояснениям Управления «изменение целевого показателя возможно только после принятия соответствующего решения Думы города о бюджете (письмо о необходимости изменения данного целевого показателя направлено 16.09.2015 главному распорядителю бюджетных средств)».

[20] Задача 2.2 «Экологическое просвещение и пропаганда» подпрограммы 2 «Организация мероприятий по охране окружающей среды» приложения 1 к Программе.

[21] Задача 2.2 «Экологическое просвещение и пропаганда» подпрограммы 2 «Организация мероприятий по охране окружающей среды» приложения 1 к Программе.

[22] Задача 4 «Выполнение работ по обустройству, использованию, защите и охране городских лесов в соответствии с Лесохозяйственным регламентом городских лесов города Сургута» приложения 1 к Программе.

[23] Из Программы невозможно установить, каким образом планируется достичь указанное итоговое значение показателя.

[24] 1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут; 2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут; 3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на среднесрочный или долгосрочный период; 4) бюджетный прогноз муниципального образования городской округ город Сургут на долгосрочный период; 5) муниципальные программы.

[25] 1) стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;2) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период; 3) бюджетный прогноз Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на долгосрочный период; 4) прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на среднесрочный период; 5) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; 6) государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; 7) схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

[26] 1) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; 2) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; 3) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

[27] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.03.2013 № 101-рп
«О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года и на период до 2030 года».

[28] Решение Думы города Сургута от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».

[30] Постановление Администрации города Сургута от 02.11.2015 № 7674 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» (далее — План мероприятий по реализации Стратегии).

[31] Решение Думы города от 23.12.2014 № 636-VДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» (в редакции от 23.09.2015 № 765-VДГ).