Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога»

16 мая 2016 г.                                                                                                    № 01-17-61/КСП

 

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005
№ 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения).

По результатам проведенной экспертизы установлено, что Положение о земельном налоге[1] приведено в соответствие с изменениями, внесенными в главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вступающими в силу с 1 июля 2016 года[2], а именно в части предоставления права налогоплательщикам-физическим лицам самостоятельного выбора налогового органа для подачи заявления о предоставлении льготы и документов, подтверждающих право на налоговые льготы, а также уточнены порядок и сроки их предоставления.

Согласно пояснительной записке департамента финансов Администрации города предлагаемые изменения не окажут влияния на параметры бюджета города.

Отметим, что пунктами 5.2, 5.3 Положения о земельном налоге1 установлены дополнительные льготы отдельным категориям граждан в отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности.

Следовательно, для получения налоговой льготы должен быть подтвержден не только статус физического лица, но и соблюдение условия «неиспользования ими земельных участков в предпринимательской деятельности».

Согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом, в Положении о земельном налоге не определены основания – заявление и перечень документов, подтверждающих право пользования налоговой льготой (статус физического лица и неиспользование им земельного участка в предпринимательской деятельности.).

С 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики будут направлять в налоговый орган заявления[3] о предоставлении льготы, в котором в качестве оснований должны указываться наименование и реквизиты документов.

Отсутствие четкого перечня документов может повлечь как требование о представлении излишних документов, так и непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих неиспользование им земельного участка в предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика». Поэтому существует возможность получения льготы налогоплательщиками, использующих земельные участки в предпринимательской деятельности, что повлечет за собой увеличение выпадающих доходов бюджета города.

Поскольку земельный налог является одним из основных источников формирования доходов бюджета города, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления, то необходимо принять меры для исключения неоднозначного толкования Положения о земельном налоге и неправомерного использования налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Отмечаем, что при рассмотрении споров суды исходят из следующего «если в правоустанавливающем документе на земельный участок значится вид разрешённого использования, связанный с предпринимательской деятельностью, то индивидуальному предпринимателю необходимо самостоятельно исчислять налог и сдавать налоговую декларацию. Обязанность по исчислению и уплате налога зависит не только от фактического использования земельного участка в предпринимательской деятельности в определённый период, определяющим также является предназначение участка для использования в предпринимательской деятельности, которая может осуществляться в будущем»[4].

Учитывая требования Налогового кодекса РФ и существующую судебную практику, предлагаем следующее.

  1. Установить в Положении о земельном налоге основания применения налоговых льгот – заявление и перечень документов, которые будут являться подтверждением права на льготу.
  2. Учитывая возможные трудности при определении оснований —  документов, подтверждающих «неиспользование налогоплательщиками земельных участков в предпринимательской деятельности», необходимо либо исключить формулировку «не используемых ими в предпринимательской деятельности» из пунктов 5.2, 5.3 Положения о земельном налоге, либо заменить ее на слова «не предназначенных для предпринимательской деятельности согласно виду разрешенного использования».

 

Контрольно-счетная палата города считает возможным рекомендовать Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.

 

Приложение: письмо Федеральной налоговой службы от 16.11.2015                  № БС-4-11/19976@ «О направлении рекомендуемой формы заявления о предоставлении льготы по имущественным налогам» на 3 л. в 1 экз.

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты города                                                                 И.И. Володина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берестовая О.В.

52-83-76



[1] Решение Сургутской городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – решение Думы города, Положение о земельном налоге).

[2] Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[3] Письмо Федеральной налоговой службы от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@ «О направлении рекомендуемой формы заявления о предоставлении льготы по имущественным налогам».

[4] Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 № 15АП-10209/2015 по делу № А53-20046/2014.