Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества МКУ «Наш город» за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года»

В соответствии с пунктом 2.1 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2016 год, утвержденного распоряжением Председателя от 25.12.2015
№ 01-06-166/КСП, специалистами Контрольно-счетной палаты города проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества МКУ «Наш город» за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года», по результатам которого установлено следующее.

Уставными целями деятельности МКУ «Наш город» являются:

— содействие эффективному осуществлению местного самоуправления посредством работы с населением города и поддержка гражданских инициатив[1], имеющих общегородское значение;

— взаимодействие с органами территориальных общественных самоуправлений в решении проблем территорий города с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей жителей;

— организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Из целей деятельности учреждения не представляется возможным определить, на реализацию каких полномочий органов местного самоуправления (оказание муниципальных услуг или выполнение функций органов местного самоуправления) они направлены, что не соответствует статье 6 Бюджетного кодекса РФ, статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Достигать поставленные перед МКУ «Наш город» цели помогали 27 пунктов по работе с населением, которые не являются структурными подразделениями учреждения, вместе с тем, за ними закреплены сотрудники двух отделов. В ходе мероприятия отмечено, что основная часть функций пункта по работе с населением дублирует отдельные уставные виды деятельности МКУ «Наш город», что подтверждается фотографиями рабочего дня сотрудников пунктов по работе с населением.

Из 20 видов уставной деятельности МКУ «Наш город» по 9 видам не представилось возможным установить их соответствие уставным целям, что не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Отдельные виды деятельности МКУ «Наш город» дублируют друг друга, а также дублируют полномочия других структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений, ТОС. В проверяемом периоде МКУ «Наш город» осуществляло деятельность, которая входила в компетенцию других высших должностных лиц, а не к компетенции куратора учреждения – заместителя Главы Администрации города, в компетенцию которого входят полномочия в сфере обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа.

На базе пункта по работе с населением № 31 (ул. Грибоедова, 3) осуществляет свою деятельность Центр общественного доступа (далее – ЦОД), созданный с целью повышения компьютерной грамотности населения посредством развития системы центров общественного доступа к информации, государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме. В ходе проверки установлено, что при размещении оборудования ЦОД учреждением не обеспечены правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а также 60-часовой график работы ЦОД в неделю (с учетом работы в один из выходных дней), что не соответствует «Требованиям к организации функционирования ЦОД».

По результатам анализа вида деятельности «Изучение общественного мнения путем организации социологических исследований и опросов населения города по социально значимым вопросам. Подготовка материалов и результатов социологических исследований» установлено, что информация о практическом использовании результатов проведенных социологических исследований отсутствует (кто, когда и где их использовал, как эти исследования повлияли на ту или иную деятельность Администрации города, какие были приняты решения на их основе, кому и чем они помогли), в связи с чем не представляется возможным установить эффективность использования бюджетных средств на проведение социологических исследований.

В целях взаимодействия с органами ТОС в решении проблем территорий города с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей жителей учреждением осуществлялось оказание методической, организационной, материально-технической и финансовой поддержки деятельности ТОС. Указанная поддержка относится к поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, о чем свидетельствует включение ТОС в муниципальный реестр социально-ориентированных организаций по результатам предоставления разных видов поддержки.

По состоянию на 01.01.2016 в городе Сургуте зарегистрировано 30 ТОС, из них:

— 16 ТОС в 2014-2015 годах являлись пользователями муниципального имущества и получателями субсидий на общую сумму 39 984,65 тыс. рублей;

— 3 ТОС — не являлись получателями субсидий, но использовали муниципальное имущество (ТОС № 7, ТОС № 29, ТОС № 4);

— 11 ТОС – не являлись получателями поддержки.

В проверяемом периоде МКУ «Наш город» предоставлены субсидии ТОС на общую сумму 39 728,10 тыс. рублей. Фактически на реализацию ТОС собственных инициатив по вопросам местного значения, то есть на основную цель создания ТОС, направлено всего 2 774,05 тыс. рублей или 10,6% от субсидий на реализацию проектов (в основном на создание советов многоквартирных домов). Остальные средства использованы на разработку и реализацию проектов:

— способствующих привлечению общественности к благоустройству придомовых территорий;

— в области организации досуга детей и подростков по месту жительства;

— в области организации досуга граждан пожилого возраста по месту жительства;

— с целью создания условий для развития физической культуры и массового спорта на территории осуществления ТОС;

— направленных на организацию уборки придомовых территорий;

— на развитие ТОС[2]

В ходе контрольного мероприятия не представилось возможным установить, каким органом и в каком порядке все ТОСы признавались социально-ориентированными организациями с целью получения поддержки из бюджета города. В настоящее время нормативно не определён порядок подтверждения некоммерческой организации статуса социально ориентированной. В реестре социально-ориентированных некоммерческих организаций, размещенном на официальном сайте Администрации города, отражена неполная информация о ТОС, получивших поддержку от муниципального образования, что не соответствует подпункту 3 пункта 2 статьи 31.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ.

Наименования форм поддержки ТОС, указанные в программе «Развитие гражданского общества» и иных документах МКУ «Наш город», не соответствуют наименованиям форм поддержки, предусмотренным статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Также установлено отсутствие полной взаимосвязи муниципальных программ «Профилактика правонарушений» и «Развитие гражданского общества» с приоритетами социально-экономического развития, отраженными в Стратегии[3] и Плане мероприятий по ее выполнению, в том числе сопоставимость мероприятий программ с содержанием проектов Стратегии, сроков их реализации и показателей результатов.

В 2014-2015 годах были предоставлены субсидии ТОС «Союз» на обустройство спортивной площадки (ледового корта) на территории сквера в 20 А микрорайоне на сумму 610 000 рублей. Указанные субсидии использованы по целевому назначению, но в отсутствие правовых оснований использования земельного участка, предусмотренных статьей 26 Земельного кодекса РФ, а именно самовольно была занята часть участка, на которой проведены работы по обустройству спортивной площадки (ледового катка). Согласно информации МБУ «УЛПХиЭБ» в настоящее время проводятся проектно-изыскательские работы по созданию объекта «Сквер в 20 А микрорайоне» со сроком их окончания до 01.07.2016, предусматривающие, в том числе размещение новой спортивной площадки площадью 780 кв.м.

В ходе проверке выявлено, что учреждением приняты и оплачены невыполненные работы по устройству теплоизоляции пола из керамзита на сумму 64 419,89 рублей. Также установлены отдельные недостатки и нарушения законодательства о контрактной системе, порядка начисления и выплаты материального стимулирования народным дружинникам, единичные случаи оформления и согласования бюджетных смет ненадлежащим образом и нарушения сроков оплаты по обязательствам, составления штатного расписания.

Оценить правильность и корректность формирования бюджетных ассигнований на оплату труда работников МКУ «Наш город» не представилось возможным в связи с отсутствием конкретного порядка их формирования. Как показал анализ использования фонда оплаты труда, в 2015 году была выплачена премия по результатам работы за год на сумму 1 229 025,84 рублей, которая при расчете бюджетных ассигнований в проекте бюджета города на 2015 год не предусмотрена и не является выплатой за счет обоснованной экономии по фонду оплаты труда, что не соответствует пункту 5.7 Положения об оплате труда учреждения. Выявлены отдельные случаи излишнего начисления и выплаты заработной платы на общую сумму 1 598,49 рублей.

Установлено, что при выполнении одинаковых должных обязанностей (то есть за труд равной ценности) отдельные работники МКУ «Наш город» получают разную заработную плату (разница в месячной заработной плате при прочих равных условиях может составлять 16 919,48 рублей), что не соответствует требованиям статьи 22 Трудового кодекса РФ.

В отдельных помещениях пунктов по работе с населением МКУ «Наш город» предоставлены не только рабочие места председателям ТОС и сотрудникам сторонних организаций, но и отдельные помещения или их части, используемые ими для осуществления своей уставной деятельности и хранения имущества. При этом договоры безвозмездного пользования помещениями между МКУ «Наш город» и ТОС, отдельными сторонними организациями не заключены, передача помещений в безвозмездное пользование не оформлена документально, что не соответствует статье 689 Гражданского кодекса РФ, статье 16 решения Думы города № 604-IV ДГ.

 

По результатам мероприятия Контрольно-счетной палатой города предложено МКУ «Наш город» следующее.

1. Принять меры к внесению изменений в устав МКУ «Наш город», а именно:

а) Изложить цели, предмет и виды деятельности согласно полномочиям, предусмотренным статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставом города, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, статьями 2, 14 Федерального закона № 7-ФЗ, распоряжением Администрации города № 1340 и иными нормативными актами.

в) Определить основной вид деятельности в соответствии с подпунктом б) пункта 6.2 распоряжения Администрации города № 3671;

г) Исключить виды деятельности:

— «Иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации» согласно требованиям пункта 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ;

— «Осуществление функций администратора муниципальных программ в случаях и порядке, установленными муниципальными правовыми актами»;

— дублирующие друг друга либо «несвойственные» виды деятельности.

2. Привести коды по ОКВЭД в соответствие с фактически осуществляемыми видами деятельности согласно уставу учреждения и направить сведения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

3. Обратиться в Администрацию города для рассмотрения целесообразности исполнения учреждением функций (видов деятельности), закрепленных за отдельными структурными подразделениями Администрации города и учреждениями.

4. Как администратору программы «Развитие гражданского общества» принять меры к установлению показателей результатов ее реализации в соответствии со Стратегией, Планом мероприятий и иными документами стратегического планирования, что позволит скоординировать деятельность соадминистраторов и, соответственно, отразиться на результатах расходования бюджетных средств.

5. Разместить оборудование в ЦОД согласно требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и обеспечить полноценное функционирование ЦОД (60-часовой график работы ЦОД в неделю, работа в один из выходных дней) в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Требований.

6. Принять меры по нормативному урегулированию вопроса признания общественных организаций социально-ориентированными в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

7. Возместить в бюджет города средства в сумме 64 419,89 рублей, использованные на оплату невыполненных работ по устройству теплоизоляции пола из керамзита по муниципальному контракту от 26.08.2014 № 17, заключенному с ИП Собиров М.У.

8. Разработать и утвердить систему нормирования труда в учреждении в соответствии со статьями 159, 160 Трудового кодекса РФ, учитывая Методические рекомендации по нормированию, утвержденные приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504.

9. Устанавливать должностные обязанности работников в соответствии с Квалификационным справочником с целью определения условий оплаты труда работников на основе квалификационных характеристик, учитывая положения статьи 144 Трудового кодекса РФ.

10. Учитывать при приеме сотрудников на работу квалификационные требования к уровню образования и стажу работы, так как их отсутствие может привести к некачественному выполнению функций или оказанию муниципальных услуг, производственной травме, аварии и т.д.

11. Установить ежедневный порядок ведения журнала учета времени, отработанного в условиях ненормированного рабочего дня, с целью обеспечения его достоверности.

12. Разработать и утвердить порядок расчета ежемесячной доплаты молодым специалистам.

13. Рассмотреть вопрос об указании в муниципальной программе «Развитие гражданского общества» наименований форм поддержки, предоставляемых ТОС, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

14. Провести во взаимодействии с ТОС работу по наглядному размещению на официальном сайте Администрации города информации о деятельности ТОС, включая фотографии, слайды и иную информацию, проблемы граждан в городе, а так же рассмотреть возможность более широкого информирования населения о деятельности ТОС с учетом «Методических рекомендаций органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России.

15. Провести инвентаризацию помещений пунктов по работе с населением с целью выявления площадей и иного имущества, используемого ТОС и сторонними организациями в своей деятельности, оформления соответствующих документов и отражения операций в учете по передаче муниципального имущества в пользование сторонним организациям.

16. Рассмотреть возможность подключения видеокамер в пунктах по работе с населением к единому серверу, например, к аппаратно-программному комплексу «Безопасный город», функционирующему в МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба города», что позволит обеспечить постоянное наблюдение в режиме «онлайн» и оперативное реагирование в случае возникновения угрозы безопасности гражданам и имуществу.

17. Доработать учетную политику в соответствии с требованиями статьи 8 Закона № 402-ФЗ, пункта 6 Инструкции № 157н, а именно:

— утвердить рабочий план счетов бюджетного учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

— исключить из пункта 1.2 неактуальные документы (утратившие силу), например, приказы Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, от 21.12.2012 № 171н.

18. Разграничить цели, порядок и условия предоставления субсидии в соглашениях о сотрудничестве с ТОС.

19. Принять меры по рассмотрению вопросов на конференциях граждан о включении в структуру совета ТОС первичного звена в виде представителей данных советов многоквартирных домов, (например, председателей или старших по дому) и установлении процедуры (порядка) проведения заседаний и принятия решений с участием указанных представителей, в том числе их правомочности.

По результатам контрольного мероприятия подготовлен Отчет от 29.07.2016
№ 01-18-31/КСП, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и копия — в Прокуратуру города Сургута.

В адрес МКУ «Наш город» направлено представление об устранении выявленных нарушений и замечаний.

 

И.о. Председателя                                                                                                                                             В.И.Жуков



[1]Инициатива (от лат. initium — начало) — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности (Словарь по этике. Под. ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М. Политиздат. 1989. с. 447).

Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее — граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям (из Указа Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»).

[2] За счет субсидии на развитие ТОС могут осуществляться расходы: на содержание и обеспечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность ТОС; оплата труда; вознаграждение по договорам гражданско-правового характера; взносы во внебюджетные фонды; оплата обучения членов совета ТОС с целью повышения их профессиональных компетенций при осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения; финансирование расходов на содержание спортивного сооружения, пандусов жилых многоквартирных домов; прочие расходы, связанные с использованием средств субсидии; затраты на укрепление материально-технической базы.

[3] Утверждена решением Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года».