КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА СУРГУТА
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«Аудит в сфере закупок»
(рассмотрен на Коллегии Контрольно-счетной палаты города Сургута 18.02.2015г., утвержден распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города от 18.02.2015г. № 01-06-23/КСП, с изменениями от 14.04.2015г. № 01-06-46/КСП, от 25.08.2016г. № 01-06-120/КСП, от 01.02.2019 № КСП-01-06-6, от 23.01.2024 № КСП-01-06-2)
город Сургут
2015
1. Общие положения |
| стр. 3 |
2. Содержание аудита в сфере закупок |
| стр. 3 |
3. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок |
| стр. 5 |
4. Этапы проведения аудита в сфере закупок |
| стр. 6 |
5. Формирование и размещение обобщённой информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок |
| стр. 12 |
6. Приложения: |
|
|
6.1. Типовая программа |
| стр. 14 |
6.2. Примерная структура представления данных о результатах аудита в сфере закупок для подготовки обобщённой информации |
| стр. 20 |
1. Общие положения
1.1. Стандарт «Аудит в сфере закупок» (далее – Стандарт) внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счётной палатой города Сургута, разработан на основании:
— статьи 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований»;
— статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
— Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ;
— Регламента Контрольно-счетной палаты города, утверждённого распоряжением Председателя КСП от 31.05.2013 № 01-06-44/КСП;
— Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утверждённых Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 года № 21К (854));
— Методических рекомендаций по проведению аудита в сфере закупок, утверждённых Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 марта
1.2. Целью Стандарта является установление рекомендуемых для выполнения методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления муниципальными контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту формирования и контролю исполнения бюджета муниципального образования, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объектов аудита (контроля).
1.3. Задачами Стандарта являются определение:
— задач, предмета и объектов аудита в сфере закупок;
— основных источников информации для проведения аудита в сфере закупок;
— этапов проведения аудита в сфере закупок и их содержания;
— порядка подготовки и размещения обобщённой информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Стандарте, соответствуют понятиям, установленным статьёй 3 Закона № 44-ФЗ.
1.5. При проведении аудита в сфере закупок, в зависимости от формы его проведения (контрольное или экспертно-аналитическое мероприятие), наряду с требованиями настоящего Стандарта подлежат применению общие правила и требования, установленные стандартами внешнего муниципального финансового контроля КСП города «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», «Проведение контрольного мероприятия».
2. Содержание аудита в сфере закупок
2.1. Аудит в сфере закупок – это вид внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой города Сургута (далее – КСП города) в соответствии с полномочиями, установленными статьёй 98 Закона № 44-ФЗ.
2.2. Цель аудита в сфере закупок – анализ и оценка результатов закупок, достижение целей осуществления закупок.
Итогом аудита в сфере закупок является оценка уровня обеспечения муниципальных нужд с учётом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, результативности и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объёму, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
2.3. Задачи аудита в сфере закупок:
— проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки);
— выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.
Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок, в том числе: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта.
2.4. Предметом аудита в сфере закупок является процесс расходования средств бюджета городского округа город Сургут, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2.5. В процессе проведения аудита в сфере закупок проверяются, анализируются и оцениваются:
— организация и процесс планирования закупок;
— законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки, эффективность и результаты использования бюджетных средств;
— система ведомственного контроля в сфере закупок;
— система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
2.6. Объектами аудита в сфере закупок являются заказчики, на которых распространяются полномочия КСП города в сфере внешнего муниципального финансового контроля.
В рамках мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб (назначаемых контрактных управляющий) и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
2.7. Аудит в сфере закупок может быть осуществлён путём проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также отдельным вопросом указанного мероприятия (как контрольного, так и экспертно-аналитического).
2.8. К участию в аудите в сфере закупок (при необходимости) могут привлекаться учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее – внешние эксперты).
3. Источники информации для аудита в сфере закупок
3.1. При аудите в сфере закупок рекомендуется использовать следующие источники информации:
1) законодательство о контрактной системе, включая Закон № 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок;
2) нормативные документы, содержащие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
3) внутренние документы заказчика:
— документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (в случае отсутствия контрактной службы — документы о назначении контрактного управляющего, должностная инструкция);
— документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
— документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;
— утверждённый план-график;
— документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
— иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;
4) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утверждённые заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru), а именно:
— планы-графики;
— информация о реализации планов-графиков;
— информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
— реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;
— реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;
— каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;
— правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
— отчёты заказчиков, предусмотренные Законом № 44-ФЗ;
— извещения об осуществлении закупок, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;
— информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, предусмотренном Законом № 44-ФЗ;
— результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
— иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
5) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
6) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;
7) печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках;
8) данные статистического наблюдения;
9) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе отчёты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приёмки, платёжные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка;
10) результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов;
11) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;
12) электронные базы данных органов исполнительной власти;
13) интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг;
14) иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита.
4. Этапы аудита в сфере закупок
4.1. Аудит в сфере закупок включает в себя три этапа:
— подготовительный этап;
— основной этап;
— заключительный этап.
В процессе проведения аудита в сфере закупок собирается обширная информация, изучается большое количество документов и материалов, что требует значительных временных затрат. В связи с этим, срок его проведения может составлять до шести месяцев. Различия в соотношении затрат времени по каждому этапу в отдельности, и, соответственно, всего аудита в сфере закупок в целом, могут варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от объекта и масштаба проведения аудита в сфере закупок.
4.2. Подготовительный этап аудита в сфере закупок.
На подготовительном этапе аудита в сфере закупок осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита, анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа мероприятия.
При осуществлении анализа специфики предмета и объекта аудита рекомендуется выявить и проанализировать существующие риски неэффективного использования бюджетных средств.
Сбор данных и информации на подготовительном этапе рекомендуется осуществлять путём анализа и оценки информации о закупках объектов аудита в открытых информационных системах, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к предмету аудита в сфере закупок, из других открытых источников (в том числе единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, электронных торговых площадок, официальных сайтов контрольных органов в сфере закупок, официальных сайтов объектов аудита, данные государственной статистики).
Информация по предмету аудита закупок (при необходимости) может быть получена путём направления в установленном порядке в адрес руководителя (руководителей) объекта аудита в сфере закупок запросов о представлении информации.
Формирование программы мероприятия осуществляется в соответствии с требованиями, установленными стандартами внешнего муниципального финансового контроля КСП города «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», «Проведение контрольного мероприятия».
Типовая программа проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 1 к настоящему Стандарту.
4.3. Основной этап аудита в сфере закупок.
На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы мероприятия.
Оформление рабочей и промежуточной документации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными стандартами внешнего муниципального финансового контроля КСП города «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», «Проведение контрольного мероприятия».
В ходе проведения мероприятия подлежат рассмотрению следующие основные вопросы:
— наличие, порядок формирования и организация деятельности контрактной службы (назначения контрактного управляющего);
— наличие, порядок формирования, организация работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
— порядок выбора и функционал специализированной организации;
— порядок организации централизованных закупок и совместных конкурсов и аукционов;
— наличие утверждённых требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;
— организация и порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков;
— проведение обязательного общественного обсуждения закупок в случаях предусмотренных действующим законодательством;
— порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика, а также порядок его размещения в открытом доступе;
— обоснование закупки;
— обоснованность и законность выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
— обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
— проверка извещения об осуществлении закупки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства;
— проверка наличия в контракте обязательных условий;
— установление преимуществ отдельным участникам закупок: субъекты малого предпринимательства; социально ориентированные некоммерческие организации; учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы; организации инвалидов;
— наличие и соответствие законодательству обеспечения заявок;
— наличие и соответствие законодательству обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств;
— проверка соблюдения требований законодательства при оценке заявок;
— проверка протоколов, составленных в ходе определения поставщика, включая их наличие, требования к содержанию и размещению;
— применение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона;
— соблюдение сроков и порядка заключения контрактов;
— оценка законности внесения изменений в контракт, его расторжение (при их наличии);
— проверка наличия экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
— оценка своевременности действий заказчика по реализации условий контракта, включая своевременность расчётов по контракту;
— оценка соответствия поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах;
— оценка целевого характера использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;
— применение обеспечительных мер и мер ответственности по контракту.
В рамках проверки также анализируется информация о закупках заказчика за проверяемый и (или) отчётный период в разрезе закупок с учётом количественных и стоимостных показателей, а также с указанием поданных и отклонённых заявок участников.
Необходимо структурировать данную информацию по способам осуществления закупки – в разрезе конкурентных способов и с указанием закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должна анализироваться в разрезе закупок до 600 тыс. рублей и свыше 600 тыс. рублей.
Обобщение данной информации возможно в табличной форме.
4.3.1. Проверка, анализ и оценка целесообразности и обоснованности расходов на закупки.
На данном этапе осуществляется проверка обоснования закупки заказчиком на этапе планирования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана графика, анализ и оценка соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных муниципальных нужд, необходимых для достижения целей и реализации мероприятий муниципальных программ, выполнения установленных функций и полномочий органов местного самоуправления.
Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования, в том числе с использованием правил нормирования как запланированных закупок, их объёмов (количества), так и требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, их необходимости. При оценке обоснованности расходов на закупки следует обращать внимание на формулировки предмета закупки, в том числе на размытые и некорректные формулировки, которые не позволяют определить вид товаров (работ, услуг), подлежащих закупке.
В рамках мероприятия также целесообразно оценить качество планирования закупок заказчиком, в том числе путём анализа количества и объёма вносимых изменений в первоначально утверждённый план-график, а также ритмичность (равномерное распределение закупок) закупок в течение года.
4.3.2. Проверка, анализ и оценка своевременности расходов на закупки.
На данном этапе осуществляется проверка своевременности расходов на закупки заказчиком с учётом этапов планирования закупок товаров, работ, услуг, осуществления закупок, заключения и исполнения контрактов, анализ и оценка обоснованности сроков закупки, достаточных для исполнения условий контракта с минимальными расходами бюджетных средств и обеспечивающих своевременное достижение целей.
Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации контракта и достижения целей осуществления закупок в надлежащее время и с минимальными издержками.
В рамках мероприятия целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приёмки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику, подрядчику, исполнителю устранить недостатки.
4.3.3. Проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки.
На данном этапе осуществляется проверка и анализ эффективности расходов на закупки в процессе планирования закупок товаров (работ, услуг), определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключения и исполнения контрактов.
Под эффективностью расходов на закупки понимается эффективное применение имеющихся ресурсов, а также обеспечение с учётом соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок лучших условий исполнения контракта (по сравнению с другими участниками закупок) на основе критериев, указанных в извещении об осуществлении закупки, при одновременном достижении запланированных целей осуществления закупок.
При оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять следующие показатели (как в целом по объекту аудита за отчётный период, так и по конкретной закупке):
— потенциальная экономия бюджетных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов – это разница между начальными (максимальными) ценами контрактов в извещении об осуществлении закупки и средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные товары, работы, услуги, либо среднерыночными ценами контракта на однородные товары, работы, услуги (с учётом сопоставимых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая объём закупки, гарантийные обязательства, срок годности и т.п.);
— экономия бюджетных средств в процессе определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) – это снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов;
— дополнительная экономия бюджетных средств, полученная по результатам осуществления закупок, определяется (рассчитывается) в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счёт закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (дополнительные сервисные услуги, более высокие качественные характеристики и функциональные показатели продукции, более низкие последующие эксплуатационные расходы, более длительный срок гарантийного обслуживания и др.);
— экономия бюджетных средств при исполнении контрактов – это снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
В рамках оценки эффективности расходов на закупки рекомендуется рассчитать общую экономию бюджетных средств на всех этапах закупки, начиная с планирования и заканчивая исполнением контрактов путём суммирования указанных показателей.
Расчёт экономии в целом по объекту аудита, отдельным процедурам закупок может осуществляться также на основе данных формы федерального статистического наблюдения.
В рамках анализа и оценки эффективности расходов на закупки целесообразно оценивать соблюдение заказчиком принципа обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок.
При анализе конкуренции при осуществлении закупок за отчётный период рекомендуется применять следующие показатели:
— среднее количество поданных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок, поданных участниками, к общему количеству процедур закупок;
— среднее количество допущенных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок участников, допущенных комиссией заказчика к процедурам закупок, к общему количеству процедур закупок;
— доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – это отношение закупок, осуществлённых в соответствии со статьёй 93 Закона № 44-ФЗ, к общему объёму закупок (в стоимостном выражении).
После оценки данных показателей возможно их сравнение со средними по Российской Федерации и (или) региону (информация Росстата на официальном сайте zakupki.gov.ru).
При этом необходимо исключать из расчётов изначально неконкурентные закупки (наличие ограниченного числа производителей и продавцов, отсутствие на рынке поставщиков, подрядчиков, исполнителей, способных выполнить контрактные обязательства, например, по крупным централизованным закупкам).
4.3.4. Проверка, анализ и оценка результативности расходов на закупки.
На данном этапе осуществляются проверка и анализ результативности расходов на закупки в рамках исполнения контрактов.
Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объёме) и качестве) и целей осуществления закупок.
Оценка результативности расходов на закупки включает в себя как определение экономической результативности, так и достигнутого социально-экономического эффекта.
Экономическая результативность определяется путём сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования бюджетных средств, которые выступают в виде конкретных товаров, работ, услуг.
Социально-экономический эффект использования бюджетных средств определяется на основе анализа степени удовлетворения муниципальных нужд и достижения установленных целей осуществления закупок, на которые были использованы бюджетные средства. При анализе степени удовлетворения муниципальных нужд и достижения установленных целей осуществления закупок могут использоваться показатели, установленные муниципальными программами и/или иные показатели, согласованные с объектом аудита в сфере закупок, в том числе результаты независимого исследования общественного мнения и т.п..
4.3.5. Проверка законности расходов на закупки.
На данном этапе осуществляются проверка и анализ соблюдения объектом аудита законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок на этапах планирования и осуществления закупок.
Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках проводимой работы рекомендуется оценить как деятельность заказчика и уполномоченного органа (при наличии), уполномоченного учреждения (при наличии), так и деятельность формируемых им контрактной службы (контрактных управляющих) и комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, привлекаемых им специализированных организаций (при наличии), экспертов и экспертных организаций, а также работу системы ведомственного контроля в сфере закупок и систему контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
При выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений, соответствующая информация и материалы направляются в прокуратуру города Сургута и/или ФАС России (УФАС по ХМАО-Югре), орган исполнительной власти ХМАО-Югры для принятия мер реагирования (после утверждения отчёта о результатах контрольного мероприятия).
При подозрении в совершении незаконного действия (бездействия) со стороны участников контрактной системы в сфере закупок, имеющих признаки состава преступления, влекущих за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством и соглашениями с указанными органами.
4.4. Заключительный этап аудита в сфере закупок.
Результаты аудита в сфере закупок оформляются в соответствии с требованиями, установленными стандартами внешнего муниципального финансового контроля КСП города «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», «Проведение контрольного мероприятия».
В случае выявления отклонений, нарушений и недостатков необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита в сфере закупок. Указанные предложения (рекомендации) направляются в адрес объекта аудита в форме акта, представления, предписания.
5. Формирование и размещение обобщённой информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок
5.1. КСП города обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщённую информацию о таких результатах.
Обобщённая информация о результатах аудита в сфере закупок (далее – обобщённая информация) формируется и размещается в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru). Подготовка обобщённой информации может осуществляться по установленной в приложении 2 форме.
Приложение 1 к Стандарту внешнего муниципального финансового контроля «Аудит в сфере закупок»
Типовая программа проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия
Для внутреннего пользования
УТВЕРЖДАЮ Председатель Контрольно-счетной палаты города Сургута
_______________ инициалы, фамилия «___»__________ 20__года
|
|
|
Программа
проведения указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия указать наименование мероприятия
1. Основание для проведения указать форму мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия: в случае проведения планового контрольного или экспертно-аналитического мероприятия указать пункт плана работы КСП на год, внепланового — реквизиты соответствующего поручения.
2. Предмет указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия: средства бюджета муниципального образования городской округ город Сургут, использованные на осуществление закупок товаров, работ, услуг.
3. Объект(ы) указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия: указать полное наименование объекта(ов) (муниципального заказчика, заказчика).
4. Цель указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия: проведение анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Вопросы указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия:
— Анализ количества и объёмов закупок объекта аудита за отчётный период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя));
— Анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок;
— Анализ системы планирования закупок объектом аудита, включая анализ качества исполнения плана-графика;
— Анализ процесса обоснования закупок объектом аудита, включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов;
— Анализ процесса осуществления закупок объектом аудита на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и достижение экономии бюджетных средств;
— Проверка эффективности системы управления контрактами, включая своевременность действий объекта аудита по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки;
— Проверка законности расходов на закупки объектом аудита с указанием конкретных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— Анализ и оценка результативности расходов на закупки (наличие товаров, работ, услуг в запланированном количестве (объёме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом аудита.
5. Проверяемый период деятельности: указать период.
6. Сроки начала и окончания проведения указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия на объектах: в случае указания одного объекта даты начала и окончания проведения мероприятия необходимо указать сразу после двоеточия.
В случае указания нескольких объектов, даты начала и окончания проведения мероприятия указываются с новой строки, с присвоением соответствующей нумерации (6.1. 6.2. и т.д.) по каждому объекту.
7. Состав ответственных исполнителей:
7.1. Руководитель указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия: указать должность, Ф.И.О.
7.2. Участники указать форму проводимого мероприятия: контрольное или экспертно-аналитическое мероприятия: указать должность, Ф.И.О. участников контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, в том числе, привлечённых специалистов.
8. Срок представления проекта отчёта для согласования и указать должность, Ф.И.О. «___» __________ 20__года.
Руководитель указать форму проводимого мероприятия: мероприятия:
контрольное или экспертно-аналитическое
должность подпись инициалы, фамилия
Рассмотрено
Коллегией Контрольно-счетной палаты города
(протокол от «___» ___________20___г. №___)
Приложение 2 к Стандарту внешнего муниципального финансового контроля «Аудит в сфере закупок»
Примерная структура
представления данных о результатах аудита в сфере закупок
для подготовки обобщённой информации
за отчётный период
№ п/п | Результаты аудита в сфере закупок | Данные |
Общая характеристика мероприятий | ||
1 | Общее количество мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок | Указывается количество проведённых мероприятий |
2 | Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок | Указывается количество проверенных объектов |
3 | Общее количество и сумма контрактов на закупку, проверенных в рамках аудита в сфере закупок | Указывается количество контрактов и сумма (тыс. рублей) |
Выявленные нарушения | ||
4 | Общее количество нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных при аудите в сфере закупок по результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, | Указывается количество и сумма нарушений (тыс. рублей) |
| в том числе в части проверки: | — |
4.1 | организации закупок (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные закупки, совместные конкурсы и аукционы, утверждённые требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, общественное обсуждение крупных закупок) | Указывается количество нарушений |
4.2 | планирования закупок (план-график, обоснование закупки) | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.3 | извещения об осуществлении закупки (требования к участникам, требования к объекту закупки, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации о закупке, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам закупок) | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.4 | заключенных контрактов (соответствие контракта извещению об осуществлении закупки и предложению участника, сроки заключения контракта, обеспечению исполнения контракта, гарантийных обязательств) | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.5 | процедур закупок (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, применение порядка оценки заявок, протоколы) | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.6 | исполнения контракта (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям, целевой характер использования результатов) | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.7 | применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.8 | закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (обоснование и законность выбора способа осуществления закупки, расчёт и обоснование цены контракта) | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
4.9 | иных нарушений, связанных с проведением закупок | Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей) |
5 | Общее количество и сумма закупок, в которых при аудите в сфере закупок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе | Указывается количество закупок и сумма (тыс. рублей) |
Представления и обращения | ||
6 | Общее количество представлений (предписаний), направленных по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок | Указывается количество направленных представлений (предписаний) |
7 | Общее количество обращений, направленных по результатам мероприятий по итогам аудита в сфере закупок: |
|
7.1 | в правоохранительные органы | Указывается количество направленных обращений |
7.2 | в контрольные органы сфере закупок | Указывается количество направленных обращений |
Установление причин | ||
8 | Основные причины отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в ходе мероприятий в рамках аудита в сфере закупок | Указываются установленные причины (действия должностных лиц, недостаток методического обеспечения, правовые «пробелы» и т. д.) |
Предложения | ||
9 | Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки, в том числе нормативно-правового характера | Указываются предложения |