Председатель Контрольно-
счётной палаты города Сургута
________________ И.И. Володина
«02» декабря 2013г.
на проект постановления Администрации города Сургута «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы»
1. Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 №170- IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 №358-IV ДГ (с изменениями), стандартом «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённым распоряжением Председателя КСП города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП, проведена экспертиза проекта постановления Администрации города «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Сургуте на 2014-2020 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратор Программы – департамент городского хозяйства Администрации города (далее – ДГХ).
В ходе экспертизы проекта Программы проведены оценки:
— соответствия Бюджетному кодексу РФ, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города от 17.07.2013 № 5159 (с изменениями, далее — Порядок) и другим нормативным правовым актам, действующим в данной сфере регулирования;
— полноты анализа предметной ситуации;
— целей и задач Программы, а также мер по их исполнению;
— состава и установленных значений программных показателей;
— предлагаемых объёмов финансирования Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта муниципальной Программы сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ Программы
2.1. В соответствии с п.11 статьи 1 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 18.11.2009 №261-ФЗ (далее – Федеральный закон №261-ФЗ), установление требований к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является полномочием органов государственной власти РФ.
В соответствии с п.2 статьи 14 указанного закона, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – муниципальные программы энергосбережения) должны соответствовать требованиям, установленным статьёй 14 Федерального закона №261-ФЗ, и требованиям, утверждённым Правительством РФ.
Оценка положений проекта Программы на предмет соответствия действующему законодательству проведена КСП города с учётом указанных норм.
2.1.1. Анализ соблюдения требований к содержанию муниципальных программ энергосбережения, установленных статьёй 14 Федерального закона №261-ФЗ, выявил следующее:
— в Программе отсутствуют ожидаемые результаты в стоимостном выражении, характеризующие экономический эффект от реализации Программы, наличие которых предусмотрено пп.2 п.3 статьи 14 Федерального закона №261-ФЗ;
— в отсутствие соответствующих показателей, не установлены параметры сокращения расходов бюджетов на обеспечение энергоресурсами муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учётом изменений объёма использования энергоресурсов, обязательные для включения в муниципальные программы энергосбережения в соответствие с пп.7 п.3 статьи 14 Федерального закона №261-ФЗ;
(примечание: по мнению КСП города, в отсутствие утверждённой на федеральном уровне методики расчёта указанных выше показателей их применение в муниципальных программах энергосбережения на текущий момент нецелесообразно)
— значения целевых показателей не отражают увеличение количества высокоэкономичных транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению, что не соответствует требованиям пп.6 п.4 статьи 14 Федерального закона №261-ФЗ;
— значения показателей не отражают увеличения объёма внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению, необходимого на основании пп.8 п.3 статьи 14 Федерального закона №261-ФЗ. Динамика объёма привлечённых средств разнонаправленна в течение всего периода реализации Программы, и в целом объём привлечённых средств уменьшается с 65 593,0 тыс. руб. в 2014 году до 58 722,5 тыс. руб. в 2020 году;
— Программа не содержит мероприятий, обязательных для включения в муниципальные программы энергосбережения (в соответствии с п.6 статьи 14 Федерального закона №261-ФЗ), направленных на увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных ресурсов и возобновляемых источников, а также на энергосбережение и повышение энергоэффективности в транспортном комплексе.
2.1.2. Анализ соблюдения требований к содержанию муниципальных программ энергосбережения, установленных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1225, показал:
— из 34-х показателей, обязательных для включения в муниципальные программы энергосбережения, в анализируемой Программе учтены 28 показателей;
— не учтены в Программе показатели использования энергоресурсов из возобновляемых источников и вторичных энергоресурсов в связи с отсутствием в Программе данного направления деятельности, что вызвано отсутствием соответствующих мероприятий в отношении города Сургута в региональной госпрограмме, утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 №423-п (далее – региональная госпрограмма);
— не учтены в Программе показатели, характеризующие повышение энергоэффективности в транспортном комплексе в части общественного транспорта, поскольку город Сургут не подпадает под установленные условия их обязательного включения (муниципальным образованием не осуществляется регулирование тарифов на услуги перевозки);
— значения показателей, характеризующих результаты мероприятий по энергосбережению в отношении транспортных средств, используемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями, установлены на уровне 0, что указывает на формальный подход в их применении: формально — показатели включены, установленное требование выполнено, но фактически нулевые значения указывают на отсутствие необходимой деятельности в данном направлении.
2.1.3. В результате анализа перечня программных мероприятий установлено:
— из семи направлений деятельности, предусмотренных приказом Минрегионразвития РФ от 17.02.2010 №61, в Программу включены мероприятия по пяти направлениям (не предусмотрены, как уже отмечалось ранее, мероприятия по увеличению использования иных источников энергии и по энергосбережению в транспортном комплексе);
— перечень мероприятий в области энергосбережения, утверждённый указанным приказом Минрегионразвития, является примерным и носит рекомендательный характер.
2.1.4. Выявлены отдельные несоответствия содержания разделов Программы требованиям, установленным Порядком. Информация представлена в приложении к настоящему заключению.
2.2. В результате оценки полноты предметной ситуации установлено, что существующее состояние в сфере действия Программы оценено в разделе 1 не в полном объёме. Данный вывод сформирован по следующим основаниям.
2.2.1. Исходя из представленной в разделе информации об общем количестве светильников с натриевыми лампами уличного освещения и общем количестве электронных пускорегулирующих аппаратов для ламп наружного применения(при отсутствии объёмов потребности в них), нельзя сделать однозначный вывод – есть ли в городе соответствующая проблема, требующая решения, либо к моменту начала реализации Программы уже достигнут достаточный уровень обеспеченности данным оборудованием. Соответственно, если проблема заявлена — в Программу должны быть включены мероприятия для её решения, если проблема решена — необходимо пояснить, какими мерами обеспечено дальнейшее поддержание достигнутого уровня (например, включением соответствующих мероприятий по обслуживанию уличного освещения в муниципальную программу «Развитие транспортной системы в городе Сургуте…»).
2.2.2. Учитывая, что, в соответствии с требованием федерального законодательства, в Программе должны быть предусмотрены мероприятия по энергосбережению в отношении транспортных средств, используемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями, необходимо охарактеризовать текущее состояние в области энергосбережения в транспортном комплексе.
2.2.3. Исходя из раздела 1, необходима замена 132,2 км сетей водоснабжения, 76,7 км сетей водоотведения, 117,2 км тепловых сетей, что характеризует масштаб имеющейся проблемы развития города. При этом в рамках Программы планируется реконструкция 9,7 км сетей водоснабжения и ремонт 2692 погонных метров магистральных сетей, что не решает имеющуюся проблему. При таком значительном отклонении показателей существующей потребности и запланированных ремонтов, необходимо пояснить ситуацию с решением данной проблемы в целом (в том числе, об иных способах её решения — посредством реализации инвестиционных программ, возможно, других муниципальных программ).
2.3. Оценивая цели и задачи Программы, а также меры по их выполнению, КСП города считает необходимым отметить следующее.
2.3.1. Формулировка комплексной цели Программы ограничивает деятельность в рамках её реализации муниципальным сектором, системой коммунальной инфраструктуры и жилфондом. Соответственно, и программные мероприятия, направленные на достижение данной цели, могут быть предусмотрены только в данной сфере (оговоренной в формулировке цели). Такое изначальное ограничение возможного комплекса мероприятий приводит к несоблюдению требований, установленных Федеральным законом №261-ФЗ в отношении перечня мероприятий муниципальных программ энергосбережения.
2.3.2. Реализация отдельных мероприятий Программы может осуществляться на условиях их совместного финансирования в рамках соответствующих мероприятий подпрограммы 6 «Повышение энергоэффективности в отраслях экономики» региональной госпрограммы. С учётом имеющейся потенциальной возможности дополнительного финансирования из бюджета ХМАО-Югры (при выполнении муниципалитетом установленных условий софинансирования), цели и задачи Программы оценены на предмет их соответствия целям региональной госпрограммы. Несмотря на отсутствие дословного их взаимного соответствия, в целом цели и задачи Программы направлены на решение вопросов, аналогичных отдельным задачам указанной выше подпрограммы 6 региональной госпрограммы, что обеспечивает соблюдение требования п.4 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ.
2.4. По результатам анализа программных показателей необходимо отметить следующее.
Всего Программой предусмотрено 46 показателей результативности, при этом:
— в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №593, утверждение методики для расчёта 28 показателей в срок до 15.12.2013 закреплено за Министерством энергетики РФ по согласованию с Минрегионразвития РФ. На момент проведения настоящей экспертизы новая методика расчёта не утверждена, необходимые изменения в приказ Минрегионразвития РФ от 07.06.2010 №273 «Об утверждении методики расчёта значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе в сопоставимых условиях» не внесены. На основании вышеизложенного, оценка обоснованности установленных значений данных показателей нецелесообразна. По отдельным показателям плановые значения не установлены (до принятия указанной выше методики расчёта);
— достижение 11 показателей планируется за счёт использования привлечённых средств, значения определены на основе производственных программ СГМУП «Горводоканал», СГМУП «Городские тепловые сети», СГМУП «Тепловик»;
— показатели результативности 7 показателей определены на основе «прямого счёта», а также исходя из предусмотренных Программой объёмов бюджетного финансирования, коммерческих предложений потенциальных контрагентов, заявок управляющих компаний, откорректированных с учётом данных МКУ «Казна городского хозяйства» и очерёдности задач. Логическая согласованность параметров, участвующих в расчётах, не нарушена;
— в п.2.1.2 настоящего заключения указано, что установленные «нулевые» значения показателей результатов мероприятий по энергосбережению в транспортном комплексе свидетельствует о формальном подходе в их применении;
— значения показателей в Программе соответствуют значениям соответствующих показателей, предусмотренных в проекте бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов (далее – проект бюджета).
2.5. При анализе предлагаемых объёмов финансирования Программы установлено следующее.
2.5.1. Мероприятие 1.2.2.2 «оптимизация работы системы тепловодоснабжения зданий учреждений, обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных блоков)», реализация которого предусмотрена МКУ «ХЭУ» в 2014 году, не в полной мере обеспечено необходимым финансированием. В соответствии с представленной сметной документацией, стоимость работ составляет 6 212,26 тыс. руб., финансовое обеспечение, предусмотренное в Программе, составляет 5 405,1 тыс. руб. (причина отклонения – поздняя готовность локальных сметных расчётов, в срок после распределения предельных лимитов бюджетных ассигнований).
Учитывая указанные обстоятельства, в ходе реализации Программы необходимо принятие соответствующих мер по устранению имеющегося недостатка финансирования (возможно — за счёт экономии по результатам проведения конкурсных процедур на заключение муниципальных контрактов).
2.5.2. Реализация мероприятия 1.1.1.2 «организация и проведение обязательного энергетического обследования (первое – до 31.12.2012 года, последующие – не реже 1 раза в 5 лет) с составлением энергетического паспорта» в части, предусмотренной на 2014 год, на момент проведения настоящей экспертизы планируется за счёт средств местного бюджета в отношении 3-х зданий, расположенных по адресу ул.30 лет Победы, 19Б и переданных на баланс МКУ «ХЭУ» в 2013 году. В подпрограмме 6 региональной госпрограммы, утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 №423-п, предусмотрено мероприятие 6.26 «предоставление субсидий на проведение обязательных энергетических обследований органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры, муниципальных учреждений». Таким образом, существует потенциальная возможность привлечения к реализации мероприятия 1.1.1.2 средств софинансирования из бюджета ХМАО-Югры. Межбюджетные трансферты могут быть привлечены в 2014 году при выполнении муниципальным образованием условий софинансирования, установленных порядком реализации мероприятия 6.26 региональной госпрограммы (приложении 12), а также при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств ХМАО-Югры.
Учитывая указанные обстоятельства, в ходе реализации Программы необходимо принятие соответствующих мер по привлечению к реализации Программы средств вышестоящих бюджетов.
2.5.3. Общий объём бюджетных ассигнований в Программе соответствует параметрам финансирования, предусмотренным в проекте бюджета.
2.6. Финансово-экономические обоснования предоставлены в полном объёме.
2.7. При оценке соблюдения процедуры утверждения Программы установлено:
— в целом необходимые согласования и экспертизы Программы проведены, при этом в заключении департамента по экономической политике не отражена информация о результатах экспертизы на предмет соответствия параметров Программы основным направлениям социально-экономического развития города, предусмотренным в документах стратегического характера;
— сроки предоставления проекта Программы на экспертизу в КСП города, установленные п.6.3 Порядка, не нарушены.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата предлагает Администрации города:
3.1. Устранить технические ошибки, указанные в приложении к настоящему заключению.
3.2. Рассмотреть замечания, изложенные в пп. 2.1.1, 2.1.4, 2.2, 2.3.1 настоящего заключения.
3.3. Решение по результатам экспертизы КСП города в соответствии с пп.6.5 Порядка направить в адрес Контрольно-счётной палаты не позднее 15.01.2013 года.
Инспектор отдела контроля доходов,
расходов на развитие экономики и
государственное управление Л.И. Юхта
Приложение к заключению
от 02.12.2013№01-17-194/КСП
Анализ соответствия
содержания муниципальной программы требованиям, установленным
порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут
Наимено-вание раздела Про-граммы |
Положения Порядка |
Содержание замечания |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1 «Характери-стика текущего состояния | пп.5.5 Порядка | 1. Отсутствует характеристика текущего состояния дел в области энергосбережения в транспортном комплексе. |
2. Недостаточна характеристика текущего состояния дел в области обеспечения уличного освещения энергосберегающими светильниками и ЭПРАН (в отсутствие объёмов потребности в них невозможен однозначный вывод о наличии/отсутствии данной проблемы, в отсутствие соответствующих мероприятий невозможен вывод о способах её решения).
3. Проблема изношенности сетей и необходимости их замены, поставленная в разделе 1, не может быть решена только предусмотренными программными мероприятиями. При значительном отклонении показателей потребности в ремонтах и запланированных работ, необходимо пояснить ситуацию с решением данной проблемы в целом (в том числе, об иных способах её решения — посредством реализации инвестиционных программ, возможно, и других муниципальных программ).Раздел 2 «Цели и задачи Про-граммы»пп.5.6 Порядка1. Формулировка комплексной цели Программы, ограничивая деятельность в рамках её реализации муниципальным сектором, системой коммунальной инфраструктуры и жилфондом, не обеспечивает соблюдения требований, установленных Федеральным законом №261-ФЗ в отношении перечня мероприятий муниципальных программ энергосбережения.
2. Информация в графе 2 таблицы раздела 2 фактически не содержит обоснований сроков реализации Программы.Раздел 5 «Механизм реализации и управления Програм-мой»пп.5.9 Порядка1. В разделе предусмотрена подготовка ежемесячного отчёта по сетевому графику реализации Программы, в связи с чем необходимо определить:
— понятие «сетевой график» (содержание, периодичность его подготовки, разработчик, отвечающий за подготовку и т.д.);
— в какой срок и каким муниципальным правовым актом он утверждается.
2. Ответственность (в своей части) за выполнение мероприятий закреплена за исполнителями СГМУП «Горводоканал», СГМУП «ГТС», СГМУП «Тепловик», при этом в приложении 1 не отражена информация, какие конкретно мероприятия из перечня отдельных мероприятий программы 2 реализуются каждым из перечисленных исполнителей.Приложение 2 «Показа-тели результатов реализации Программы»пп.5.8, приложе-ние 4 к Порядку1. В разделе предусмотрены 2 показателя в области энергоэффективности в транспортном комплексе, по которым установлены плановые значения на уровне 0 ед. на все годы реализации Программы, что в данном случае отражает отсутствие необходимой деятельности и не имеет экономического смысла.
2. В приложении 2 допущены технические неточности:
— пропуск слов «учёта» после слова «приборов» в наименовании общих целевых показателей 3,4.