1. Общие положения
Контрольно-счётной палатой города (далее – КСП) на основании:
— статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
— пункта 7 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
— статьи 44 Устава города Сургута;
— пункта 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями);
— пункта 9 части 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями);
— стандарта «Экспертиза проектов муниципальных программ города Сургута», утверждённого распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-85/13КСП (с изменениями),
проведена экспертиза проекта постановления Администрации города Сургута «О внесении изменений в постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8974 «Об утверждении муниципальной программы «Молодёжная политика Сургута на 2014-2016 годы» (далее – проект постановления), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Администратором Программы является департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее – ДКМПиС, Департамент, Администратор программы).
Муниципальная программа «Молодёжная политика Сургута на 2014-2016 годы» (далее – Программа) рассмотрена на предмет соответствия требованиям Бюджетного кодекса РФ, постановления Администрации города от 17.07.2013 № 5159 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут» (с изменениями от 01.10.2014 № 6713, далее – Порядок № 5159) и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу реализации Программы.
Выводы по результатам настоящей экспертизы проекта постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
2. Анализ изменений, вносимых в Программу
2.1. Внесение изменений в Программу обусловлено:
— формированием проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – проект бюджета);
— внесением изменений в Порядок № 5159;
— внесением изменений в Распоряжение Администрации города от 28.08.2013 № 3050 «О разработке муниципальной программы «Молодёжная политика Сургута на 2014-2016 годы».
2.2. Проектом постановления предлагается изменить срок реализации Программы и установить его на период 2014 – 2020 годы.
2.3. Программа является составной частью социальной политики города, призвана содействовать сохранению и приумножению социально-экономического, политического и культурного потенциала молодёжи города в рамках единой государственной молодёжной политики.
Согласно стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (с изменениями, далее – стратегия государственной молодёжной политики), «государственная молодёжная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентноспособности и укрепление национальной безопасности».
Несмотря на то, что цель Программы – создание условий для реализации государственной молодёжной политики – не относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 — 2017 годах, задачи Программы не отражают основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов, в целом Программа отвечает основным направлениям стратегии государственной молодёжной политики.
2.4. В ходе настоящей экспертизы установлено следующее.
2.4.1. В разделе 1 «Характеристика текущего состояния» (далее – раздел 1) указано, что трудоустройство молодёжи осуществляется за счёт средств, выделяемых в рамках окружной программы «Молодёжь Югры».
Фактически трудоустройство молодёжи осуществляется за счёт средств межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в рамках государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 09.10.2013 № 413-п (с изменениями от 07.11.2014 № 418-п, далее – государственная программа).
В связи с чем предлагаем в текст раздела 1 внести соответствующие изменения.
2.4.2. В разделе 1 Программы неверно указана организационно-правовая форма учреждения – МАУ «Вариант» вместо МБУ «Вариант».
2.4.3. В разделе 1 Программы изложена проблема 3: «несмотря на сохранение количества числа трудоустроенных подростков и молодёжи на рабочие места, ежегодно потребность в данной услуге превышает на 15-20% количество трудоустроенных».
В связи с отсутствием анализа причин возникновения данной проблемы невозможно сделать однозначный вывод о корректности её формулировки. Поэтому КСП рекомендует дополнить характеристику данной проблемы анализом причин её возникновения.
2.4.4. Цель подпрограммы 2[1] и комплексная цель Программы, отражённые в приложении 1[2], не соответствуют целям, перечисленным в разделе 2 «Цели и задачи муниципальной программы» (далее – раздел 2).
Поскольку на экспертизу в КСП поступило 2 варианта одной отдельной страницы раздела 2 Программы, то верную формулировку комплексной цели определить невозможно.
Учитывая изложенное, необходимо наименование указанных целей привести во взаимное соответствие.
2.4.5. Объём финансирования Программы скорректирован с учётом проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов. Общий объём финансирования Программы, предусмотренный на 2016 год, отражён верно. Однако в приложении 1 к Программе допущена техническая ошибка, в результате которой объём бюджетных средств в 2016 году по Администратору Программы занижен на сумму 9 757 378,0 рублей.
2.4.6. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному Решением Думы города от 27.12.2013 № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (с изменениями от 30.09.2014 № 565-V ДГ, далее – Решение № 565-V ДГ), и составляет 279 432 392,0 рубля. Объём финансирования, предусмотренный на реализацию Программы, увеличился на 2 085 536,0 рублей в 2015 году и на 27 799 227,0 рублей в 2016 году по сравнению с Решением № 565-V ДГ. При этом значения целевых показателей Программы по сравнению с Решением № 565-V ДГ не изменились (таблица 1).
Таблица 1
Наименование |
согласно Решению № 565-V ДГ |
согласно проекту постановления |
Отклонения |
|||
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
2015 год (гр.4 – гр.2) |
2016 год (гр.5 – гр.3) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объём финансирования (руб.) |
278 641 047,0 |
263 450 721,0 |
280 726 583,0 |
291 249 948,0 |
2 085 536,0 |
27 799 227,0 |
Количество мероприятий, прове-дённых учрежде-ниями молодёжной политики, ед. |
977 |
987 |
977 |
987 |
0 |
0 |
Количество детей и молодёжи, отдох-нувших на базе лагерей с дневным пребыванием, чел. |
420 |
420 |
420 |
420 |
0 |
0 |
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета изменение объема бюджетных ассигнований по отношению к утвержденному в действующей редакции решению о бюджете на 2014 – 2016 годы в основном обусловлено:
— принятием новых расходных обязательств по уплате налога на имущество муниципальных учреждений в связи с отменой на региональном уровне ранее установленной льготы;
— увеличением расходов на оплату труда и начислений на выплаты на охрану труда, в связи с принятым на уровне города решением о повышении заработной платы педагогических работников в учреждениях молодёжной политики с целью реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
— принятием новых расходных обязательств по устройству ограждения на объекте «Центр специальной подготовки «Сибирский легион».
Аналогичная ситуация наблюдается с показателями подпрограммы «Организация мероприятий по работе с детьми и молодёжью» (далее – подпрограмма 1). Изменение наименования одного показателя[3] привело к уменьшению его значений на 429 единиц в 2015 и 2016 годах, что составляет около 20% от первоначального значения данного показателя. При этом объём финансирования подпрограммы 1 увеличился на 3 160 750,0 рублей в 2015 году и на 18 041 849,0 рублей в 2016 году (таблица 2).
Таблица 2
Наименование |
согласно Решению № 565-V ДГ |
согласно проекту постановления |
Отклонения |
|||
2015 год |
2016 год |
2015 год |
2016 год |
2015 год (гр.4 – гр.2) |
2016 год (гр.5 – гр.3) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объём фи-нансирова-ния (руб.) |
257 356 496,0 |
251 186 736,0 |
260 517 246,0 |
269 228 585,0 |
3 160 750,0 |
18 041 849,0 |
Количество молодёжи, трудоустроен-ных на рабо-чие места, чел. / Коли-чество за-ключённых трудовых до-говоров с подростка-ми и молодё-жью, ед. |
2 232 |
2 232 |
1 803 |
1 803 |
-429 |
-429 |
Увеличение бюджетных ассигнований на реализацию Программы при сохранении значений показателей результативности на ранее заданном уровне может свидетельствовать либо о наличии риска несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьёй 34 Бюджетного кодекса РФ, либо о недостатках состава показателей результативности (установленные показатели не обеспечивают полного отражения результатов расходования бюджетных средств).
Учитывая изложенное, КСП предлагает доработать состав показателей, характеризующих результаты реализации Программы с учётом необходимости соблюдения норм статьи 34 БК РФ.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования изменений, вносимых в Программу, (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении КСП на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
2.4.7. В нарушение пункта 5.7 (абзац 16) Порядка № 5159 наименование мероприятия 1.1.1.1[4]Программы не соответствует наименованию мероприятия, предусмотренного государственной программой. Поэтому с целью соблюдения требований пункта 5.7 (абзац 16) Порядка № 5159 предлагаем наименование мероприятия 1.1.1.1 изложить в следующей редакции: «Участие в конкурсе проектов муниципальных образований автономного округа, нацеленных на временное трудоустройство старших школьников и студентов, профессиональную ориентацию старших школьников (организация работы молодежных трудовых, сервисных отрядов)».
2.4.8. В нарушение пункта 5.7 (абзац 15) Порядка № 5159 наименование мероприятия 1.1.2[5] дублирует наименование мероприятий, содержащихся в муниципальной программе «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014 – 2016 годы».
В целях соблюдения пункта 5.7 (абзац 15) Порядка № 5159 предлагаем наименование мероприятия 1.1.2 изложить в следующей редакции: «Организация комплексного содержания объектов муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодёжной политики и спорта (предоставление коммунальных услуг, услуг по содержанию муниципального имущества), оказывающих муниципальную услугу «Организация мероприятий по работе с детьми и молодёжью».
2.4.9. Наименование мероприятия 1.1.1[6] подпрограммы 1 сформулировано некорректно, так как не конкретизировано об оказании какой муниципальной услуги идёт речь.
В целях исключения риска несоблюдения пункта 5.7 (абзац 15) Порядка № 5159 рекомендуем изложить наименование мероприятия 1.1.1 в следующей редакции: «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу «Организация мероприятий по работе с детьми и молодёжью».
2.4.10. Для выполнения задачи 1.1[7] подпрограммы 1 определено мероприятие 1.1.3 «Организация установки и обслуживания временных мобильных туалетов при проведении городских массовых мероприятий» (далее – мероприятие 1.1.3). По мнению КСП посредством реализации данного мероприятия не может быть достигнута указанная задача.
Данное замечание, отражённое в заключениях КСП (от 02.12.2013 № 01-17-190/КСП, от 25.02.2014 № 01-17-18/14КСП, от 27.08.2014 № 01-17-120/14КСП), Администратором программы не принято без обоснованной аргументации.
Рассмотрев позицию Департамента, КСП считает целесообразным повторно предложить предусмотреть в задаче 1.1 формулировку «проведение городских массовых мероприятий», поскольку включение подобных мероприятий в муниципальные задания на оказание муниципальных услуг, выданных учреждениям, не устанавливает эту взаимосвязь.
2.4.11. Общий объём финансирования мероприятия 1.1.1, отражённый в приложении 1 к Программе, не соответствует арифметической сумме объёмов финансирования мероприятий, входящих в его состав.
Возможно, это связано с тем, что в состав мероприятия 1.1.1 входит несколько мероприятий, а выделено только одно. В связи с этим КСП предлагает проверить полноту отражения информации, изложенной по мероприятию 1.1.1 в приложении 1 к Программе, и принять меры к устранению выявленного несоответствия.
2.4.12. Мероприятие 2.1.3 «Выполнение работ по сносу объекта: «Нежилое здание, г. Сургут, ул. Озерная, д. 11/1» подпрограммы 2 не соответствует поставленной задаче 2.1 «Создание современной среды учреждений молодёжной политики».
Данное замечание, отражённое в заключениях КСП (от 02.12.2013 № 01-17-190/КСП, от 25.02.2014 № 01-17-18/14КСП, от 27.08.2014 № 01-17-120/14КСП) не принято Департаментом по причине того, что снос объекта позволит планировать строительство нового объекта.
Поскольку в подпрограмме не предусмотрены мероприятия по осуществлению капитального строительства на месте снесённого объекта в течение всего срока реализации Программы, то КСП повторно обращает внимание на данное несоответствие.
2.5. В результате изменений, внесённых в Порядок, исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счётная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В представленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции КСП отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которые устранены утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
2.6. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний и недостатков, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к её содержанию.
3. Заключительные положения
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города предлагает Администрации города:
3.1.Устранить технические ошибки, изложенные в пп. 2.4.2, 2.4.5 настоящего заключения.
3.2. Рассмотреть замечания, изложенные в пп. 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8, 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11, 2.4.12 настоящего заключения.
3.3. Учесть предложения по устранению замечаний, изложенных в пп. 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8, 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 настоящего заключения.
3.4. Принять меры к реализации предложений, изложенных в пунктах 2.5, 2.6 настоящего заключения.
3.5. Информацию о результатах рассмотрения настоящего заключения направить в КСП города не позднее 25.12.2014 года.
Инспектор отдела контроля
расходов на социальную сферу Л.А. Бакина
[1] Подпрограмма 2 «Развитие инфраструктуры сферы молодёжной политики»
[2] Приложение 1 «Программные мероприятия, объём ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы «Молодёжная политика Сургута на 2014 – 2020 годы» (далее – приложение 1)
[3] Показатель «Количество молодёжи, трудоустроенных на рабочие места» изменён на «Количество заключённых трудовых договоров с подростками и молодёжью»
[4] Мероприятие 1.1.1.1 «Реализация программы «Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на временные рабочие места «Молодёжный трудовой отряд» в рамках «Конкурса проектов муниципальных образований ХМАО — Югры, нацеленных на временное трудоустройство старших школьников, студентов, профессиональную ориентацию старших школьников (организация работы молодёжных трудовых, сервисных отрядов)» (далее – мероприятие 1.1.1.1)
[5] Мероприятие 1.1.2 «Организация комплексного содержания объектов муниципальных учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодёжной политики и спорта (предоставление коммунальных услуг, услуг по содержанию муниципального имущества)
[6] Мероприятие 1.1.1 «Обеспечение функционирования и развития учреждений, оказывающих муниципальную услугу»
[7] Задача 1.1 «Развитие и сохранение направлений работы с молодёжью»