- Общие положения
Контрольно-счётной палатой города в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счётной палате, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), пунктом 6 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ (с изменениями), Стандартом экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 №01-06-85/13КСП (с изменениями) проведена экспертиза проекта постановления Администрации города (далее – проект Постановления) «О внесении изменений в постановление Администрации города от 12.12.2013 №8954 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 — 2016 годы» (далее – Программа), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
Программа рассмотрена на предмет соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут, утверждённому постановлением Администрации города Сургута от 17.07.2013 №5159 (с изменениями от 01.10.2014, далее – Порядок № 5159) и иным нормативным правовым актам, регламентирующим сферу реализации Программы.
Администратором Программы является муниципальное казённое учреждение «Наш город» (далее — Администратор), соадминистраторы Программы — управление общественных связей Администрации города, управление информационной политики Администрации города, департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города, департамент городского хозяйства Администрации города, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города, муниципальное казённое учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута», управление связи и информатизации Администрации города.
Выводы и предложения по результатам настоящей экспертизы проекта Постановления сформированы на основании представленных документов и информации.
- Анализ Программы
2.1. Проектом Постановления предлагается изложить Программу в новой редакции. Действие проекта Постановления предлагается установить с 01.01.2015 года.
2.2. Внесение изменений обусловлено подготовкой проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (далее – Проект бюджета), принятием решения Думы города от 30.09.2014 № 565-V ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 года № 455-V ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение № 565), изменением Порядка № 5159.
2.3. В части 2 статьи 80 Конституции РФ установлено, что: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». Указом Президента РФ от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (далее – Указ Президента) установлено, что: «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета».
В Указе Президента не установлены полномочия органов муниципальной власти по развитию гражданского общества в Российской Федерации.
В соответствии с паспортом муниципальной программы[1] основанием для разработки программы послужили Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), Устав города Сургута. В решаемых вопросах местного значения ни в Законе №131-ФЗ, ни в Уставе города Сургута к компетенции городского округа не относится развитие гражданского общества. Фактически программа направлена на поддержку гражданских инициатив.
Таким образом, предлагаем изменить название Программы для приведения в соответствие с Конституцией РФ, Законом №131-ФЗ, Указом Президента и Уставом города Сургута и фактически реализуемым мероприятиям Программы.
2.4. В Порядке № 5159 определены виды муниципальных программ (подпрограмм). Исходя из перечня мероприятий в Программе, рекомендуем выделить отдельно из Программы (или создать в действующей Программе – подпрограмму) – муниципальную программу (подпрограмму) функционирования МКУ «Наш город» для прозрачности отражения направляемого финансирования непосредственно на функционирование казенного учреждения и оказание услуг населению и организациям в рамках программы.
2.5. В разделе 3 проекта Постановления «3. Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию муниципальной программы и показатели результатов реализации муниципальной программы» определено, что «выполнения задачи «Совершенствование системы изучения и формирования общественного мнения по актуальным вопросам жизнеобеспечения (информирование населения), предоставление органам местного самоуправления аналитической информации о ситуации в городе» обеспечивается путем проведения социологических исследований по актуальным вопросам, в том числе по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций путем организации опросов населения и экспертных групп; организации аналитических и научных исследований с привлечением научных и образовательных учреждений, экспертов».
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 4[2] статьи 31 Закона №131-ФЗ и частями 4, 5 статьи 20 Устава города Сургута Дума города принимает решение о назначении опроса граждан и определяет его порядок. В Программе информация о соответствии данной норме не отражена.
Предлагаем устранить данное замечание.
2.6. В соответствии с Программой и распоряжением Администрации города от 05.09.2014 № 2605 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 27.08.2013 № 3012 «О разработке муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 — 2016 годы» установлены комплексная цель и 3 цели программы. По данной программе постановлением Администрации города Сургута от 17.10.2014 № 7088 «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов» (далее – Прогноз СЭР) установлена только одна цель программы «Создание условий для развития гражданского общества в городе Сургуте».
Рекомендуем Администратору цели отраженные в Программе и Прогнозе СЭР привести во взаимное соответствие.
2.7. В нарушение абзаца 3,4 пункта 5.6 Порядка № 5159 в разделе «Цели и задачи муниципальной программы» не установлены: обоснование сроков реализации программы и срок решения задач в пределах срока реализации муниципальной программы.
В приложении к Программе наименование «Комплексная цель программы…» между словом «цель» и «программы» пропущено слово «муниципальной». Контрольно-счетная палата города предлагает привести в соответствие наименование «Комплексная цель муниципальной программы» раздела 2 с приложением к Программе
2.8. В нарушение пункта 5.4 и 5.9 Порядка № 5159 подпрограммы не содержат раздел 4 «Механизм реализации муниципальной программы, систему организации контроля за исполнением муниципальной программы». Контрольно-счетная палата города предлагает Администратору привести структуру подпрограмм в соответствие установленными Порядком № 5159 или принять меры по внесении изменений в Порядок № 5159.
2.9. По сравнению с Решением № 565 объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году увеличен на 12 768 541 рубль и составляет 127 897 630 рублей, в 2016 году уменьшен на 9 139 335 рублей и составляет 106 239 701 рубль. Более подробно информация о вносимых изменениях в объемы финансирования мероприятий программы в разрезе мероприятий отражены в приложении 1 к настоящему заключению.
В связи с тем, что финансово-экономические обоснования бюджетных ассигнований на реализацию Программы (далее – ФЭО) представлены в составе материалов к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, возможные нарушения и замечания в части ФЭО (при наличии) будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 году соответствует объёму финансирования Программы, предусмотренному Решением № 565, и составляет 140 376 125 рублей.
2.10. В абзаце 17 Порядка № 5159 предусмотрены четыре вида показателей муниципальных программ. В представленной Программе в нарушение абзаца 20 Порядка № 5159 не установлены показатели конечных результатов реализации муниципальной программы.
2.10.1. Обращаем внимание, что Порядком № 5159 не установлена взаимосвязь между показателями мероприятий муниципальной программы и целевыми показателями результатов реализации муниципальной программы. По мнению Контрольно-счетной палаты города такая связь логична и необходима. В связи с чем, предлагаем Администрации города принять меры к внесению изменений в Порядок № 5159 с целью установления такой взаимосвязи. Данное замечание и предложение сформулировано на основании нижеследующего.
Пример показателей мероприятий муниципальной программы, которые не повлияли на формирование целевых показателей результатов реализации мероприятий Программы и не включены в их числовые значения (показатели из Подпрограммы 1. «Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения»):
— «Ввод в эксплуатацию, ед.»;
— «Площадь введённого в эксплуатацию общественного центра в п. Снежный, м2»;
— «Доля населения, получившая доступ к услугам общественного центра в п. Снежный, %»;
— «Количество проведённых акций по месту жительства для детей и подростков, ед»;
— «Количество сетевых портов подключения к транспортной сети передачи данных муниципальной информационной системы, ед»;
— «Количество обслуживаемых средств вычислительной, копировально-множительной техники и периферийного оборудования МКУ «Наш город», ед.»;
— «Количество обслуживаемых помещений МКУ «Наш город», ед.»;
— «Количество проведенных городских конкурсов «Лучший совет ТОС»»;
— «Количество участников мероприятий дополнительного образования (активистов ТОС и специалистов пунктов по работе с населением), человеко/посещения»;
2.10.2. Показатели результатов реализации Программы соответствуют показателям, отраженным в Проекте бюджета. Непосредственные изменения показателей указаны в Таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя, ед. измер. |
Значение показателя, в том числе |
|
2015 год |
2016 год |
|
Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы |
|
|
11. Количество заключенных договоров на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях поддержки общественно значимых инициатив, ед. |
|
|
Предусмотрено Решением № 565 [3] |
25 |
27 |
Проект постановления Администрации города |
20 |
20 |
Отклонение |
-5 |
-7 |
Другие показатели |
|
|
1. Количество сетевых портов подключения к транспортной сети передачи данных муниципальной информационной системы, ед. |
|
|
Предусмотрено Решением № 565 |
26 |
26 |
Проект постановления Администрации города |
27 |
27 |
Отклонение |
1 |
1 |
2. Количество обслуживаемых средств вычислительной, копировально-множительной техники и периферийного оборудования МКУ «Наш город», ед. |
|
|
Предусмотрено Решением № 565 |
133 |
133 |
Проект постановления Администрации города |
180 |
180 |
Отклонение |
47 |
47 |
3. Количество участников мероприятий дополнительного образования (активистов ТОС и специалистов пунктов по работе с населением), человеко/ посещения |
|
|
Предусмотрено Решением № 565 |
125 |
125 |
Проект постановления Администрации города |
125 |
— |
Отклонение |
0 |
-125 |
4. Количество заключённых договоров о предоставлении грантов в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, ед. |
|
|
Предусмотрено Решением № 565 |
20 |
22 |
Проект постановления Администрации города |
15 |
15 |
Отклонение |
-5 |
-7 |
По «Мероприятию 1.3: Акция среди детей и подростков по месту жительства «Автобус добра» в показателе «1. Количество проведённых акций по месту жительства для детей и подростков, ед.» по сравнению с Решением № 565 в Программе после слов «Количество проведённых …» исключено слово «благотворительных».
2.10.3. В Программу добавлено «Мероприятие 2.5. Осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению составления (изменения и дополнения) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции» и «Мероприятие 2.5.1. Опубликование списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции». Данное мероприятие выделено отдельно из «Мероприятия 2.4. Подготовка и издание еженедельной официальной газеты органов местного самоуправления».
Соответственно добавлен новый показатель «Количество полос опубликованной информации по спискам кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции ед.» со значением 10 в 2014 и 2016 годах, а финансирование установлено 32 030 рублей и 313 300 рублей соответственно. Причем показатель «Количество полос, вышедших в номерах еженедельной официальной газеты, ед.» из вышеуказанного мероприятия 2.4. не претерпел изменений.
Также в программе по «Мероприятию 2.1: Организация социологических исследований и информирование населения города по социально значимым вопросам» запланировано финансирование в размере 1 524 000 рублей и 1 353 300 рублей соответственно, а значение показателя «Количество распространённых по месту жительства информационных материалов по актуальным вопросам жизнеобеспечения и вопросам местного значения, тыс. листов» установлено на одном уровне – 100.
Замечания, указанные в данном пункте свидетельствуют о риске нарушения ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
2.11. В нарушение п. 5.11. Порядка № 5159 в пояснительной записке не отражен полный перечень вносимых изменений, не приложено описание расчета измененных показателей результатов реализации Программы по годам её реализации.
В целевых показателях результатов реализации муниципальной программы: «Количество жителей, участвующих в мероприятиях по правовому просвещению и пропаганде социально ответственного поведения (посещение бесплатных юридических консультаций), ед.»; «Количество жителей, вовлечённых в организацию и проведение совместных с органами местного самоуправления мероприятий по обсуждению социально значимых проблем и вопросов местного значения, ед.»; «Количество подписчиков муниципального печатного издания, ед.»; «Количество участников проектов по созданию и продвижению социальной рекламы, ед.»; «Количество участников городской выставки социально значимых проектов, ед.»; «Количество участников семинаров для социально ориентированных некоммерческих организаций, ед.» единицей измерения установлена ед. – единица. Для более корректного отражения показателей единицей измерения предлагаем установить – чел. (человек).
2.12. В связи с выявлением по результатам настоящей экспертизы нарушений Порядка № 5159, а также иных замечаний, недостатков и технических ошибок, обращаем внимание на необходимость проведения более качественной экспертизы Программы департаментом по экономической политике Администрации города на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к ее содержанию.
2.13. В отношении процедуры утверждения изменений Программы установлено следующее.
В результате внесённых изменений в Порядок исключена норма о проведении экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Контрольно-счетная палата города в экспертных заключениях на проекты муниципальных правовых актов об изменении муниципальных программ неоднократно рекомендовала рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств с внесением соответствующих изменений в Порядок.
В предоставленной информации об устранении замечаний (принятии/не принятии рекомендаций) по результатам экспертиз проектов об изменении муниципальных программ Администрация города указывает, что «проведение дополнительной экспертизы правовым управлением является излишней (избыточной) функцией».
О несостоятельности данной позиции Контрольно-счетная палата города отметила в заключении от 31.10.2014 № 01-17-171/КСП, с указанием выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ, которое устранено утверждением нормативного правового акта решением Думы города от 02.10.2014 № 563-V ДГ «Об установлении расходных обязательств на оказание услуги по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в специализированные медицинские учреждения».
На основании вышеизложенного, рекомендуем рассмотреть целесообразность проведения экспертизы правовым управлением Администрации города на предмет обоснования принятия расходных обязательств. Считаем, что проведение данной экспертизы позволит исключить риски принятия расходных обязательств, несоответствующих требованиям действующего законодательства и
полномочиям органа местного самоуправления, что положительно скажется на правовой подготовке проектов муниципальных программ и изменений, вносимых в них.
3. Заключительные положения
3.1. На основании вышеизложенного, Контрольно-счётная палата города предлагает Администрации города устранить замечания и учесть предложения, изложенные в пунктах 2.3., 2.4., 2.5., 2.6., 2.7., 2.8., 2.10., 2.10.1, 2.10.3, 2.11.
3.2. Принять меры к реализации предложений изложенных в пунктах 2.11. и 2.12. настоящего заключения.
3.3. Информацию о решении, принятом по результату настоящей экспертизы, направить в адрес Контрольно-счётной палаты города в срок до 22.12.2014.
Инспектор отдела контроля
в сфере закупок А.В. Рогаченко
[1] Распоряжение Администрации г. Сургута от 27 августа 2013 г. N 3012 «О разработке муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 — 2016 годы» (с изменениями от 05.09.2014 №2605).
[2] «Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.»
[3] В связи с тем, что Решение № 565 не содержит детализацию объема бюджетных ассигнований в разрезе программных мероприятий, то сравнение по объемам финансирования в разрезе мероприятий реализуемых в 2015-2016 годах произведено в сравнении с проектом внесения изменений в Программу обусловленных Решением № 565.