МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О дополнительной мере социальной поддержки
детей из семей, признанных малоимущими»

«16» сентября 2019 года                                  № КСП-01-17-52

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы проекта решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки детей из семей, признанных малоимущими» (далее – проект решения).
По результатам экспертизы установлено следующее.
Проектом решения предлагается установить с 01.01.2020 дополнительную меру социальной поддержки детей из семей, признанных малоимущими, имеющих место жительства на территории городского округа город Сургут, в виде компенсации фактической стоимости их проезда железнодорожным транспортом до места нахождения организации отдыха детей и их оздоровления и обратно при предоставлении департаментом образования Администрации города путевки в организацию отдыха детей и их оздоровления, в том числе в этнической среде, в случае отсутствия у родителей (законных представителей) ребенка права на получение компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно при наличии льготного отпуска за счет средств работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Формулировка части 1 проекта решения — условие об отсутствии права на получение компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно у родителей (законных представителей) детей при наличии льготного отпуска — воспринимается неоднозначно, что может создавать трудности в процессе правоприменительной практики. Так, наличие льготного отпуска в практике делового оборота означает предоставление работнику ежегодного отпуска с реализацией права на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. И наоборот, отсутствие права на компенсацию указанных расходов, как следствие, означает, что и льготного отпуска у работника нет. Вместе с тем, понятие «льготный отпуск» трудовым законодательством не предусмотрено.
Для устранения указанной неоднозначности толкования предлагаем слова «при наличии льготного отпуска» исключить из части 1 проекта решения либо иным образом уточнить формулировку периода и случаев, при которых возникает право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки.
2. Действующим законодательством установлены разные подходы к определению статуса малоимущей семьи. К примеру, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания её малоимущей зависит от целей, для которых устанавливается такой статус (для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, для получения государственной социальной помощи и т.п.).
В связи с чем, предлагаем уточнить в проекте решения порядок признания семей малоимущими — каким органом этот статус (малоимущих семей) будет признаваться, например, дополнив часть 1 проекта решения после слов «признанных малоимущими» словами «Управлением социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району» или иным образом уточнить порядок признания малоимущими.
Кроме того, считаем целесообразным предложить Администрации города в Порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки отразить на основании каких документов подтверждается этот статус (малоимущих семей).
3. Дополнительная мера социальной поддержки детей из семей, признанных малоимущими , предлагается к установлению в муниципальном образовании городской округ город Сургут впервые. Необходимость её установлена закреплена в перечне поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам Прямой линии Губернатора с жителями ХМАО – Югры.
Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительные меры социальной поддержки являются публичными нормативными обязательствами, которые должны исполняться в безусловном порядке в полном объеме.
В качестве финансово-экономического обоснования департаментом образования Администрации города представлен расчет суммы расходов на предоставление дополнительной меры социальной поддержки на 2020 – 2022 годы, исчисленной как произведение плановой численности детей из семей, признанных малоимущими, на среднюю стоимость проезда одного ребенка железнодорожным транспортом до места нахождения организации отдыха детей и их оздоровления и обратно.
Согласно пояснениям департамента образования Администрации города плановая численность детей «сформирована с учетом динамики роста численности детей, которым предоставлены департаментом образования Администрации города путевки в организацию отдыха детей и их оздоровления, в том числе в этнической среде, в 2018 и 2019 годах». Так, численность детей в 2018 году составила 6 человек, в 2022 году планируется предоставить 46 путевок детям из семей, признанных малоимущими. Информация о количестве детей и динамике этого показателя представлена в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Период

Количество детей

Динамика численности относительно предыдущего периода

Примечание

(порядок исчисления ДО)

человек

человек

%

1

2

3

4

5

6

1

2018 год

6

2

2019 год

10

+4

166,7%

10 / 6 = 1,666*100%

3

2020 год

16

+6

160,0%

10,00 + 166,7% = 16,67

4

2021 год

28

+12

175,0%

16,67 + 166,7% = 27,78

5

2022 год

46

+18

164,3%

27,78 + 166,7% = 46,30

Как показывают данные представленной таблицы 1, ежегодный прирост числа детей не является постоянной величиной (гр. 4, 5 таблицы 1), что объясняется порядком расчета, примененным департаментом образования — при определении численности детей использованы значения (численность и процентное соотношение) с точностью до сотых (гр. 6).
Согласно устным пояснениям специалистов департамента образования Администрации города в настоящий момент число детей из семей, признанных малоимущими, составляет 231. Указанное число (пофамильный список) доводится Управлением социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району до МКУ «Управление учета и отчетности образовательных учреждений» для использования при организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Сургута в учебное время по месту нахождения общеобразовательного учреждения. Информация о количестве семей города Сургута, признанных малоимущими, у департамента образования Администрации города отсутствует. Оценить правильность исчисления и корректность прогноза по числу детей, потенциально претендующих на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости их проезда железнодорожным транспортом до места нахождения организации отдыха детей и их оздоровления и обратно не представляется возможным в связи с тем, что отсутствует какая-либо информация заявительного / опросного характера о числе желающих воспользоваться указанной дополнительной мерой социальной поддержки.
Согласно пояснительной записке к проекту решения средняя стоимость проезда одного ребенка железнодорожным транспортом до места нахождения организации отдыха детей и их оздоровления и обратно рассчитана с учетом фактических расходов на оплату проезда одного ребенка железнодорожным транспортом в 2019 году и показателей уровня инфляции на 2020 – 2022 годы.
Таким образом, из расчета департамента образования Администрации города планируемый объем бюджетных ассигнований на финансирование рассматриваемых дополнительных мер социальной поддержки составит:
— в 2020 году – 087 792,00 рублей (16 чел. * 5 487 руб.);
— в 2021 году – 161 000,00 рублей (28 чел. * 5 750 руб.);
— в 2022 году – 276 920,00 рублей (46 чел. * 6 020 руб.).

В связи с тем, что дополнительные меры социальной поддержки имеют особый порядок утверждения и исполнения, поскольку являются обязательствами муниципального образования перед гражданами и должны быть предусмотрены бюджетом города в полном объеме, а также принимая во внимание основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Сургута, в частности, необходимость реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности системы социального обеспечения населения и оптимизацию мер социальной поддержки населения исходя из соблюдения принципов адресности и нуждаемости , и проведение инвентаризации и пересмотра действующих расходных обязательств в целях сокращения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления , считаем целесообразным рекомендовать принимать расходные обязательства в виде дополнительных мер социальной поддержки ежегодно, исходя из возможностей бюджета города на соответствующий финансовый год и плановый период. В связи с чем, предлагаем рассмотреть возможность изложить часть 3 проекта решения в части уточнения срока его действия, например, дополнив его словами «и действует до 31.12.2022 ».
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения
«О дополнительной мере социальной поддержки детей из семей, признанных малоимущими» не противоречит действующему законодательству, и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков